Идеология гендерного равенства в рамках реализации права на образование: международно-правовой аспект
![]() |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Семенова Н. С. Совет Европы в рамках своей Стратегии по гендерному равенству на 2014-2017 гг. призвал государства направить усилия на распространение осведомленности о гендерном равенстве, в частности, путем разработки и распространения образовательных программ и методик преподавания, которые свободны от продвижения явных и неявных гендерных стереотипов. В статье рассматривается вопрос о том, может ли Российская Федерация выполнить указанную рекомендацию, и в каком объеме. |
В 2007 г. Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию CM/Rec (2007)13 о гендерной проблематике в образовании (Рекомендация КМ), в которой призывает государства-члены распространять идеологию гендерного равенства в сфере образования и в учебном процессе. В настоящей статье предлагается рассмотреть вопрос о том, может ли Российская Федерация выполнить указанную рекомендацию, и в каком объеме.
Идеология гендерного равенства вытекает из принципа недискриминации по признаку пола. На международном уровне существует ряд базовых документов, закрепляющих равные права мужчин и женщин.
Так, например, Устав Организации Объединенных Наций «вновь утвердил веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин... Всеобщая декларация прав человека подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку пола...».
Таким образом, закрепляется равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Причем важно подчеркнуть, что в основе этого равенства лежит достоинство человеческой личности, поскольку «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве».
Однако важно разобраться, действительно ли дискриминация по признаку пола и гендерная дискриминация одно и то же. Для этого необходимо обратиться, прежде всего, к содержанию терминов «пол» и «гендер». С этимологической точки зрения в русском языке это одно и то же слово, то есть слово иностранного происхождения «гендер» переводится на русский язык как «пол». Тем не менее на практике эти термины приобрели разное содержание.
Пол - это совокупность биологических признаков организма, определяющих его мужским или женским. Иными словами, человек рождается или мальчиком, или девочкой.
Гендер, по определению Всемирной организации здравоохранения, относится к социально сконструированным характеристикам мужчин и женщин, к которым относятся социальные роли и отношения между мужчинами и женщинами. Они варьируются от общества к обществу и могут быть изменены. Мальчикам и девочкам в процессе воспитания прививают соответствующие нормы и правила поведения, в том числе как они должны взаимодействовать друг с другом и с лицами противоположного пола в домашних хозяйствах, общинах и на рабочих местах.
Согласно Рекомендации КМ идеология гендерного равенства должна распространяться в рамках учебного процесса, начиная с начального образования и заканчивая высшим. По этому поводу была принята и Стратегия Совета Европы по гендерному равенству на 2014-2017 гг. (Стратегия СЕ).
В Стратегии СЕ указывается, что действия Совета Европы будут направлены на распространение осведомленности о гендерном равенстве, в частности, путем разработки и распространения образовательных программ и методик преподавания, которые свободны от продвижения явных и неявных гендерных стереотипов, а также реализации других мер, предложенных Комитетом министров в Рекомендации о гендерной проблематике в образовании 2007 г.
Прежде чем определить то, на что Совет Европы «направляет усилия» в рамках указанной Стратегии СЕ, важно рассмотреть, что входит, по мнению Совета Европы, в понятие гендерных стереотипов.
Так, можно привести цитату из Пособия по обучению детей правам человека «Компасито», изданного Советом Европы: «В средствах массовой информации, например, женщины, главным образом, показываются в качестве объектов действия, жертв и заботящихся о других, в то время как мужчины обычно изображаются изобретательными, сильными, умными и инициативными. В то время как средства массовой информации подчеркивают силу и успех мужчин, женщина, даже состоявшаяся женщина, обычно оценивается, в первую очередь, по внешнему виду... Недавнее исследование продемонстрировало, что учителя чаще оценивают мальчиков положительно, если последние активны, агрессивны, независимы, все исследуют и соревнуются с другими, в то время как девочки часто получают положительную ответную реакцию за послушание, доброту, мягкость, пассивность и положительное отношение к сообществу». Таким образом, СМИ, семья, школы и центры развлечений также несут ответственность за укрепление гендерных стереотипов.
Согласно Стратегии СЕ Совет Европы в борьбе за гендерное равенство направляет усилия, в частности, на разработку и распространение образовательных программ и методик преподавания, которые «свободны от продвижения явных и неявных гендерных стереотипов». А именно свободными от тех стереотипов, которые приводятся в том числе, как можно предположить, в его же издании, процитированном абзацем выше.
