Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Уголовное право Некоторые вопросы уголовно-правового анализа особенностей классификации и типологии жертв преступлений против жизни и здоровья человека

Некоторые вопросы уголовно-правового анализа особенностей классификации и типологии жертв преступлений против жизни и здоровья человека



Некоторые вопросы уголовно-правового анализа особенностей классификации и типологии жертв преступлений против жизни и здоровья человека




УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Абдулмуслимова Л. Г. Ибрагимова Х. А.

В статье рассматриваются особенности классификации и типологии жертв преступлений против жизни и здоровья человека, учет специфических характеристик поведения потерпевших для их дифференциации.



Жертвой преступления признается любое физическое лицо, социальная общность, организация, которому престу­плением причинен физический, материальный или мораль­ный ущерб.

Жертвой преступления могут выступать как физические, так и юридические лица (социальные общности), которым не­посредственно был причинен ущерб преступлением, девиан­ты в преступлениях без жертв (первая жертва), а также члены семьи, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв (рикошетные жертвы).


Исследования ученых указывают на правомерность выде­ления в типологических построениях жертв тяжких телесных повреждений в самостоятельную типологическую группу, ибо и мотивация таких преступлений, и общая структура крими­нальной ситуации нередко существенно отличаются от ситуа­ций, наиболее характерных для убийств и изнасилований.

В свою очередь, типологическая характеристика жертв убийств нуждается в большей дифференциации, причем не только и не столько в силу личностных качеств жертв, сколько в силу свое­образия новых разновидностей таких преступлений, как убийство (например, заказные убийства, серийные убийства и т. д.).





С этой точки зрения, особый интерес представляют резуль­таты специального исследования серийных сексуальных убийств.

По результатам этого исследования криминологи, психо­логи и психиатры пришли к следующей типологической клас­сификации жертв серийных сексуальных убийств:

A. Потерпевшие, не способные самостоятельно оценить опасность предпреступной ситуации - в основном сюда от­носятся дети и лица с психическими отклонениями, если они оказываются вне сферы влияния лиц, обязанных их контроли­ровать и защищать.

Б. Потерпевшие, способные сами адекватно оценить опасность ситуации, но не допускающие наступления кри­минальных последствий, поскольку преступники являлись их родственниками или знакомыми.


B. Потерпевшие - жители сельской местности, подвергну­тые нападению в своих домах. Нередко корыстные преступле­ния здесь (грабеж или разбой) перерастают в изнасилования, а затем и убийства.

Г. Потерпевшие, способные самостоятельно оценить опасность ситуации, но пренебрегшие безопасностью по дру­гим, зачастую ситуативным (порой вынужденным) обстоя­тельствам (например, женщины, следующие поздно вечером по безлюдным местам без сопровождающих и т.п.).

Д. Потерпевшие, способные самостоятельно оценить опасность ситуации, но, тем не менее, своим поведением спо­собствующие трагической развязке - в основном это женщи­ны, не особенно разборчивые в установлении контактов с не­знакомыми людьми, либо те, которые находились в состоянии алкогольного опьянения. Как показало исследование, среди жертв серийных сексуальных убийств значительно преоблада­ют женщины, дети, а иногда и взрослые того и другого пола. При этом общим для всех преступлений, совершаемых сексу­альными маньяками и убийцами, является множественность эпизодов и, соответственно, числа жертв, а также необыкно­венная жестокость серийных убийц.


Столь специфические характеристики не могут быть распространены на всех жертв и вообще на все многообразие ситуаций, в которых совершаются убийства. В этом смысле традиционные, так называемые общеуголовные убийства, так­же образуют достаточно широкую палитру ситуаций, куда входят и бытовые конфликты, и убийства по неосторожности, и «случайные» убийства и, разумеется, корыстно-насильствен­ные посягательства. Во всех этих ситуациях поведение потер­певших колеблется в весьма широких пределах от явно прово­цирующего до абсолютно правомерного (например, в случаях необходимой обороны).

Как показывает практика, между двумя этими полюсами находится многообразие хотя и не противоправных, но так или иначе «неправильных» с моральной и нравственной точек зрения действий, порой составляющих административные деликты или неосторожное причинение вреда. Поэтому нередко лишь удача и случайное стечение обстоятельств решает исход конфликтной ситуации - кто станет жертвой, а кто убийцей (типичным при­мером является обоюдная драка, причем как затеянная самим потерпевшим, так и тем, кто в ходе ее стал убийцей).


Отсюда вытекают значительные трудности построения классификаций и типологии жертв такого рода убийств. Обычно они строятся по трем основаниям (признакам): а) личностному; б) поведенческому; в) по характеру отношений между жертвой и виновным в убийстве.


Так, по поведенческому критерию можно дифференци­ровать классификацию потерпевших.

• Потерпевшие, поведение которых направлено на про­тиводействие правонарушителю. Этим лицам причинен фи­зический, имущественный или моральный вред в связи с их действиями по пресечению преступлений. Указанные потер­певшие характеризуются в основном положительным поведе­нием, отличаются высокими моральными качествами, добро­совестным выполнением общественного и служебного долга (невиктимное поведение).

• Потерпевшие, действия которых не находятся в при­чинной связи с совершением преступления (нейтральное по­ведение).

• Потерпевшие с виктимным поведением (отрицатель­ным, аморальным, рискованным, провокационным.) Под амо­ральным поведением понимается совокупность систематиче­ски повторяющихся поступков человека, противоречащих по содержанию существующим в нашем обществе нравственным нормам, принципам, идеалам.


