Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Административное право Административное принуждение: проблемы определения понятия

Административное принуждение: проблемы определения понятия

 

Административное принуждение: проблемы определения понятия



Административное принуждение является составной ча­стью государственного принуждения и выступает в качестве метода социального руководства обществом, реализуемого в сфере государственного управления.

Административное принуждение рассматривается, пре­жде всего, как отраслевой вид правового принуждения, за­крепленный нормами административного права. С учетом предмета регулирования административного права, админи­стративное принуждение реализуется при осуществлении го­сударственного управления. Для того чтобы разобраться, что такое административное принуждение, необходимо отталки­ваться от признаков, которые по своей сути являются спец­ифическими и находятся «в рамках» данной отрасли права.


В науке административного права нет единства подхо­дов к определению понятия административного принужде­ния. Связано это может быть, прежде всего, с расхождениями мнений ученых по поводу определения субъекта администра­тивного принуждения, оснований и целей его применения. Рассмотрим существующие позиции ученых-администрати- вистов по этому вопросу.

Так, одни авторы справедливо выделяют среди спец­ифических признаков, присущих данному виду принужде­ния, сферу его применения. По их мнению, административ­ное принуждение есть «метод принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц (граж­дан и организаций) в сфере исполнительной власти в целях исполнения общественных правил и норм в конкретных об­ластях жизнедеятельности общества (охрана общественного порядка, безопасность дорожного движения, разрешительная система, санитарная, пожарная безопасность и т. п.)». Испол­нительная власть подразумевает под собой систему органов государственной власти. Таким образом, под сферой приме­нения административного принуждения понимаются различ­ные сферы деятельности органов исполнительной власти.



Д.Н. Бахрах к числу специфических черт администра­тивного принуждения относит субъекты, его применяющие, и нормы, закрепляющие порядок применения принудитель­ных мер. «Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления, а в установленных за­коном случаях — судьями (судами) в порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом общественных отношений». В более поздних работах Д.Н. Бахрах в качестве субъектов административно-правового при­нуждения указывает субъектов «функциональной власти», акцентируя внимание на

том, что данный вид правового принуждение применяется в рамках внешневластной деятельности уполномоченных госу­дарственных органов.

М.И. Еропкин среди специфических признаков админи­стративного принуждения выделяет цели его применения. Ав­тор определяет административное принуждение как «примене­ние органами государственного управления, судами (судьями), а в случаях делегирования соответствующих государствен­но-властных полномочий — общественными организациями установленных законом мер, состоящих в принуждении к ис­полнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей в целях прекращения противоправных действий, привлечения к ответственности за административные проступ­ки или обеспечения общественной безопасности».


В отличие от Д.Н. Бахраха, который связывает примене­ние административного принуждения только с «неправомер­ными действиями», М.И. Еропкин к целям его применения относит не только привлечение к ответственности за админи­стративные проступки, но и обеспечение общественной без­опасности.

Справедливо, на наш взгляд, и высказывание Б.П. Кондра- шова: «Меры административного принуждения в процессе де­ятельности по обеспечению общественной безопасности при­меняются как в целях предотвращения угроз общественной безопасности и наступления вредных последствий, исходящих от явлений (фактов) социального, природного и техногенного характера, так и в связи с совершением правонарушений, по­сягающих на общественную безопасность».

И.В. Максимов указывает, что административное при­нуждение не всегда связано с совершением административного правонарушения. Автор характеризует его как «определенный административным законодательством вид государственного принуждения уполномоченными на то органами (должностны­ми лицами) физических и юридических лиц ввиду совершения ими правонарушения либо в условиях общественной, государ­ственной необходимости для эффективного и оперативного до­стижения исключительно позитивно-значимых (общественно полезных) целей». Таким образом, специфическое основание для применения мер административного принуждения — не только наличие совершенного административного проступка, но и сложившиеся условия необходимости (общественной, го­сударственной) для достижения позитивных целей.


Мы разделяем мнение И.В. Максимова о том, что суще­ствующие в науке предложения по систематизации правовых основ применения административного принуждения в рам­ках единого закона, по меньшей мере, преждевременны «хотя бы потому, что применение не всех мер административного принуждения сопряжено с реакцией на административное правонарушение».

