Функции прокуратуры и участие прокуроров в законотворческой деятельности органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного государственного органа, являются ее функции.
В юридической науке этот термин трактуется многозначно (термин «функция» чаще употребляется в смысле «действие», «цель деятельности», «задача» и т.д.), к тому же, он применяется к разнообразным объектам (функции государства, функции права и т.д.). Так, функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Такое обилие употребления термина «функция» во многом объясняет расхождение ученых-теоретиков и государствоведов в толковании понятия «функции государства», а также и «функции государственных органов», в том числе органов законодательной и исполнительной власти.
Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства.
Если говорить о прокуратуре Российской Федерации, то важно отметить, что она в пределах своей компетенции участвует в реализации функций государства, в первую очередь — функции охраны прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения законности и правопорядка. Причем вся деятельность прокуратуры характеризуется своеобразием режима правового регулирования, поскольку наличие у прокуратуры статуса уполномоченного представителя государства требует и соответствующего способа регулирования ее деятельности. Поэтому необходимо подчеркнуть обособленность нормативно-правовой основы прокурорской деятельности.
Законодатель определил предмет ее исключительной компетенции, — осуществление от имени государства надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории страны. Кроме этого, закон регламентирует особый порядок формирования и деятельности прокуратуры, особенности юридических средств и последствий надзорной и иной её деятельности, их соотносимость с правовой системой в целом.
Из вышеизложенного следует, что основополагающей правовой категорией, которая раскрывает и объясняет структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.
Наиболее часто в литературе функции прокуратуры определяются как виды, основные направления ее деятельности. Так, В. П. Рябцев определил функцию прокуратуры как «такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным назначением прокуратуры, ее задачами, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение соответствующей задачи и требует для своего осуществления использования присущей ему специальной компетенции или полномочий и правовых средств реализации. Названные элементы, характеризующие функцию как таковую, находятся между собой в строгой детерминирующей зависимости». Полагаем, что это определение довольно полно отражает всю сложность и объем этого понятия.
В. В. Клочков, называя функциями прокуратуры взаимосвязанные с функциями государства и права основные направления ее деятельности, указывает, что они реализуются через соответствующие типы деятельности — функциональные и нефункциональные (к каковым автор относит организационноуправленческую деятельность в органах прокуратуры. С тех же позиций понятие функций прокуратуры рассмотрено в диссертации Е. Л. Никитина, который определил их достаточно сложно, как «социально значимые направления ее деятельности, осуществляемые через конкретные виды деятельности в рамках установленных законом типов ее деятельности, в которых реализуется ее компетенция».
В. Г. Розенфельд понимает под функцией (внешней функцией) прокуратуры «социальное предназначение ее к такому виду деятельности, который обусловливается поставленными государством перед прокурорской системой целями, характеризуется определенным предметом ведения, осуществляемым на практике с помощью компетенции прокуратуры (ее полномочий и правовых средств их реализации)». В последующем он и А. В. Фролов несколько конкретизировали свое понимание функций прокуратуры как предназначения к «виду правоохранительной и правозащитной деятельности».
По мнению Л. М. Давыденко, функции прокуратуры — это обязанности в деле укрепления законности и правопорядка, характеризующие место и роль прокуратуры в системе государственно-правового механизма, а основные направления деятельности обозначают приоритетные задачи прокуратуры, не нашедшие своего отражения в Законе о прокуратуре. Имеются и другие определения понятия функций прокуратуры.
М. С. Шулумов, применительно к прокуратуре как разновидности государственных органов, отмечает, что функции — это определяемые правовым статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме обязанности по решению поставленных перед нею законом задач обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, для выполнения которых она наделена специфическими властными полномочиями.
С уважением относясь к позициям, занимаемым в этом вопросе указанными авторами, отметим, что разделяем в этом вопросе мнение В. Г. Бессарабова о том, что функции прокуратуры — это социально обусловленные, законодательно установленные полномочия по выполнению органами и учреждениями прокуратуры как элементами государственно-правового механизма определенных видов деятельности в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Нам представляется, что обязательным признаком функции является их возложение на прокуратуру только законом. В силу данного обстоятельства перечень функций — исчерпывающий. Исключение отдельных функций или расширение из количества возможно только путем принятия соответствующего законодательного акта.
В то же время, несмотря на некоторые различия при подходе к определению самостоятельных функций прокуратуры, абсолютное большинство исследователей считают основной, главной функцией современной прокуратуры — надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Хотя, с нашей точки зрения, следует говорить как об «основной», «главной» функции современной отечественной прокуратуры — функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является участие ее в правотворческой деятельности. Эта функция заключается в том, что прокурор, устанавливая в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов, в том числе нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Говоря о связи функции участия в правотворческой деятельности и надзорной функции, В. Б. Ястребов отмечает, что именно осуществление надзорной функции дает тот основной материал, на котором базируются исходящие от прокуратуры предложения по разработке проектов новых законов, внесению изменений и дополнений в действующие нормы. Практика прокурорского надзора, по его мнению, показывает, каким приоритетам в прокурорской деятельности должно быть отдано предпочтение. Она способствует выбору оптимальных вариантов законодательных решений. Материалы надзорной практики играют существенную роль в определении действенного механизма исполнения законов, имеющего ключевое значение для обеспечения их жизнеспособности. Все вышеизложенное позволило В. Б. Ястребову сделать вывод о том, что «Как функция прокуратуры участие в правотворческой деятельности своим осуществлением обязано надзорной функции».