Кроме того, в научной литературе выделяют этап «государственного» терроризма (с 60-х гг. XX в. до начала XXI в.), характеризующийся устойчивой связью между официальной политической властью и террористическими группами, совершение террористических актов по заданию или при поддержке государственных структур.
Подобная градация носит, на наш взгляд, условный характер. Авторы формировали свои концепции исходя из наиболее яркой, доминирующей формы осуществления террористической деятельности в тот или иной исторический период времени. Достоверно можно сказать, что терроризм действительно начинается в период становления революционных движений и длительное время сосуществует с ним. Однако анархизм не уничтожил революционный потенциал террористического акта, не вытеснил его из арсенала борца-радика- ла. Революционный террор сохраняется и в XX в. Идеологии национально-освободительного и религиозного характера, думается, несли в себе террористический элемент значительно раньше, чем это предусмотрено в хронологии Б. Гейджа и Д. Рапопорта: они оформились в один временной промежуток с анархической доктриной, использовались радикальными кругами, но на первый план вышли значительно позже, чем анархизм - только в период крушения колониальной системы.
Ряд исследователей не находят оснований для типологи- зации терроризма в зависимости от его внешних, формальных признаков. Так, В.В. Чеботарев выделяет четыре основных этапа развития терроризма по распространённости в общественно-политической жизни: становление (от времен античности до конца XVIII в.); классический (конец XVIII в. - первая половина XX в.); международный (вторая половина XX в.); глобальный (с начала XXI в.). С такой точкой зрения согласиться сложно. Представляется, что автор схематизирует путь эволюции террора, уклоняется от анализа существенных факторов его «жизненных проявлений». Сущность терроризма многогранна, в этом заключается одна из проблем его изучения и выработки легальных способов противодействия ему. Отказ от анализа идеолого-поведенческих форм терроризма может создать правовую неопределенность и как следствие возможность избегания ответственности виновным в терроризме лицам, если их действия могут квалифицироваться как дуалистические, сочетающие в себе черты как террористического, так и смежных с ним вариантов политического поведения.
Из представленных классификаций, тем не менее, четко следует главная специфическая черта террористической идеологии: ее несамостоятельный характер. Вырастая из идеи насилия как формы политического поведения, терроризм не обрел собственного доктринального учения. Теоретики революционного и реакционного направлений, которые говорили о терроре, всегда оговаривали о дозированном, умеренном его применении, критиковали «практиков», злоупотребляющих данным радикальным методом. Основоположники и анархизма и марксизма в своих работах настаивали на нетеррористическом характере учений, дистанцировались от ярлыка «террорист» в отношении своих последователей. Думается, что главная причина этого кроется в глубоком осознании преступности террористического поведения, нежелании оказаться в социальной изоляции из-за всеобщего непринятия такой тактики. Терроризм нуждался в оправдании, высокой целевой мотивации в глазах его приверженцев, поэтому он использовал идейную основу радикальных учений, имеющих социальную востребованность. Благодаря грамотной информационной подаче терроризм позитивно воспринимался частью общественного мнения ранее и нередко продолжает восприниматься также сейчас.
Представляется, что эволюционная классификация терроризма должна основываться на критерии глобализационной волны, о которой говорилось ранее. В связи с процессами глобализации можно выделить четыре последовательных хронологических этапа развития терроризма вообще и международного терроризма в частности.
Первый: этап становления охватывает период девятнадцатого и начала (до окончания Первой мировой войны). Специфическими международными чертами террора того времени были: господствующая анархическая идеология, формальноорганизованный характер в рамках Интернационалов (Первого, Антиавторитарного, Черного), преимущественная локализация в пределах Европы и в Северной Америке, преобладание политических убийств в структуре террористического поведения. Несомненно, международная форма терроризма в то время носила слабо выраженный, второстепенный по отношению к внутринациональному терроризму, характер. В этот период времени были сильны индивидуалистические мотивы, что выражалось в неустойчивости созданных объединений. Так, Первый Интернационал существовал чуть более 20 лет, Антиавторитарный - 5 лет, Черный - около 30 лет. Международные организации анархистов, использовавшие террористическую тактику были не эффективны, их стабильность поддерживалась лишь за счет личных связей руководителей. Можно отметить незначительность в количественном отношении акций международного характера в общем объеме террористических мероприятий. Все это позволяет сделать вывод о несамостоятельном характере международного терроризма в структуре террористических преступлений периода первой глобализационной волны, о том, что данный этап его развития можно назвать начальным.
В 20-е гг. ХХ века начинается второй этап, продолжающийся до конца 50-х гг. прошлого века. В целом, накал террористического движения становится ниже, чем в предыдущий период, приобретает иной целевой оттенок. Практически теряются революционные акции. Международный терроризм этого периода характеризуется индивидуальными и групповыми акциями протестного толка. Например, в 1934 г. в Марселе представителем болгарской радикальной Внутренней македонской революционной организации (ВМОРО) В. Черноземским был убит король Югославии Александр I. В 20-30-е гг. состоялась серия террористических убийств русскими эмигрантами советских дипломатов (В. Воровского, Т. Нетте, П. Воекова). Все эти акции в качестве цели предполагали обострение межгосударственных отношений, создание конфликтных, возможно до обострения до военного состояния, ситуаций.
Центры террористического поведения смещаются в районы цивилизационной периферии: колонии европейских держав, территории, борющиеся за свою этническую независимость. В целом в этот период можно констатировать главенствующий характер антиколониальной и национально-освободительной форм терроризма. Так, британские колониальные власти называли «Террористической войной» борьбу, которую вели еврейские, арабские организации (например, правая еврейская националистическая организация Иргун, выделившая из нее крайняя радикальная организация Лехи, арабская Черная Рука) в подмандатной Палестине в 30-40 гг. ХХ в.
Становится более явным терроризм, основанный на цивилизационных и религиозно-этнических противоречиях. Так, с 1928 г. в Египте начинает действовать организация «Братья- мусульмане». Первоначально социально-благотворительной направленности, она достаточно быстро трансформировалась в структуру антиколониальной и антизападной борьбы. Уже в середине 30-х гг. в механизме «Братьев-мусульман» появляются военизированные террористические группы, институт фидаев (смертников, жертвующих собой во имя ислама). По некоторым данным в 40-гг. ХХ в. численность организации достигала 1 миллиона человек. Идеология братьев-мусульман с начала своего существования предполагала международный характер мирной деятельности и борьбы. Цель организации была сформулирована как победа ислама в мире, борьба с европейским капитализмом и социализмом. В настоящее время «Братья-мусульмане» признаны террористической организацией в США, Великобритании, Израиле, России и других государствах.
< предыдущая | следующая > |
---|