Особенности государственно-конфессиональных взаимоотношений в 1945–1955 гг. (на материалах Башкортостана)
![]() |
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Новикова О. И. В статье рассматривается реализация государственной религиозной политики на примере одного из российских регионов в 1945–1955 гг. |
Взаимоотношения политических структур и религиозных институтов в процессе развития человеческого общества приобретали различные формы. Например, во многих странах мусульманского мира и по сей день существует такая форма, как теократическая монархия, где власть и господствующая религия слиты воедино. Теократической монархией является и Папское государство Ватикан, созданное в Европе в Средние века. В иной форме складываются взаимоотношения церкви и государства в демократических странах. Здесь главным принципом становится их независимость, автономность друг от друга. Тоталитарные режимы в минувшем ХХ в. способствовали появлению такой формы взаимоотношений, как обязательный для граждан воинствующий атеизм, ставший государственным мировоззрением.
Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. В период продолжающегося реформирования и демократизации общества становится особенно актуальным изучение эволюции отношений государства и религиозных объединений. Особенно интересен опыт взаимоотношений государственных и религиозных институтов и структур в критические периоды истории российского общества — в период революций и войн.
Период Великой Отечественной войны характеризуется «оттепелью» во взаимоотношениях государства с конфессиями. Воинствующий атеизм был заменен на более лояльную по отношению к религиозным объединениям политику. Терпимое отношение государственной власти объяснялось, прежде всего, масштабами развития религиозного движения. Оживление религиозного движения во время войны и в первые послевоенные годы можно считать закономерным явлением: часто люди находили в вере необходимую точку опоры, утраченную вместе с потерей близких, семьи, дома.
4 сентября 1943 г. И. В. Сталин встретился с руководителями Русской православной церкви. Результатами этой встречи стали восстановление патриаршества, образование Духовного управления мусульман Средней Азии, Северного Кавказа и Дагестана, Закавказья, Совета евангельских христиан-баптистов, регистрация других конфессий.
В течение 1945-1946 гг. Совет разрешил открытие 290 молитвенных зданий, а специальным постановлением СНК СССР от 26 августа 1945 г. было узаконено существование на территории СССР 100 православных монастырей, ликвидированных в 50-е годы, а во время войны восстановленных и заселенных прежними обитателями. В Башкирии Совет по делам русской православной церкви, согласно заключению Совнаркома Башкирской АССР, по заявлениям верующих разрешил открыть в период с 28 мая 1944 г. по 13 октября 1947 г. 30 церквей и 4 молитвенных дома. Помимо этого Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР разрешил открытие с 19 января 1946 г. по 30 декабря 1947 г. 10 мечетей и молитвенного дома евангельских христиан-баптистов в г. Давлеканово. В конечном счете эта политика работала на укрепление авторитета режима, на завоевание политических симпатий верующих. Однако даже вышеизложенные факты говорят о том, что патернализм властей был избирательным и касался главным образом русской и православной церкви. Справедливости ради следует отметить, по перечню республик и областей, где имелись зарегистрированные мечети, с указанием их количества по состоянию на 20 апреля 1952 г. по европейской части и Сибири Башкирская АССР занимала первое место (23 мечети), Куйбышевская область шла следом (20). По Советскому Союзу больше было только в Дагестанской АССР (26).
Лояльность по отношению к церкви была одним из направлений государственной религиозной политики. Другим направлением стала активизация атеистической деятельности культурно-просветительных учреждений.
Еще в октябре 1944 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «Об организации научно-просветительной пропаганды», в котором поставил как одну из важнейших задач того времени антирелигиозную пропаганду, борьбу за преодоление бескультурья, суеверий и предрассудков. Далее в решении ЦК говорилось, что основным содержанием научно-просветительной пропаганды должно быть материалистическое объяснение явлений природы, разъяснение достижений науки, техники и культуры. Среди населения, особенно в деревне, рекомендовалось широко практиковать организацию лекций, проведение бесед и громкие читки популярных брошюр и статей о строении вселенной, о происхождении солнца и земли, об основных астрономических явлениях, о возникновении и развитии жизни, о происхождении человека, о строении человеческого тела, о происхождении и жизни растений и животных, о причинах болезней и борьбе с ними, о научных основах земледелия и животноводства, о мерах повышения урожайности и продуктивности животноводства, об энергии и ее использовании и т.д. Выполнение постановления ЦК можно проиллюстрировать следующими данными за 1946 г.:
Как видно из таблицы, преобладала общественно-политическая тематика лекций; чуть меньше читалось лекций и докладов на естественнонаучные, исторические, сельскохозяйственные темы.
