О некоторых особенностях правового режима прав страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц при добровольном страховании в Российской Федерации
![]() |
СТРАХОВОЕ ПРАВО Михалева А.Е. В статье рассматривается вопрос оценки условий фактического осуществления прав страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица по договорам добровольного страхования в России. Автор приходит к выводам о том, что критериями благоприятности правового режима могут выступать информационная доступность страховых услуг (размещение актуальной информации на официальном сайте страховой организации, ее репрезентативность, осуществление дополнительного консультирования клиентов); наличие объективной возможности выбора страхователя (неоднородность предлагаемых программ страхования); использование системы электронного документооборота; адекватность страховых тарифов; продуманность клиентского сервиса. |
В юридической науке и практике значимость вопроса обеспечения (в т.ч. охраны и защиты) прав человека и гражданина принимается за аксиому независимо от угла его рассмотрения (идеалистического, скептического или иного).
Однако отражение правовых возможностей в абстрактных формулировках (Конституции РФ, международных конвенций) было бы явно недостаточным для их использования в реальной жизни, придавало бы таковым исключительно декларативный, но не прикладной характер, в связи с чем основные права конкретизируются при регламентации отдельных видов общественных отношений: в том числе, правоотношений из договора страхования - в виде прав страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица. Так вот, страхование граждан, выезжающих за рубеж, при доступной цене vbr.ru/strahovanie/vzr/ обеспечивает максимальную защиту во время поездки.
Представляется, что для оценки уровня благоприятности существующих условий фактического осуществления прав страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица, методологически верным станет использование потенциала категории «правовой режим» как характеристики, отражающей «не только нормативно запрограммированную правотворческими органами, но и реальную степень обеспеченности прав и законных интересов субъектов в той или иной сфере общественных отношений», «не только нормативные ограничения или льготы, но и состояние реальной возможности или невозможности пользования правами».
В целом «правовой режим прав страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица» задается совокупностью всех нормативно предусмотренных и фактически осуществляемых правовых возможностей указанных специальных субъектов (т.е. обобщенное понятие «права страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица» охватывает целый ряд правовых дозволений, включая, например, право на получение страхового возмещения, право на отказ от договора и пр.).
Когда речь идет о добровольных формах страхования, необходимо учитывать присутствие большого количества диспозитивных норм в регулировании таких правоотношений, вследствие чего правовой режим прав страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица может варьироваться в зависимости от условий конкретного договора страхования, трансформироваться по согласованной воле сторон.
Спецификой закрепленного «на бумаге» правового режима прав страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица является существование некоторой промежуточной (между законом и договором) формы его регламентации - правил страхования, принимаемых страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно и определяющих условия страхования и порядок его осуществления, т.е., по сути, фиксирующих «нормы» локального уровня, которые задают (применительно ко всем договорам, заключаемым у конкретного страховщика на их основе) общие рамки страховых правоотношений (п. 3 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).
Представляется, что в первую очередь следует обратиться к законодательной характеристике самих договоров, которые выступают основаниями возникновения, изменения и прекращения страховых правоотношений.
Законодатель выделяет два основных вида договора страхования в зависимости от их объекта (т.е. природы страхового интереса): договор имущественного страхования и договор личного страхования.
Последний в соответствии со ст. 927 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) является публичным, что, несомненно, определяет особенности правового режима прав потенциального страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица по договору личного страхования, поскольку для его заключения достаточно инициативы страхователя (т.к. по ст. 426 ГК РФ страховщик обязан оказать указанную страховую услугу в отношении каждого, кто к нему обратится), а в случае необоснованного уклонения второй стороны страхователю предоставлена возможность воспользоваться таким способом защиты своих прав, как обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор (ст. 445 ГК РФ).
Как указывалось выше, собирательный институт прав страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица включает в себя ряд отдельных правовых возможностей.
В частности, статьи 929 и 934 ГК РФ закрепляют ключевое по своей сути право лица, в пользу которого заключен договор, на получение страхового возмещения (страховой суммы) при наступлении предусмотренного в нем события (страхового случая). Его фактическая осуществимость, влияющая на правовой режим (в реалистическом понимании) прав страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица в целом, может быть установлена:
- по степени сложности («бюрократизированности») процедур действительного получения денежных средств от страховщика. Так, необходимым условием активации страховых механизмов выступает надлежащее оформление, фиксация, а иногда и доказывание имевших место обстоятельств. Подобные требования к страхователю должны устанавливаться в разумных пределах, не создавая юридических препятствий на пути реализации прав и законных интересов;
- по наличию у страхователя средств дополнительного воздействия на своего контрагента, выполняющих в том числе и компенсационную функцию, дополнительно обременяющих страховщика при неисполнении или ненадлежащем исполнении своего обязательства.
