Политико-правовые основы миротворческой операции на Днестре
![]() |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Игнатьев В. В. Статья посвящена анализу политико-правовых оснований трехсторонней миротворческой операции на Днестре, функционирующей с июля 1992 г. по настоящее время. Отдельное внимание уделяется обзору предпосылок создания миротворческой миссии. Исследовано содержание и специфика договорно-правовой базы операции, в том числе в сопоставлении с международными основаниями и практикой проведения подобных миссий. Автор делает вывод о соответствии миротворческой миссии на Днестре универсальным принципам международных операций по поддержанию мира. |
Молдавская Советская Социалистическая Республика исторически являлась многонациональным государственным образованием, однако в 1989 г. Верховным Советом Молдавии были приняты законы о государственном языке и функционировании языков в МССР, обладающие выраженным дискриминационным характером. Данными правовыми актами Верховный Совет МССР придал государственный статус только молдавскому языку, кроме того, закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» предусматривал замещение всех руководящих постов и должностей, связанных с общением, исключительно лицами, владеющими государственным языком.
Наряду с этим был также принят закон «О возврате молдавскому языку латинской графики», которым отменялось действие закона Молдавской ССР от 10 февраля 1941 г. «О переводе молдавской письменности с латинского на русский алфавит». Само название этого закона свидетельствовало о неуважительном отношении к истории и культуре молдавского народа. Игнорировался факт использования молдаванами кириллической письменности на протяжении более чем 600-летней истории.
Итогом реализации данных законов в рамках избранного молдавским руководством курса на построение мононационального государства стали массовые преследования по языковому и национальному признакам т.н. «нетитульного» населения — русских, украинцев, гагаузов, болгар, армян, евреев и десятков иных народов и национальных меньшинств, проживающих на территории МССР.
Нежелание властей Кишинева учитывать законные интересы русскоязычного населения и искать компромиссные решения возникших проблем привели к вынужденному поиску оптимальных форм правовой и физической защиты интересов народа Приднестровья. Процесс формирования приднестровской государственности в современном ее виде проходил в экстремальных условиях распада Советского Союза. В течение 1989-1991 гг. приднестровской стороной предлагались такие формы сосуществования в общем с Молдовой государстве, как свободная экономическая зона, автономия, федерация, что находило отражение в соответствующих официальных документах Приднестровской Молдавской Республики.
Однако руководство Молдовы безапелляционно отвергало все предложения Приднестровья, избрав курс на силовое подавление республики и законных прав и интересов ее населения. В этих условиях Приднестровье на основании всенародного референдума и в соответствии с основополагающими нормами и принципами международного и советского права провозгласило образование собственного независимого государства. Решения первого приднестровского референдума получили свое юридическое оформление на Втором чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья. 2 сентября 1990 г. была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика, начался процесс формирования органов государственной власти.
Международное сообщество проигнорировало факт создания независимого приднестровского государства, которое также не было признано в качестве союзной республики властями Советского Союза. В 1991 г. ПМССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР). Мировое сообщество следовало в фарватере политической логики сохранения территориальной целостности Республики Молдова, которая, как это ни парадоксально, на момент своего признания уже объявила о лишении юридической силы правового акта, устанавливающего эту самую «целостность». Вместе с тем право народа Приднестровья на самоопределение международными институтами вообще не было принято во внимание. Многие приднестровские историки и политологи склоняются к мнению, что такой инерционный и поверхностный подход во многом спровоцировал развитие конфликтного сценария.
Пришедшие к власти в Молдове националистические силы под предлогом восстановления территориальной целостности государства развернули в 1992 г. широкомасштабные боевые действия с целью так называемого наведения конституционного порядка в Молдове, направленные на уничтожение демократически созданной государственности Приднестровья путем истребления самого носителя идеи независимости — приднестровского народа. Вооруженная агрессия Республики Молдова унесла более восьмисот жизней только с приднестровской стороны.
По мере эскалации противостояния в отношении мирного гражданского населения вооруженными силами Молдовы использовались самые жестокие репрессивные меры, о чем и было заявлено международным общественным трибуналом по итогам молдо-приднестровской войны, состоявшимся 2829 июня 1993 г. в Москве. Вторжение вооруженных формирований Молдовы в ряд районов Приднестровья сопровождалось массовым насилием над гражданским населением, террором, грабежами, мародерством, похищением людей, захватом заложников и иными методами силового подавления и изгнания русскоязычного населения.
Несмотря на то, что боевые столкновения повлекли гибель, увечья и страдания многих тысяч людей, разрушения на территории Приднестровья сотен объектов инфраструктуры и жилых домов, а позиции сторон становились все непримиримее, международное сообщество оказалось неспособным оказать необходимую своевременную помощь с целью немедленного прекращения кровопролития.
