Деятельность классификационных обществ: соотношение публичного и частного интересов
![]() |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Рождественская М.К. В статье анализируется правовая природа выполняемых классификационными обществами классификационных и конвенционных функций. Особое внимание уделяется вопросу о том, действует ли классификационное общество в публичном или частном интересе и могут ли быть четко разграничены классификационные и конвенционные функции. |
Институт классификационных обществ является важным элементом системы безопасности мореплавания. Эти организации проверяют соблюдение требований международных конвенций, технических стандартов, а также собственных правил при проектировании, постройке и ремонте морских судов, содействуя таким образом безаварийной эксплуатации судов, обеспечению безопасности человеческой жизни на море, сохранности грузов и защите окружающей среды. При этом деятельность классификационных обществ имеет двоякую природу. С одной стороны, эти организации осуществляют классификацию судов и морских сооружений, подтверждая их соответствие своим правилам по классификации, а с другой стороны, при делегировании им со стороны государства флага соответствующих полномочий, они могут проводить освидетельствования и выдавать свидетельства о соответствии судна международным договорам от имени морских администраций государств.
Анализируя правовую природу деятельности, осуществляемой классификационными обществами от имени государств флага, стоит отметить, что в п. 1 ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. закреплена обязанность каждого государства флага «эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом», и такие меры «необходимы для обеспечения безопасности в море...». В частности, это касается обеспечения того, чтобы «каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором». Суда должны соответствовать целому ряду унифицированных требований, которые закреплены в специальных международных конвенциях по безопасности на море и предотвращению загрязнения морской среды и носят название «конвенционных». Они включают в себя требования по конструкции судна, безопасности мореплавания, предотвращению загрязнения окружающей среды, управлению безопасностью, условиям труда и отдыха моряков и многие другие.
В то же время в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 г. (далее - СО- ЛАС-74), измененной Протоколом 1988 г., закреплено, что проверки и освидетельствования судов могут осуществляться морской администрацией государства флага самостоятельно или быть поручены «назначенным для этой цели инспекторам, либо признанным ею организациям» (правило 6, часть B). На практике в качестве «признанных организаций» выступают классификационные общества.
Таким образом, классификационные общества могут выполнять от имени морских администраций государств работы по освидетельствованию морских судов, плавучих сооружений и судоходных компаний на соответствие требованиям международных конвенций, а также - выдавать свидетельства, выполнять функции инспекционного органа, производящего соответствующий контроль в рамках классификационных и конвенционных услуг, а также другие работы и услуги.
Делегирование полномочий проистекает из необходимости: проведения тщательной технической экспертизы, которую могут обеспечить отдельные классификационные общества, предоставления услуг с большим географическим охватом, а также предотвращения необходимости проведения повторных проверок судов и, соответственно, дополнительных расходов судовладельца. Объем полномочий, предоставляемых признанной организации, остается на усмотрение государства флага и должен быть изложен в соответствующем соглашении между классификационным обществом и морской администрацией государства. Пункты, которые должно включать в себя такое соглашения, а также порядок взаимодействия морских администраций и классификационных обществ закреплены в Кодексе для признанных организаций ИМО, документе обязательного характера, который был принят в июне 2013 г. на 92-й сессии Комитета по безопасности на море ИМО и вступил в силу 1 января 2015 г. вместе с соответствующими поправками к Конвенции СОЛАС-74 и к Международной конвенции о грузовой марке от 5 апреля 1966 г., измененной Протоколом 1988 г. (далее - КГМ 66/68). Кроме того, на уровне ЕС деятельность классификационных обществ в качестве признанных организаций регулируется Регламентом (ЕС) № 391/2009 и Директивой 2009/15/ЕС.
Стоит также отметить, что в отношении конвенционных услуг существует комплексная система договорных отношений. Помимо того, что признанная организация заключает соглашение с государством флага о делегировании полномочий на проведение освидетельствований и выдачу свидетельств, она также подписывает контракт с судовладельцем на выполнение конвенционных услуг. Судовладелец напрямую заинтересован в получении конвенционных свидетельств, будь они выданы администрацией или классификационным обществом, поскольку, в противном случае, судно будет задержано портовыми властями.