Однако, разбирая указанные гендерные стереотипы, следует отметить, что в данном Пособии смешиваются положительные и отрицательные стереотипы. Так, говорится, что «женщины, главным образом, показываются в качестве объектов действия, жертв и заботящихся о других». Возникает вопрос, можно ли ставить в одной строчке стереотип отношения к женщине как к «жертве» и стереотип проявления заботы со стороны женщины. Тот же вопрос можно поставить в отношении разной положительной оценки поведения мальчиков и девочек. И главный вопрос, который возникает в связи с этим: откуда появились гендерные стереотипы и можно ли воспитывать будущие поколения, как предлагает Совет Европы, вне «явных и неявных гендерных стереотипов»?
Гендерные стереотипы, как было указано выше, формируются в обществе. Следовательно, содержание гендерных стереотипов будет зависеть от принятых норм, правил поведения и традиционных ценностей конкретного общества. Традиционные ценности и иные правила поведения, принятые в обществе, формируются исходя из таких понятий, как добро и зло, справедливость, честь, достоинство, мораль, нравственность и т.д. Основу для этих понятий черпают в принятых в обществе религиозных или философских учениях. Особое значение для формирования и передачи гендерных стереотипов имеет семья, как основная ячейка общества.
Учитывая вышесказанное, рассмотрим поставленные вопросы на примере Российской Федерации. Государствообразующей религией в Российской Федерации является православное христианство, что подтверждается, в частности, в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г., где признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры (Преамбула). Одной из важных традиционных ценностей и основой государственной стабильности России, как, впрочем, и любого другого государства, является традиционная семья. Рассмотрим, существует ли гендерное равенство в традиционной христианской семье.
Согласно православному вероучению, которое в данном аспекте поддерживается другими традиционными религиями России (ислам, иудаизм), в традиционной семье главой является муж. Тому есть ряд обоснований. Во-первых, это Богом установленная иерархия: Бог - муж - жена - дети. Однако важно правильно понимать суть данной иерархии с христианской точки зрения.
Муж - глава семьи, поэтому он обладает большей физической силой, которая ему необходима для защиты семьи и обеспечения ее пропитанием и всем необходимым. Муж принимает окончательные решения в семье и несет за них ответственность. Этому соответствует определенный внутренний уклад, более рациональный, нежели эмоциональный. Женщине дана меньшая физическая сила, но большая выносливость. Это необходимо для выполнения важной задачи - продолжения рода. Внутренний уклад женщины, прежде всего, эмоционален, нежели рационален.
Данные различия в мужской и женской природе предназначены для создания семьи как единого целого. В такой семье всегда имеет место равенство. Оно заключается в ответственности перед Богом. Муж, например, должен любить свою жену как самого себя (Послание апостола Павла к Ефесянам, 5:33) и использовать свою физическую силу только для заботы и защиты семьи, и не имеет права ею злоупотреблять. Женщина должна почитать мужа, заботиться о нем и воспитывает детей.
Таким образом, традиционная семья - это не семья, где муж бьет жену, унижает и издевается над ней, но семья, где оба супруга по любви жертвуют своими интересами ради друг друга, заботятся друг о друге посредством тех способностей, которыми их наделил Бог. Иными словами, подчиненное положение не означает униженное положение. Это подтверждается тем, что любое общество устроено иерархично. Например, когда человек устраивается на работу, он находится, как правило, в подчиненном положении, но это совершенно не означает униженное положение само по себе.
Кроме того, любое государство устроено иерархически. Во главе стоит руководитель государства. Будет ли он выбран согласно теории общественного договора или получит власть по наследству, не имеет принципиального значения. Для всех является очевидным, что он стоит во главе государства и ему необходимо подчиняться. Тот же принцип действует и на предприятии, где есть директор. Выбран он или назначен, но для выполнения поставленных задач у него есть штат подчиненных работников.
Если посмотреть на все отношения в обществе, то станет понятно, что они всегда иерархичны. Однако наличие иерархии не означает отсутствие равенства. Равенство реализуется в том, что у каждого человека есть гипотетическая возможность оказаться на месте руководителя или исполнителя. По общему правилу, все определяется теми способностями, которыми обладает конкретный индивид. Если же на установившуюся иерархию совершается посягательство, то происходит революция и прежний строй разрушается. Это касается как государства в целом, так и отдельных предприятий.
Поскольку семья - это главная ячейка общества, а все общество функционирует по иерархическому принципу, то и семья не может быть исключением из этого принципа, поскольку является частью общества.
Следовательно, в семье должен быть глава и подчиненные, иначе она разрушится, как любое предприятие, в котором все хотят управлять и никто исполнять, или наоборот. Однако из этого не следует неравенства. Семья является единым целым, единым организмом, в котором у каждого свои функции и задачи.