Противоположность науки и религии подчеркивалась самими названиями лекций: «Наука и религия о происхождении жизни на Земле», «Религиозные «пророчества» и научное предвидение», «Наука и борьба с суевериями», «Наука против знахарства». Во многих случаях внимание обращалось на гносеологические корни религии. Например, в цикл лекций «Наука и религия» включались темы: «Что такое религия и как она возникла», «Появление религии и религиозных предрассудков», «Происхождение христианства и его сущность», «Как возникли религиозные обряды», «Происхождение религиозных праздников» и т.п. В 1949 г. на антирелигиозные темы было прочитано 1983 лекции, в том числе 837 на башкирском и татарском языках. Но тематика лекций касалась христианства и православия, а для башкирского и татарского населения актуальнее были бы вопросы происхождения ислама и, как говорилось в партийных документах, «его реакционной сущности».
Во второй половине 50-х годов все большее место стала занимать естественнонаучная, атеистическая тематика. Этому способствовали принятые в 1954 г. постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (июль 1954 г.) и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (ноябрь 1954 г.). В первом из них подчеркивалась необходимость «всесторонне использовать культурно-просветительные учреждения для широкого распространения среди трудящихся естественнонаучных знаний, показа достижений советской науки, техники и культуры...»11. На заседании бюро Башкирского обкома КПСС 24 августа 1954 г. было отмечено, что горкомы, райкомы и первичные партийные организации неудовлетворительно руководят научно-атеистической пропагандой среди населения, в результате чего этот важнейший участок идеологической работы находился в запущенном состоянии, в то время как деятельность церквей, мечетей и различных сект значительно активизировалась. В результате в первой половине 50-х годов увеличился поток ходатайств об открытии новых церквей, мечетей и молитвенных домов, особенно из Белебеевско- го, Альшеевского, Янаульского, Благовещенского, Дюртюлинского, Болтачевского, Бузовьязовского районов.
На дни религиозных праздников приходилась основная масса случаев массового пьянства и невыходов на работу. Религиозные праздники не были объявлены выходными днями, поэтому их празднование рассматривалось как нарушение трудовой дисциплины. Бюро обкома партии предложило следующие меры по исправлению сложившейся ситуации: шире развернуть чтение популярных лекций на антирелигиозные темы; разнообразить формы и средства воздействия на башкирском и татарском языках; издать на этих языках популярные книги и брошюры о религии и атеизме; шире вовлекать молодежь в различные коллективы художественной самодеятельности, спортивные организации, технические, сельскохозяйственные и научные кружки. Итак, нужно было заметно усилить антирелигиозную пропаганду среди всех слоев населения, используя все методы, формы и средства идейно-политического воздействия. Основной упор делался на молодежь, только формирующую свои взгляды на жизнь, и наиболее внушаемую часть общества - женщин.
Большое распространение получили тематические вечера и вечера вопросов и ответов по научному атеизму, естествознанию с показом опытов. В атеистической пропаганде широко использовались достижения науки, в первую очередь такие, как создание и запуск первых государственных спутников Земли.
Новым в деятельности культпросветучреждений явились разработки и практическое осуществление советских праздников и обрядов, была сделана попытка замещения религиозных праздников светскими. Вместо Пасхи, Масленицы стали проводиться праздники первой борозды, весеннего сева, первого снопа и другие, посвященные разным периодам сельскохозяйственного года. Особенно широко отмечались праздники урожая, где подводились итоги прошедшей уборочной кампании, чествовались наиболее отличившиеся труженики. Стали проводиться праздники труда, в ходе которых подводились итоги социалистического соревнования.
Вошел в обиход ряд других обрядов и праздников, которые непосредственно не были связаны с трудовой деятельностью людей, а были посвящены выдающимся событиям их личной жизни - совершеннолетие, получение паспорта, свадьба, рождение ребенка, проводы на заслуженный отдых. Также празники посвящались смене времен года - встреча Нового года, проводы зимы и т.п. Проводились различные тематические вечера: «Жить по-коммунистически», «Борьба за новое в животноводстве», «Вечер женщин», «Вечер отдыха», «Вечер, посвященный герою Мусе Джалилю» и другие. Проведение мероприятий в вечернее время было наиболее удобным, так как собирало наибольшую аудиторию участников, освободившихся от основной работы в колхозе, совхозе.
Итак, в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы наблюдалось некоторое улучшение положения религиозных объединений. Однако следует признать, что государство и правящая партия использовали религиозные организации как инструмент формирования не просто пассивно-лояльного, а активно поддерживающего власть гражданина. Тоталитарный режим применял такие методы, как тотальный контроль над деятельностью религиозных организаций, столкновение интересов верующих различных конфессий.
< предыдущая | следующая > |
---|