Кроме того, с вопросами информационного контекста правовых взаимодействий страхователя и страховщика в несколько ином его аспекте связано закрепленное в ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в РФ» право страхователя, застрахованного лица, выгодоприобретателя, а также лица, имеющего намерение заключить договор страхования, на разъяснение положений, содержащихся в правилах страхования и договорах страхования, и получение иной необходимой информации, что по существу налагает на профессионального участника страхового рынка обязанность оказывать содействие своим клиентам, обеспечивая их осведомленность и достаточную компетентность при принятии тех или иных решений в рамках договора, оценивании возможных вариантов и исходов.
Наконец, страхователь, выгодоприобретатель, застрахованное лицо максимально свободны в определении своего статуса, т.к. ст. 958 ГК РФ закрепляет за ними право отказаться от договора страхования в любое время в одностороннем порядке.
В то же время правовой режим прав страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица необходимо характеризовать не только по теоретически существующим на уровне формальных источников правовым возможностям, но и по эффективности реализации нормативных положений, т.е. по фактической осуществимости запрограммированных законодателем прав.
Для проведения такой оценки в качестве образца и руководства следует использовать методические рекомендации, предлагаемые А. С. Автономовым и И. Н. Гавриловой для уполномоченных по правам человека, на основании которых представляется возможным «перепрофилировать» предлагаемые авторами критерии (которые по сути своей применимы к любой сфере жизни общества) для определения степени благоприятности правового режима прав страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица при добровольном страховании в Российской Федерации.
Во-первых, степень информационной доступности страховых услуг может быть установлена по следующим показателям: а) наличию актуальной и релевантной информации на официальном сайте страховой организации в сети Интернет; б) репрезентативности (ясности для лица, не обладающего специальными познаниями в сфере страхования, преимуществ и недостатков того или иного страхового продукта и его отличий от аналогичных вариантов, а также четкости требований о необходимых для получения страховой услуги документов и прочих условий эффективного взаимодействия со страховщиком); в) обеспеченности возможности получения консультаций специалистов по интересующим вопросам как для потенциальных, так и для действительных страхователей (в т.ч. в режиме онлайн, посредством организации телефона горячей линии и пр.).
Во-вторых, наличие у страхователей объективной возможности выбора подходящего контрагента, которое определятся по количеству субъектов, оказывающих страховую услугу отдельного вида, и неоднородности (неидентичности) содержания предлагаемого ими страхового продукта, т.е. вариативности условий страхового договора.
В-третьих, степень территориальной и инфраструктурной доступности страховых организаций, которая может быть не вполне приемлемой в отдаленных северных территориях, где зачастую не имеется соответствующих филиалов и представительств. При этом следует учитывать, что страховая услуга может предоставляться через страховых агентов, а также существует такой порядок взаимодействий страховщика и страхователя, как электронный документооборот.
В-четвертых, требуется учитывать также и финансовую доступность страховых услуг, т.е. насколько широка имеющаяся у граждан экономическая возможность приобретать специальный статус страхователя, вступать в страховые правоотношения.
Цена страховой услуги должна быть разумной и обоснованной, ведь чем ниже уплачиваемая страховая премия, тем меньше объем страхуемых рисков. Это обусловлено важнейшим фактором эффективного функционирования системы страхования, обеспечения защиты интересов клиентов - финансовой устойчивостью страховых организаций, ведь в случае недостаточности фонда средств, формируемого за счет страховых взносов (вследствие заниженного страхового тарифа), пострадать могут интересы всех получателей «выгодной», на первый взгляд, страховой услуги.
Тем самым, финансовая доступность страховых услуг определяется не самыми низкими страховыми тарифами в сопоставлении со средним уровнем жизни населения, а адекватностью расценок (определяемых по заранее установленным критериям), которые необходимы и достаточны для исполнения страховщиком всех принятых на себя обязательств.
Наконец, в-пятых, поведенческая (бихевиоральная) доступность страховых услуг требует существенной доработки, поскольку на сегодняшний момент едва ли можно говорить о доверии населения страховщикам и стремлении граждан вступать в страховые правоотношения.
Современный рынок страховых услуг начал формироваться относительно недавно (отмечается, что реально некоторое улучшение его конъюнктуры произошло лишь в 2005 г.), поэтому вследствие отсутствия устоявшейся практики функционирования страховых механизмов в отечественной правовой жизни возникает ряд проблем, связанных с невысокой страховой культурой всех участников страховых отношений.
Таким образом, категория правового режима в полной мере применима для определения эффективности реализации прав страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица, поскольку позволяет оценивать как нормативно заданные параметры правовых возможностей, так и их фактическую осуществимость в рамках страховых правоотношений.
< предыдущая | следующая > |
---|