В современном мире роль женщин изменилась. Если они хотят трудиться наравне с мужчиной, то для этого нет или не должно быть ограничений при наличии определенных способностей. И данный подход является правильным, поскольку у каждой женщины должен быть выбор. В этом и заключается суть гендерного равенства. Но проблема заключается в том, что мужчина не может в полной мере взять на себя обязанностей женщины по продолжению рода. И вот здесь происходит нарушение равенства. Женщина берет на себя помимо тех функций, которые она не может передать, еще и дополнительные - «по добыче пропитания».
Мужская и женская сущности неизменны. Взяв на себя чужие функции, соответствующая половина берет на себя и ответственность за их выполнение. Беря определенные обязанности на себя, жена снимает их с мужа. В результате, муж перестает быть добытчиком и защитником семьи, он теряет свою роль главы и единственного ответственного в семье. Как правило, семья рушится. Если она не рушится, то становится ущербной, как организм, в котором какой-то орган перестал выполнять предназначенную ему функцию. Ведь природное женское естество все равно будет требовать защиты со стороны мужчины, которую уже будет невозможно получить в силу перераспределения функций в семейном организме. И, наоборот, мужское естество будет подсознательно стремиться к утерянной функции главы семьи. В результате получается семья - «инвалид».
Правильные отношения в семье имеют важнейшее значение, поскольку именно в семье ребенок впитывает основные ценности, понятие добра и зла, образец должного и недолжного поведения, образец взаимоотношений между людьми и т.д. Восприняв иерархический образ отношений, ребенок его распространяет на отношения вне семьи по отношению к друзьям, коллегам, начальникам и, главное, к своей будущей семье. Разрушение гендерных стереотипов о мужской и женской роли в обществе не допустимо, поскольку это ведет к разрушению иерархии в обществе, а, следовательно, к самоуничтожению последнего.
Следовательно, взятый Советом Европы курс на воспитание «вне явных и неявных стереотипов» губителен для общества. Представляется важным воспитание в будущих поколениях тех гендерных стереотипов, которые ведут к укреплению семьи и общества в целом.
В нашей стране приведенная выше общая характеристика православного христианского отношения к понятию гендерного равенства преподается в рамках курсов по основам православной культуры, которые являются обязательными в рамках школьной программы для тех, кто выбрал компонент «православное христианство».
Стратегия СЕ призывает избавиться от стереотипа восприятия женщин как низшего существа и стереотипа представления о мужественности мужчин.
Если стереотип о восприятии женщин как низших существ полностью не соответствует христианским традиционным ценностям, и в этом можно говорить о соответствии Стратегии СЕ в российском ее толковании, то стереотип мужественности мужчин лежит в основе христианского учения.
Отрицание стереотипа представления о мужественности мужчин, то есть фактически отрицание мужской природной сущности, ведет к извращению традиционных понятий о мужчинах и женщинах, что, в конечном счете, приводит к отрицанию традиционной семьи и уравниванию ее с нетрадиционными однополыми союзами. К сожалению, следует констатировать, что данное положение вполне согласуется с политикой Совета Европы. В Пособии Совета Европы по обучению детей правам человека при рассмотрении вопроса о том, какие бывают семьи, включается «семья с родителями одного пола». Подобный подход полностью противоречит традиционным ценностям человечества и не должен быть допущен в образовательном процессе в нашей стране. Следовательно, в данном аспекте Резолюция КМ выполнена быть не может.
Несмотря на то, что рекомендации Комитета министров и стратегии Совета Европы не носят обязательного характера для государств-членов, они все же определяют направление развития защиты прав человека. Поэтому Россия должна серьезно оборонять свои границы от проникновения тенденций, направленных на разрушение традиционных ценностей, ее общества и государства.
В противном случае, проявив толерантность к политике Совета Европы по разрушению понятия традиционной семьи, Россия окажется сопричастной данному преступлению.
Поскольку, как писал известный русский философ и правовед И. А. Ильин, «несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не совсем плохо и не так уж безусловно есть зло, что в нем есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают. И лишь по мере того, как ему удается уговорить себя, заговорить свое здоровое отвращение и уверить себя в белизне черноты, угасают остатки сопротивления и осуществляется самопредание. И когда отвращение стихает и зло уже не переживается, как зло, тогда приятие незаметно становится цельным: душа начинает верить, что черное бело, приспособляется и уподобляется, становится сама черною, и вот уже одобряет и наслаждается, и, естественно, восхваляет то, что дает ей наслаждение...».
< предыдущая | следующая > |
---|