Основные усилия в этом направлении предпринимались до 31 декабря 1991 г. исключительно руководством СССР, а затем — Российской Федерации. Именно Россия осудила применение репрессий против населения, попытки силового решения политических разногласий, массовые грубые нарушения прав человека. Эта позиция, начиная с 3 марта 1992 г., с момента эскалации противоречий и начала полномасштабной вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья, была сформулирована в ряде заявлений Президента, Правительства и МИД Российской Федерации, в которых содержался настоятельный призыв остановить кровопролитие и урегулировать конфликт путем переговоров.
Активные боевые действия в Приднестровье велись в период с декабря 1991 г. по август 1992 г. в районе городов Бендеры и Дубоссары, и остановить развитие вооруженного конфликта помогло лишь активное военно-политическое вмешательство Российской Федерации.
В данном контексте уместно напомнить, что на начальном этапе военной агрессии Молдовы против Приднестровья имелся опыт создания т.н. мониторинговой миссии — «четырехсторонней группы военных наблюдателей», которые 8 мая 1992 г. были введены в зону конфликта (в г. Бендеры). В состав группы вошли представители России, Румынии, Украины, Молдовы, кроме того, привлекались представители Приднестровья. Сторонами было достигнуто согласие об общем прекращении огня с 9 июня 1992 г. Контроль соблюдения соглашения возлагался на военных наблюдателей, которые осуществляли мониторинг постов сторон. Однако данная мониторинговая миссия не смогла предотвратить эскалацию конфликта и нападение вооруженных сил Республики Молдова на город Бендеры.
Неоднократные настойчивые призывы и обращения народа Приднестровья, Верховного Совета ПМР и руководства Приднестровской Молдавской Республики к мировому сообществу, к России и Украине, к руководству самой Республики Молдова о прекращении войны были услышаны лишь спустя месяц после вторжения молдавских войск в приднестровский город Бендеры. 21 июля 1992 г. в Москве президентами Российской Федерации Б. Н. Ельциным, Республики Молдова М. И. Сне- гуром в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики И. Н. Смирнова было подписано Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».
В тексте данного документа указывалось, что Российская Федерация и Республика Молдова, стремясь к скорейшему и полному прекращению огня и урегулированию вооруженного конфликта в приднестровских районах мирными средствами, подтверждая приверженность принципам Устава ООН и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, приветствуя принципиальное взаимопонимание, достигнутое 3 июля 1992 г. между Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Молдова, договорились о том, что с момента подписания Соглашения конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга.
В п. 2 ст. 1 Соглашения указывалось: «С прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения и завершают этот процесс в течение семи суток. Целью такого разъединения является создание зоны безопасности между сторонами в конфликте. Конкретные координаты зоны будут определены особым протоколом сторон, участвующих в выполнении данного Соглашения».
Для обеспечения контроля за данными мероприятиями и режима безопасности в создаваемой зоне учреждалась Объединенная Контрольная Комиссия (ОКК), состоящая из представителей Молдовы, Приднестровья и России. Впоследствии в работе ОКК с экспертно-наблюдательными функциями стали принимать участие полномочные представители Украины и Миссии ОБСЕ в Молдове. В подчинение ОКК передавались созданные на добровольной основе воинские контингенты сторон, которые могли использоваться Комиссией в случаях нарушения Соглашения для расследования всех обстоятельств и принятия мер по восстановлению мира и правопорядка.
Город Бендеры как место пребывания ОКК и в силу особой сложности обстановки был объявлен Районом с повышенным режимом безопасности (РПРБ), который обеспечивается воинскими контингентами сторон подписанного Соглашения. Части 14-й армии России взяли обязательство строго соблюдать нейтралитет, а Молдова и Приднестровье — уважать этот нейтралитет. Кроме того, конфликтующие стороны, считая недопустимым применение любых санкций и блокад, обязались незамедлительно устранить любые помехи в движении товаров, услуг и людей, немедленно отменить чрезвычайное положение на территории Молдовы, сделать все необходимое для возвращения беженцев к местам их постоянного проживания, восстановления жилых и хозяйственных объектов, беспрепятственного допуска международной гуманитарной помощи в зону урегулирования.
В соответствии с Соглашением 1992 г. конфликтующие стороны в семидневный срок отвели в места постоянной дислокации подразделения своих вооруженных сил, боевую технику и вооружения. Осуществленное таким образом разъединение боевой составляющей конфликта преследовало своей целью создание четко определенной Зоны Безопасности между противоборствующими сторонами, в которую впоследствии были введены созданные Совместные Миротворческие Силы.
< предыдущая | следующая > |
---|