Увольнение в связи с утратой доверия: вопросы теории и практики
![]() |
ТРУДОВОЕ ПРАВО Магомедова А.Г. В статье рассмотрены проблемы увольнения в Российской Федерации в связи с утратой доверия. Сделана попытка на основе правоприменительной практики выявить типичные ошибки работодателя при увольнении работников, непосредственно обслуживающих денежные и товарные ценности, совершивших виновные действия, дающие основания для утраты доверия к ним. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что данное основание увольнения относится к сложным и проблемным с позиции практики его применения. В статье отмечается, что в Трудовом кодексе не содержится конкретного перечня обстоятельств, которые могут рассматриваться работодателем как основания для утраты доверия к работнику, поэтому работодатель вправе самостоятельно квалифицировать действия работника с учетом личности последнего, обстоятельств их совершения и т.п. Делаются выводы о том, что при увольнении по данному основанию необходимо, чтобы утрата доверия со стороны работодателя была основана на объективных доказательствах вины работника, и причинами незаконных увольнений, в первую очередь, является недостаточное понимание работодателями норм Трудового кодекса РФ, и, соответственно, их произвольное толкование. |
Увольнения по такому основанию, как утрата доверия, в последнее время получили распространение в нашей стране, а проверка обоснованности подобных увольнений является весьма непростой, в первую очередь потому, что данное основание увольнения является сложным и проблемным с позиции практики его применения. В Трудовом кодексе РФ (ст. 81) не содержится конкретного перечня обстоятельств, которые могут рассматриваться работодателем в качестве основания для утраты доверия к работнику. Поэтому работодатель имеет право самостоятельно квалифицировать действия работника, учитывая его личность, обстоятельства совершения действий и пр. Как верно подмечено учеными, несмотря на произошедшие в экономической и правовой жизни нашей страны изменения, исследуемое право работодателя и в настоящее время является механизмом защиты им своего имущества, предупреждения ущерба или иных негативных последствий.
Однако согласно п. 7ст. 81 работодатель может расторгнуть трудовой договор при совершении виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» расторжение трудового договора с работником по данному основанию возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.).
Как правило, это те работники, которые несут полную материальную ответственность на основании либо специальных законов, либо договоров о полной материальной ответственности. В ситуации, когда заключен договор о коллективной материальной ответственности, не допускается увольнение по данному основанию всех работников указанной группы без установления степени вины каждого из них. Следует подчеркнуть, что согласно ст. 193 Трудового кодекса увольнение должно быть произведено в сроки, установленные данной статьей: не позднее 1 месяца с момента обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев с момента совершения проступка.
При этом бремя доказывания совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя, лежит на работодателе.
При увольнении по данному основанию необходимо, чтобы утрата доверия со стороны работодателя была основана на объективных доказательствах вины работника. Даже при наличии недостачи или порчи материальных ценностей работник не может быть уволен за утрату доверия без установленного факта его вины. Вина работника в совершении конкретных действий, дающих основание для утраты к нему доверия, является обязательным обстоятельством, подлежащим установлению, в противном случае работник не может быть уволен по указанным мотивам. Совершение виновных действий работником, повлекших утрату доверия и последующее увольнение, должно быть подтверждено документально. Это могут быть акты инвентаризации, докладные записки, жалобы клиентов и покупателей, иные документы.
Причем для увольнения по этому основанию не имеет значения, совершается такого рода проступок систематически или произошел однократно, а также наличие договора о полной материальной ответственности. Так, как считают Т. Г. Акашкина, И. П. Гладышева, если работодатель сможет доказать непосредственное обслуживание денежных или материальных ценностей конкретным работником в силу его должностных обязанностей, то он вправе производить увольнение в связи с утратой доверия вне зависимости от заключения договора о полной материальной ответственности. Такого же мнения придерживается М. В. Пресняков, подчеркивающий, что к таким доказательствам можно отнести должностную инструкцию работника, согласно которой ему вверяются определенные денежные или товарные ценности. Как видим, в данном случае достаточно, чтобы работник непосредственно обслуживал материальные ценности и это входило в его трудовые обязанности. При этом работа с товарно-материальными ценностями должна быть зафиксирована в трудовом договоре или должностной инструкции.
Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее распространен вариант, когда в ходе проведенной ревизии выявляется недостача материальных ценностей, подтвержденная документами бухгалтерского учета, докладными и служебными записками, актами инвентаризации. Эти документы могут служить основанием для увольнения, однако при этом обязательно нужно установить виновность работника, проведя служебное расследование. И только после этого можно издать приказ об увольнении.
Приведем пример. Гражданин Р. обратился в суд с иском к ООО о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда. Истец указал, что он работал в должности продавца-кассира в магазине. Приказом от 27 мая 2007 г. он был уволен по п. 7 ст. 81 в связи с обвинением в краже бутылки водки. Свои действия Р. объяснял тем, что он положил бутылку в холодильник для охлаждения по просьбе потенциального покупателя. Решением городского суда Саратовской области иск был удовлетворен, так как работодателем не было доказано, что истец прятал бутылку с намерением ее присвоить, и использовал имущество работодателя в личных целях.
Другой пример по делу № 33-2346/ от 07.07.2011 г. Сарапульского городского суда Удмуртской Республики. Г. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о восстановлении на работе. Истец работала в должности контролера-кассира и была уволена ввиду утраты доверия. Судом было установлено, что с истцом был заключен договор о полной материальной ответственности. 30.11.2010 г. в магазине была обнаружена недостача на крупную сумму. Из представленных объяснительных стало известно, что контролеры- кассиры брали товары в долг. Проверка по данному факту не проводилась. Причиной увольнения явилась недостача и взятие товара истцом без немедленной оплаты.