В настоящее время практически все администрации делегируют свои полномочия по освидетельствованию и выдаче свидетельств классификационным обществам. Например, классификационное общество Бюро Веритас имеет признание 140 государств, Американское бюро судоходства - более чем 100 государств, Российский морской регистр судоходства - 70 государств.
Еще одним важным аспектом деятельности классификационных обществ является содействие работе портовых властей в целях минимизации количества субстандартных судов. По запросу портовых властей классификационные общества предоставляют информацию по любому из судов в их классе. Например, Международная ассоциация классификационных обществ (далее - МАКО) поддерживает деловые отношения с портовыми властями, передавая им необходимую информацию о классе и получая, в свою очередь, данные о задержаниях судов.
Наряду с деятельностью, осуществляемой от имени и по поручению государств флага, рассматриваемые организации также выполняют классификационные функции. Проведение классификации и освидетельствований является обязательным условием для регистрации судна (п. 1 ст. 22 КТМ РФ и п. 1 ст. 35 КВВТ РФ). При выполнении этой деятельности классификационные общества вступают в правоотношения с судовладельцем или судостроительной верфью, а иногда и с фрахтователями, грузовладельцами, покупателями и страховщиками. В данном случае классификационное общество выступает в правоотношениях от своего имени, а не от имени государства, как в случае выполнения освидетельствований и выдачи свидетельств от имени государства. При этом другой стороной этих правоотношений является судовладелец, за счет которого на возмездной основе судно должно подвергаться классификации и освидетельствованиям. В классификационном свидетельстве на судно также заинтересованы и другие стороны: страховые компании, фрахтователи, грузовладельцы и др.
Стоит отметить, что классификационные и конвенционные требования тесно взаимосвязаны и часто совпадают. Так, в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74 (Приложение I, Глава II-1, Часть 1, правило 3-1) классификационное свидетельство является обязательным условием для соответствия требованиям конвенции. В соответствии с КГМ 66/68 (Приложение I, правило 1) «судно, спроектированное, построенное, и поддерживаемое в состоянии, отвечающем соответствующим требованиям какой-либо организации, включая классификационное общество, признанное Администрацией... может рассматриваться как обеспечивающее приемлемый уровень прочности».
В свою очередь, требования, закрепленные в Конвенции СОЛАС-74, КГМ 66/88, а также - в конвенции Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 г., измененной Протоколом 1978 г., являются минимальными требованиями, внедряемыми в соответствующие правила классификационных обществ и требования МАКО. Кроме того, классификационные и конвенционные освидетельствования зачастую проводятся одновременно и могут охватывать одни и те же объекты технического наблюдения.
При выполнении рассматриваемых функций классификационное общество действует в соответствии с договором возмездного оказания услуг по классификации, заключаемым с судовладельцем (или судостроительной верфью). Условия договора согласовываются двумя сторонами в соответствии с правилами классификационного общества.
Важно четко обозначить обязанности классификационного общества в процессе оказания услуг. Процесс классификации начинается с рассмотрения чертежей и первоначального освидетельствования судна в постройке, а далее - в эксплуатации. Когда прекращает свое действие договор с судостроительной верфью и заключается новый с судовладельцем, последний принимает на себя обязательство обеспечивать, чтобы все периодические освидетельствования по поддержанию класса выполнялись в надлежащие сроки.
Договор на оказание услуг по классификации обязывает судовладельцев информировать классификационное общество во всех случаях, когда может быть произведено освидетельствование судна в доке или на стапеле. Кроме того, судовладельцы должны предоставить всю информацию о ремонте, которая может повлиять на класс судна, а также данные в отношении дефектов, повреждений, износа или поломок, которые могут сделать недействительными условия, на которых судну был присвоен класс.