По характеру отношений между жертвой и виновным в убийстве Ю. М. Антонян делит потерпевших на следующие группы: супруги и сожители; соседи; работавшие вместе с убийцей или как-то связанные с ним совместной деятельно­стью; совместно проводившие с ним досуг; лица, находившие­ся с убийцей в близких отношениях; в товарищеских отноше­ниях, наконец, лица, просто знакомые с преступником; лица, незнакомые с убийцей, которых преступник выслеживал для последующего нападения с целью ограбления и (или) изнаси­лования; «случайные» потерпевшие (нападающие на первого встречного или же, например, посторонние лица, убитые при уличной перестрелке между бандитами).

Одним из важных оснований для разграничения типов связей между преступником и жертвой убийства и причи­нения вреда здоровью человека выступает характер социаль­ных контактов, существовавших до совершения преступления между преступником и потерпевшим.


В этой связи в зависимости от степени близости, интен­сивности и продолжительности отношений с преступником мы предлагаем разделить потерпевших на три группы.

К первой относятся лица, состоящие с преступником в различных отношениях родства, свойства, а также в фактиче­ских брачных отношениях. Так, Б-в, ранее неоднократно суди­мый, сожительствовал с Щ-вой в течение 9 лет, но из-за частых ссор ушел к другой. Щ-ва на почве ревности устраивала скан­далы, мешая спокойному проживанию Б-ва, в результате чего 22.02.95 г. Б-в в своей квартире в ходе совместного распития спиртного, в ходе ссоры, нанес удар ножом Щ-вой в грудь, в результате чего она скончалась на месте происшествия.

Ко второй - знакомые: а) по месту жительства, месту рож­дения; б) по совместной работе, учебе, службе в армии, обще­ственной деятельности, совместному проведению отдыха и до­суга (туристы, рыболовы, спортсмены и т.п.); в) по случайным встречам на улице, в клубах, дискотеках и т.д.; г) в результате уча­стия в преступной деятельности; д) иные знакомые. Эта группа характеризуется различными параметрами знакомства, которое может быть очное, заочное (например, по описаниям знакомых, по переписке); длительное, кратковременное; близкое (друзья, приятели и т.п.), поверхностное; обоюдное, одностороннее (ког­да лишь один знает другого или о другом); случайное и т.д.


В третью группу входят потерпевшие, не знакомые с пре­ступником, встретившиеся с ним непосредственно перед со­вершением преступления либо на почве или в связи с испол­нением своих служебных обязанностей (работники милиции, сторожа, инкассаторы, водители такси и др.) Кроме этого, пола­гаем, можно выделить особую группу потерпевших, не догады­вающихся об умысле преступника на убийство их. В эту группу входят заказчики убийств. Они в большинстве случаев знакомы, но потерпевший сталкивается только с исполнителем.

Разумеется, из общего числа жертв убийств могут быть выделены наиболее специфические группы, куда входят лица, отличающиеся в силу различных субъективных и объективных факторов повышенной виктимностью или повышенной опас­ностью риска. К ним, в частности, относятся лица с психиче­скими отклонениями, чье поведение зачастую носит провоци­рующий характер, ибо они инициируют конфликт.

Сам факт присутствия психической аномалии, как извест­но, препятствует должной социализации личности, формиро­ванию необходимой сдержанности и взвешенности своих дей­ствий. С другой стороны, лица с психическими отклонениями обычно излишне доверчивы и восприимчивы, они объективно не способны адекватно оценить опасную ситуацию и потому чаще других становятся жертвами убийств.



Представляется также неправильным исключать рико­шетных жертв и субъектов преступлений без жертв из сово­купности объектов, охватываемых понятием «жертва престу­пления» по тем основаниям, что первые только опосредованно связаны с преступлением, а вторые, мол, сами своим поведе­нием создали неблагоприятные последствия, приведшие к криминальному результату (например, преступления, связан­ные с немедицинским употреблением наркотиков).

Рикошетные жертвы испытывают такие же страдания и проявляют такие же симптомы психологических затруднений, как и первичные жертвы. Члены семей жертв убийств, партне­ры и супруги изнасилованных женщин, родители ограблен­ных подростков, родственники потерпевших от краж и иных преступлений описывают сходные психологические «симпто­мы» от непрямой виктимизации, так же как и прямые жертвы.


Среди потенциальных и реальных жертв убийств иссле­дователи выделяют, далее, группу лиц, которые по своему со­циальному и должностному положению, а следовательно, и по своему поведению обладают повышенной виктимностью, и потому вероятность стать жертвой убийств среди них выше3. Это чаще всего предприниматели, финансисты, лица, связан­ные с распределением финансовых средств, определенных заказов и т.п., а с другой стороны, просто состоятельные или весьма богатые лица: сюда же входят работники специфиче­ской сферы финансовой деятельности - инкассаторы, кассиры, контролирующих органов, наиболее часто в силу характера их работы контактирующие с преступниками или выполняющие специальные задания, а также военнослужащие, оказавшиеся в зоне конфликтов работники хранилищ.

Борьба за сферы влияния, войны за «территорию», бит­вы между «крышами» и разборки между бандитами сегодня, к сожалению, стали обыденным явлением, воспроизводящим и без того растущее число жертв насилия, и в эту борьбу ока­зываются втянутыми самые различные типологические кате­гории реальных и потенциальных жертв насильственных пре­ступлений.


Таким образом, глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность вы­явить причины конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления, т.е. осуществить индивидуальную профилактику.


Уголовное право



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info