З.А. Пехтерева на страницах своего исследования согла­шается с суждениями тех ученых, которые считают, что ос­нованием государственного принуждения не всегда является правонарушение. Такая идея «в полной мере соответствует це­лям обеспечения правопорядка и обеспечения общественной безопасности, и будет способствовать более четкой межотрас­левой унификации правовых явлений в сфере государственно­го принуждения».


Однако, делая выводы о содержании административного принуждения как об отраслевом виде государственного при­нуждения, автор утверждает, что оно «выступает в качестве средства преодоления антиобщественных проступков, по­скольку карательные санкции затрагивают честь и достоинство личности правонарушителя, приводят ее к известным претер­певаниям за содеянное. Этим самым искореняются антиобще­ственные устремления». Отсюда следует, что З.А. Пехтерева к целям применения административного принуждения от­носит только привлечение к ответственности («преодоление антиобщественных проступков»).


В определении, данном в учебном пособии В.Г. Розен- фельда и Ю.И. Старилова, в качестве специфических призна­ков административного принуждения указаны следующие: воздействие на сознание и поведение субъектов оказывается «путем угрозы применения предусмотренных законодатель­ством административных санкций»; применяется оно, в том числе, для «наказания виновных в совершении администра­тивных правонарушений». Административное принуждение авторы определяют как «вид государственного принуждения, психическое либо физическое воздействие на сознание и пове­дение субъектов с целью принудить их путем угрозы примене­ния предусмотренных законодательством административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий), либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением про­цессуальных требований уполномоченными органами, долж­ностными лицами, представителями общественных организа­ций мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного, организацион­ного, материального характера с целью предупреждения пра­вонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспече­ния прав и свобод граждан, общественного порядка, различ­ных видов собственности, создания режима законности, госу­дарственной дисциплины, восстановления нарушенных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан».

П.И. Кононов в качестве специфики административного принуждения как вида государственного принуждения от­мечает то, что принудительные меры применяются компе­тентными административно-публичными органами и реже - судами с целью не только прекратить правонарушение, но и привлечь виновных к административной ответственности и обеспечить общественную безопасность (отличительные черты — субъект и цель применения). Ученый понимает под административным принуждением «применение компетент­ными административно-публичными органами, а в некоторых случаях и судами установленных нормами права принуди­тельных мер в целях прекращения правонарушений, привле­чения виновных лиц к административной ответственности и обеспечения общественной безопасности». На наш взгляд, меры административного принуждения применяются не только для привлечения к административной, но и к уголов­ной ответственности.


Мы разделяем позицию А.И. Каплунова, который опре­деляет административное принуждение как «метод государ­ственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами админи­стративного и административно-процессуального права при­нудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей ли­цами, в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопас­ности личности или общественной безопасности».

Обобщив специфические черты, присущие администра­тивному принуждению, получаем логическую конструкцию его определения. Таким образом, в определении мер адми­нистративного принуждения необходимо отразить признаки, которые отличат его от других отраслевых видов государствен­ного принуждения:

Имеет назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления;

Применяется при осуществлении внешневластной дея­тельности, в рамках внеслужебного подчинения;

Нормативно-правовое регулирование может иметь ме­жотраслевой характер, но преобладающее большинство мер регламентируется нормами административного и админи­стративно-процессуального права;

Призвано охранять не только административно-правовые нормы и отношения, но и нормы иных отраслей права, реали­зацию которых призваны обеспечить исполнительные органы государственной власти;

Отличается оперативностью, а также процессуальной простотой применения;

Реализуется «в рамках процессуальных или внепроцессу- альных административных процедур»;

Субъектом административного принуждения являют­ся только уполномоченные государственные органы или их должностные лица, т.е. наделенные специальными полномо­чиями;

Объектом административного принуждения являются и физические, и юридические лица;

Является средством защиты не только от противоправных посягательств, но и средством обеспечения общественной без­опасности.

 

Административное право

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  12  (67) 2013




   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info