Таким образом, классификационные общества по договору с судовладельцем, с одной стороны, осуществляют проверку соответствия судов своим техническим правилам, а с другой стороны, при наличии соответствующих полномочий, проводят освидетельствования судов и выдают свидетельства о соответствии национальным и международным требованиям в отношении безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от имени государства флага.
В связи с этим ряд исследователей (К. Абель, Э. Антапассис, Дж. Гриммер, Н. Лагони, Х. Пулидо Бегинес, А. К. Федоров, Х. Хонка) придерживаются концепции разделения функций классификационных обществ на публичные и частные.
Таким образом, подразумевается, что выполнение освидетельствований от имени и по поручению государств относится исключительно к сфере публичного права и направлено на удовлетворение публичных интересов, а деятельность по классификации - к сфере частного права и направлена на удовлетворение частных интересов. Несмотря на то, что в первом случае в правоотношениях участвует субъект, наделенный властными полномочиями по отношению к другим субъектам, а во втором случае участниками правоотношений являются субъекты, подчиненные государству, такое деление представляется и не совсем корректным.
Можно согласиться с позицией С. В. Бахина, который полагает, что схема разделения правоотношений, основанная на таком критерии, как защищаемый интерес, является слишком упрощенной и может ввести в заблуждение. Подобно рассматриваемым С. В. Бахиным отношениям в сфере иностранных инвестиций, правоотношения, связанные с выполнением классификационными обществами своих функций, могут из частноправовых перерасти в публично-правовые. Например, деятельность классификационных обществ от имени и по поручению государства флага, с одной стороны, представляет собой деятельность в публичном интересе, но при этом напрямую влияет на возможность судовладельца эксплуатировать судно, поэтому одновременно влияет и на сферу частных интересов. В то же время деятельность по техническому наблюдению и классификации судов не только направлена на удовлетворение частных интересов, связанных с необходимостью зарегистрировать и застраховать судно, но и напрямую влияет на безопасность мореплавания, иными словами, затрагивает как публичную, так и частную составляющую категории «интерес». Более того, в связи с тем, что классификационные общества содействуют обеспечению безопасности мореплавания, их деятельность можно причислить к деятельности в общественных интересах, которые представляют собой, как отмечает Н. Н. Косаренко, «официально признанные интересы, имеющие поддержку государства и правовую защиту».
Таким образом, как отмечал Ф. В. Тарановский, «частный и общий интересы настолько переплетены и слиты в праве, что невозможно их в нем отделить друг от друга, и еще менее возможно по их противоположению отличать частное право от права публичного».
Кроме того, стоит отметить, что деятельность классификационных обществ в публичном и частном интересе сложно разграничить еще и потому, что, во-первых, классификационные и конвенционные требования тесно взаимосвязаны и могут совпадать, а конвенционные и классификационные освидетельствования зачастую проводятся одновременно и охватывают одни и те же объекты технического наблюдения. Во- вторых, несмотря на наличие у классификационных обществ правил, разработанных ими на базе имеющегося опыта проведения освидетельствований, государства флага предписывают детальный порядок проведения освидетельствований судов от своего имени. В-третьих, судовладелец обязан сообщать администрации флага о любых проблемах, связанных с конвенционными освидетельствованиями, а также о состоянии судна, если оно может повлиять на процесс оказания указанных услуг. Судовладелец несет личную ответственность за мореходное состояние судна, а судно при этом проверяется на соответствие требованиям международных договоров государством флага через уполномоченную им признанную организацию.
При этом бесспорен тот факт, что характер интересов, на удовлетворение которых направлена деятельность классификационных обществ, должен учитываться, например, при установлении того, может ли классификационное общество, действуя от имени и по поручению государства, ссылаться на юрисдикционный иммунитет. Однако причисление деятельности по классификации исключительно к частной сфере интересов не является корректным, поскольку данная деятельность так же, как и освидетельствования от имени государств флага, имеет большое значение для общественных интересов, поскольку направлена на обеспечение безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016
< предыдущая | следующая > |
---|