Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Гражданское право Единство и дифференциация гражданско-правовых договоров, обеспечивающих создание, управление и прекращение юридических лиц

Единство и дифференциация гражданско-правовых договоров, обеспечивающих создание, управление и прекращение юридических лиц

Единство и дифференциация гражданско-правовых договоров, обеспечивающих создание, управление и прекращение юридических лиц


Изменения главы 4 Гражданского Кодекса Российской Феде­рации, внесенные Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99- ФЗ, означают модернизацию российского законодательства о юридических лицах. И, конечно же, они не могут не касаться основ правового регулирования договоров, обеспечивающих создание, управление и прекращение юридических лиц. Хотя в данной статье мы преимущественно будем рассматривать теоретические аспекты данной темы, но затронем и некоторые конкретные новеллы обновленной четвертой главы ГК РФ.

Договоры, обеспечивающие создание, управление и пре­кращение юридических лиц, обладают системным единством. В научной литературе отмечается, что «эффективное примене­ние гражданско-правовых норм в договорных обязательствах зависит прежде всего от внутренней согласованности системы договоров, построенной на объективных признаках», лежащих в основании классификации (систематизации) гражданских до­говоров. Этимологически «система» означает составное целое, ассамблею (греч. systema — целое, составленное из частей), со­вокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования. В связи с этим не случайно, что понятие «система договоров», данное А. Г. Быковым, под которым ученым предлагалось понимать совокупность догово­ров, обладающую внутренней целостной структурой, в основе которой лежит единство и взаимосвязь между отдельными договорами, не оспаривается до настоящего времени.

Набор элементов, составляющих конструкцию граждан­ско-правового договора, как правило, сходен для любых видов договоров, но вместе с тем имеются различия в содержании элементов и особенностях межэлементных взаимосвязей. Ха­рактеристика структуры гражданско-правового договора яв­ляется существенным аспектом его исследования с позиции системного подхода. Рассматривая любое явление системно, необходимо помнить, что специфика системы не исчерпыва­ется особенностями составляющих ее элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между опреде­ленными элементами. Определение элементов договора по­зволяет, во-первых, оформить конкретный договор, во-вторых, правильно провести квалификацию соответствующих догово­ров; в-третьих, разграничить гражданско-правовые договоры и выявить их особенности.

Нормативно-правовое регулирование договоров, обеспечива­ющих создание, управление и прекращение юридических лиц, носит гражданско-правовой характер, несмотря на их функцио­нальное различие. При этом единство правового регулирования закладывает Гражданский кодекс, определяющий элементную структуру для любого договора, общий порядок заключения, изменения, расторжения договоров, положения о договорной ответственности, общие положения о юридических лицах.

Для правильного определения юридической сущности лю­бого договора необходимо анализировать не только его эле­ментные составляющие — специфику его субъектного состава, предмета, содержания и формы, но и все существующие связи между ними, а также внеэлементные особенности: специфику заключения, изменения и прекращения договора, особенности договорной ответственности, нормативно сформулированные классификации договоров, особенности нормативного правово­го регулирования соответствующих договорных отношений.

Соглашения, заключаемые в связи с образованием, управ­лением и прекращением юридического лица, выступают наиболее эффективным средством правового регулирования соответствующих отношений, в единстве своем образуя важ­нейшее звено в механизме саморегулирования. Договоры, опосредующие возникновение, прекращение юридических лиц, а также управление ими, имеют единую правовую приро­ду в функциональном значении. Данные договоры направлены на оформление и обеспечение правоотношений, связанных с созданием, деятельностью и функционированием особого субъекта — юридического лица. Все это обусловливает необхо­димость исследования общей системной организации данных гражданско-правовых договоров с точки зрения их цели, по­скольку в рассматриваемых случаях проявляется определенная специфика этих договоров, позволяющая их выделить из числа иных гражданско-правовых соглашений. Договоры, обеспечи­вающие создание, управление и прекращение юридических лиц, нужно рассматривать в системном единстве. Это систе­ма совершаемых конкретными сторонами в соответствующей форме и посредством специальных юридических процедур волеизъявлений, в совокупности представляющих собой со­глашение, на основании которого с целью достижения в рамках определенной процедуры (процедура исполнения договора) необходимого договорного эффекта (имущественного и (или) организационного) возникают, изменяются и прекращаются обязательственные правоотношения.

