Выбрать подходящую модель смартфона и сравнить предложения по цене - что может быть проще! Смартфон цена и качество вся подробная информация на сайте http://flystore.ru
Фанатизм и слепое использование религиозной догмы для насаждения политических или военных целей не может быть оправдано, а христианские идеалы не должны использоваться для бесчеловечных и негуманных целей.
И все-таки история христианства знает много примеров позитивного влияния на концепцию ведения войны.
В 1795 г. во время Французской революции была принята Декларация международного права, автором которой явился церковный деятель, аббат Анри Грегуар. Декларация состояла из 21 статьи и включала в себя положения, которые были весьма похожи на принципы современного международного права. Декларация прав народов, или «Кодекс аббата Грегуара», содержала в себе нормы о независимости и суверенитете государств и народов, невмешательстве государств в дела других, легитимности власти, основанной на равенстве и свободе, священности и нерушимости международных договоров. Положения Декларации касались военных вопросов: «Народы должны во время мира делать друг другу как можно больше добра, а во время войны — как можно меньше зла» (ст. 4).
Требование «делать как можно меньше зла» имеет большое сходство с принципом соразмерности, установленным в качестве нормы обычного международного гуманитарного права, применяемой во время как международных, так и не-международных вооруженных конфликтов. В соответствии с ним воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника
Более того, положения Декларации международного права перекликаются с определением агрессии в международном праве, которое понимает агрессию как применение вооруженной силы государством против территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства.
Конституция предопределяет появление упомянутого выше права государств на самооборону: «Каждый народ может предпринять войну для защиты своего суверенитета, своей свободы, своей собственности» (ст. 17). Таким образом, нормы jus ad bellum и некоторые нормы jus in bello впервые были закреплены практически в современной форме, а «Декларация прав народов» считается первой попыткой кодификации международного права.
Еще одной знаменитой фигурой в истории христианской церкви стал Римский Папа Иоанн Павел II, который публично покаялся в грехах католической церкви за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Иоанн Павел II признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающее войну теологическое учение, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства. Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви — в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и Холокоста. Таким образом, вооруженные конфликты эпохи Крестовых походов, не имеющие никакого оправдания с точки зрения современного гуманитарного права, были признаны также не соответствующими христианской морали.
Современное христианское движение превращается в активный институт гражданского общества и проявляет внимание в том числе к нормам международного права. Так, на Втором Ватиканском соборе Католической церкви в 1962-1965 г. был принят ряд документов, сочетающих в себе религиозные нормы и нормы общечеловеческие. Декрет Ad Gentes (лат. «К народам») посвящен миссионерской деятельности Церкви, основанной на уважении к национальным и культурным традициям народов.
Декларация Dignitatis humanae (лат. «Достоинство человеческой личности») посвящена вопросу религиозной свободы и правам личности в вопросах религии. Эта свобода отрицает принуждение в религиозном выборе и «основана на достоинстве человеческой личности, так как заложена в самой природе человека», проявляя соответствие принципиальным позициям права прав человека. Декларация Nostra aetate (лат. «Наше время»), посвященная отношению церкви к нехристианским религиям, развивает идеи уважения к религиозному выбору человека, запрещая религиозную дискриминацию. Положения документа апеллируют к общему духовному наследию, связывающему все религии, и призывают «вместе продвигать все то, что ведет к достижению социальной справедливости среди людей и их морального благополучия, а также мира и свободы».
Наиболее важной для развития идей гуманитарного права стала конституция Собора Gaudium et Spes (лат. «Радость и надежда»). Конституция стала ответом Церкви на вызовы XX века, на ужасы мировых войн. Главы документа посвящены поддержанию мира, содействию международному сообществу, предотвращению и запрещению войны, участию христианского сообщества в гуманитарной деятельности во время вооруженных конфликтов. Церковь провозглашает новые гражданские идеалы — установление гуманного мира, напоминая о благом предназначении миротворцев: «Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев»; «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». При этом целью миротворцев является контроль за соблюдением мира между враждующими сторонами. Нормы международного гуманитарного права предписывают заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня каждый раз, когда это позволят обстоятельства. При этом Библия не упоминает о миротворцах в их милитаристском понимании, скорее, термин «миротворец» несет в себе общее гуманистическое понимание о человеке, несущем мир в ситуации вражды.
Напоминая о непреходящем значении естественного права народов и его универсальных принци-пов, конституция также апеллирует к международным соглашениям о военных действиях, призывая выполнять правовые требования и уменьшать бесчеловечность. Конституция критикует средства ведения современной войны и развитие прогресса в производстве все более ужасного вида оружия. Данный призыв имеет сходство с преамбулой к Декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. Согласно данному документу, употребление оружия, которое без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежною, должно признавать не соответствующим единственной законной цели войны — ослаблению военных сил неприятеля, а потому употребление подобного оружия было бы противно законам человеколюбия.
На наш взгляд, возможно утверждать, что принятие Ватиканским Собором подобного документа иллюстрирует единство целей и намерений, которыми в настоящее время руководствуется как христианская религия, так и международное гуманитарное право.
Претворяя в жизнь идею заботы о ближнем, христианские организации все чаще становятся активными агентами в оказании гуманитарной помощи.
Христианские неправительственные организации вовлечены в программу правительственных до-норских агентств. Религиозные ассоциации, входящие в союз «Caritas Internationalism которые действуют в 162 странах, формируют ежегодный объем около 1 млрд. долларов, идущий на гуманитарные цели. При этом существуют опасения о двойственном характере религиозных организаций, могущих выступать одновременно и как «ангелы мира», и как «поджигатели войны». В связи с этим Женевское духовное воззвание 1999 г. обращает внимание на необходимость строго соблюдать следующие принципы:
-отказ от ссылок на религиозную или духовную власть для оправдания любого вида насилия;
-отказ от ссылок на религиозные или духовные источники для оправдания дискриминации и остракизма;
-отказ от эксплуатации людей или установления господства над ними посредством силы, интеллекта, духовного убеждения, богатства или общественного положения.
Заповеди христианской религии таят в себе надежду на осознание человечеством необходимости прекращения войн. «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Христианство не отвечает на многие вопросы относительно проблемы войны, однако оно формулирует общее требование отказа от насилия и проявления милосердия в той степени, в которой это возможно. В этом смысле христианская позиция относительно войны перекликается с оговоркой Мартенса, согласно которой, если какая-либо норма не содержится в договорном праве, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием обычного права, законов человечности и требований общественного сознания. Христианство также настаивает на следовании общему требованию добра и человеколюбия в любой ситуации. Система моральных норм, равно как и система норм международного гуманитарного права, построены на общих принципах, в основе которых лежит уважение к человеку и гуманизм.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 5 (72) 2014