Суд исковые требования удовлетворил, придя к выводу, что каких-либо доказательств совершения истцом виновных действий, повлекших утрату доверия, представлено не было. Факт выявления у истцов недостачи не является основанием для утраты доверия к ним, так как данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о виновности истца.
Еще один пример. П. работал в должности кассира отдела кассовых операций и инкассации в Дагестанском отделении ОАО «Сбербанка России». Приказом руководителя он был уволен с занимаемой им должности по п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса в связи с утратой доверия к работнику. Считая увольнение незаконным, П. обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Судом было установлено, что находясь на работе в ночную смену, принял от инкассаторов сумку для пересчета от ООО. П. после перерасчета данной клиентской выручки в акте перерасчета денежной наличности ошибочно, по своей невнимательности, зарегистрировал излишки на определенную сумму, которые были обнаружены при выгрузке депозитного модуля. После чего старшим специалистом ООКЦ по данным акта, составленного П., сумма излишек была перечислена на расчетный счет клиента. В целях возврата ошибочно перечисленной суммы излишка истец, подделав подписи заместителя управляющего Дагестанского отделения и начальника ООКЦ, подготовил письмо в ООО с просьбой перечислить зачисленную сумму на свой лицевой счет. Принимая решение, суд первой инстанции с учетом совокупности указанных в решении доказательств, пришел к выводу о том, что П. по роду своей трудовой деятельности непосредственно обслуживал денежные и товарные ценности и допустил виновные противоправные действия, давшие основание работодателю для утраты к нему доверия. Процедура увольнения, установленная ст. 193 ТК РФ, в отношении истца была соблюдена работодателем в полном объеме, от истца своевременно получены объяснения относительно имевших место нарушений должностных обязанностей, дисциплинарное взыскание применено в предусмотренный законом месячный срок.
Как видно из приведенных примеров, принимая решение уволить сотрудника по своей инициативе, работодатель должен быть готов не только обосновать его, но и привести необходимые доказательства. Так, если по результатам проверки была выявлена недостача в крупной сумме, параллельно нужно подготовить документы для обращения в суд о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю. Причем надо подчеркнуть, что работодатель вправе обратиться в суд в течение одного года с того дня, как был обнаружен причиненный ущерб. Увольнение работника не является препятствием к судебному разбирательству. Однако высчитывать сумму ущерба из зарплаты работника, являвшегося материально ответственным лицом, работодатель не имеет права.
Следует обратить внимание также на такой момент: если основная работа работника не связана с обслуживанием материальных ценностей и на такую работу его перевели временно, то его нельзя уволить по данному основанию. Увольнение в таком случае возможно, если с работником на время перевода заключен договор о полной материальной ответственности, где указаны сроки совмещения и должностные обязанности на этот период.
Большое значение при увольнении в связи с утратой доверия имеет установление вины конкретного работника, основанное на объективных доказательствах причинения материального ущерба либо совершения незаконных действий. К примеру, к умышленным действиям следует относить обсчет, обмер, обвес покупателей, получение денег без выдачи кассовых чеков.
Еще одним обязательным условием для увольнения по мотивам утраты доверия является наличие доказанных виновных действий, а не подозрений.
Рассмотрим пример. Л. обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Истец указал, что с 1993 г. работал заведующим нефтебазой. В 2003 г. на нефтебазе была проведена инвентаризация, в результате которой были выявлены излишки бензина и дизельного топлива, а также недостача дизельного масла. Трудовой договор с истцом был расторгнут. Рассмотрев все обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что Л. был уволен приказом от 31 декабря 2003 года в связи с утратой доверия, а именно за выявленные излишки бензина, дизтоплива, недостачу дизельного масла и значительный перерасход электроэнергии. Эти обстоятельства были установлены и зафиксированы ответчиком в актах документальной ревизии от 25 февраля 2004 г. уже после увольнения Л. и поэтому не могли служить доказательствами вины истца. Судом не установлены также обстоятельства, при которых Л. был допущен значительный перерасход электроэнергии и факт вины истца в этом перерасходе
Как видим из примера, нельзя считать основанием для увольнения сам факт недостачи или излишков, если вина работника в их возникновении не доказана.
Необходимо отметить еще один момент: утрата доверия возможна не только за допущенные работником злоупотребления, но и за халатное отношение его к своим трудовым обязанностям, к примеру, выдачу денег без соответствующего оформления, хранение ключей от помещений с материальными ценностями в ненадлежащем месте. Однако увольнять работника за неосторожный проступок, не связанный с работой, нельзя. Так, судом был восстановлен на работе бухгалтер-кассир, который был уволен за грубую ошибку при начислении заработной платы, на том основании, что нарушение было допущено при выполнении обязанностей бухгалтера, а не кассира. Такое решение суда было обусловлено именно тем, что здесь имела место халатность.
Надо иметь в виду, что для увольнения по п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ не требуется наличия вступившего в силу приговора суда.
Из всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
Обязательными условиями для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие:
1. Работник должен непосредственно обслуживать денежные или товарные ценности.
2. Работодателю необходимо доказать вину работника с помощью конкретных документов, в которых отражены те или иные действия сотрудника.
3. В случае установления в предусмотренном законом порядке фактов хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений работники могут быть уволены по мотивам утраты к ним доверия и тогда, когда эти действия не связаны с их работой.
4. Работодатель не может уволить работника в связи с утратой доверия из-за своих подозрений и предположений, необходимо наличие подтвержденных фактов и обстоятельств.
5. Доверие со стороны работодателя выражается в том, что он закрепляет в должностной инструкции работника права и обязанности по обслуживанию материальных и денежных ценностей и заключает с ним договор о полной материальной ответственности. Но наличие такого договора не является обязательным для увольнения по мотивам утраты доверия.