Рассуждая о том, к какому типу договоров тяготеют рассма­триваемые договоры, необходимо вспомнить существующие в цивилистике классификации гражданско-правовых обяза­тельств по направленности гражданско-правового результата. Так, согласно классификации О. А. Красавчикова, существует четыре группы обязательств: направленные на передачу иму­щества, выполнение работ, оказание услуг и передачу денег. М. И. Брагинский уточняет последнюю концепцию и, более по­следовательно придерживаясь выбранного критерия, выделяет пятую группу — «обязательства, направленные на учреждение различных образований». Развивая позицию М. И. Брагинско­го, М. Н. Илюшина последнюю группу обязательств предлагает сформировать из договоров, направленных на осуществление совместной деятельности, в том числе для создания и деятель­ности новых юридических образований. Применяя данный подход, можно прийти к мысли, что договоры, обеспечиваю­щие создание, управление и прекращение юридических лиц, относятся именно к этой группе обязательств. Ключевым при­знаком, по которому можно обособить указанные договоры в данную группу, является совместный характер деятельности объединяющихся субъектов с целью достижения определен­ного результата в виде создания, управления или прекраще­ния юридического лица. В судебной практике, надо заметить, встречалась квалификация отдельных видов из данной группы договоров как договоров о совместной деятельности. Так, на­пример, в п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах при­менения Федерального закона „Об акционерных обществах"» подчеркивается, что заключаемый учредителями акционерно­го общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества.

Договоры, обеспечивающие создание, управление и пре­кращение юридических лиц, занимают особое место в систе­ме гражданско-правовых договоров. Несмотря на то, что эти договоры не получили единого нормативного закрепления в гражданском законодательстве и до сих пор их видовая при­надлежность является дискуссионной, бесспорен факт того, что они играют ключевую роль в отношениях, связанных с юриди­ческими лицами. Являясь наиболее «мобильным» и эффектив­ным средством регулирования соответствующих отношений, договоры проявляют себя на всех этапах «жизни» юридиче­ского лица. Договоры опосредуют создание, управление и пре­кращение юридических лиц.

Основной массив в регулировании отношений по созданию, управлению и прекращению юридических лиц занимают до­говоры, заключаемые между участниками конкретных объеди­нений. В самостоятельную группу договоров данные договоры пока законодательно не выделены. Вместе с тем они имеют определенное сходство и формируют значительный пласт общественных отношений. Очевидно, что возникает необхо­димость законодательной унификации подобных соглашений. Как пишет С. С. Алексеев, типизация правовых средств есть процесс, при котором формируются правовые конструкции, а также системные структурные подразделения. Сюда же от­носится приобретение правовыми средствами нормативного характера.

Объяснению единства правовой природы договоров, на­правленных на создание, управление и прекращение юридиче­ских лиц, может служить классификация договоров на имуще­ственные и организационные. К имущественным относятся все договоры, непосредственно оформляющие акты товарообмена их участников и направленные на передачу или получение имущества (материальных благ). Организационные догово­ры направлены не на товарообмен, а на его организацию, т.е. на установление взаимосвязей участников будущего товарооб­мена. Вопрос существования организационных договоров тра­диционно привязывается к вопросу о возможности выделения организационных отношений в предмете гражданского права. Впервые такую идею выдвинул О. А. Красавчиков9, хотя, надо заметить, что проблема организационных отношений иссле­довалась и ранее профессором С. Н. Братусем, который, при­знавая наличие организационных общественных отношений, не видел их в качестве элемента предмета гражданско-право­вого регулирования.

Рассматривая организационные отношения как систему, можно в свою очередь провести видовое разграничение со­ответствующих отношений и выделить их различные клас­сификации. В частности, О. А. Красавчиков по критерию содержания данных отношений выделял: организационно- предпосылочные (образующие), в результате становления и реализации которых происходит формирование и по­следующее развитие имущественно-правовых отношений; организационно-делегирующие, посредством реализации которых происходит делегирование полномочий; организа­ционно-контрольные, когда у одних субъектов появляются права контролировать действия другого субъекта, состоящего с ним в определенном гражданском правоотношении; орга­низационно-информационные, в силу которых стороны дан­ного отношения обязаны обмениваться определенного рода информацией. По критерию нормативной определенности предлагались следующие виды организационных отношений: самостоятельные правоотношения (организационные в чистом виде); относительно самостоятельные (представленные в каче­стве структурных элементов организуемых правоотношений). Предлагалось выделить и такие группы организационных от­ношений, входящих в предмет гражданского права, как орга­низационно-имущественные, организационно-корпоративные и организационно-неимущественные.





   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info