Становление понятия закона как основной формы советского права в 1920‑е годы
В первые годы советской власти закон понимался в соответствии с учением В. И. Ленина. «Что такое закон?» — ставил вопрос Ленин в работе «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов». И отвечал: «Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть». Следовательно, Ленин исходил из понимания закона как меры политической. Подробные свидетельства об отношении Ленина к революционному закону оставил П. И. Стучка. В статье «Ленин и революционный декрет» он писал, что для верного понимания отношения Ленина к революционному декрету, необходимо вспомнить, как он относился к программе революции, а именно, с точки зрения революционной диалектики. Программу партии он рассматривал как программу будущего правительства. После установления советской власти вождь революции требовал уважения по отношению к декрету и его ис-полнения. Но Ленин требовал не только уважения, но и призывал к широкой популяризации декретов. Например, 10 декабря 1918 года было издано постановление СНК «О мобилизации грамотных и организации пропаганды Советского строя».
С переходом к политике нэпа Ленин «без колебания отрекается от декретов, не соединимых с новой политикой, и подписывает новые кодексы». Выступая на XI съезде партии в 1921 году, Ленин говорил: «центр внимания не в том, чтобы законодательствовать, лучшие декреты издавать и т.д. У нас была полоса, когда декреты служили формой пропаганды. Над нами смеялись, говорили, что большевики не понимают, что их декретов не исполняют; вся белогвардейская пресса полна насмешек на этот счет, но эта полоса была законной, когда большевики взяли власть и сказали рядовому крестьянину, рядовому рабочему: вот как нам хотелось бы, чтобы государство управлялось, вот декрет попробуйте. Простому рабочему и крестьянину мы свои представления о политике сразу давали в форме декретов. В результате было завоевание того громадного доверия, которое мы имели и имеем в народных массах. Это было время, это была полоса, которая необходима в начале революции, без этого мы не стали бы во главе революционной волны, а стали бы плестись в хвосте... Но эта полоса прошла, а мы этого не хотим понять». В 1922 году во ВЦИКе Ленин говорил о кодексах: «Мы и здесь старались соблюсти грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с современным экономическим оборотом, и тем, что представляет собой злоупотребления нэпом, которые во всех государствах легальны и которые мы легализовать не хотим». Таким образом, понятие закона у Ленина изменялось в зависимости от политической ситуации. Этот подход П. И. Стучка называл революционной диалектикой Ленина.
Еще одно красноречивое свидетельство о том, насколько Ленин высоко ценил преобразующую роль права и закона оставил Л. Д. Троцкий: «Всякий знает, кто что-нибудь знает о Ленине, что одна из сильнейших его сторон состояла в умении отделить каждый раз существо от формы. Но очень не мешает подчеркнуть, что он чрезвычайно ценил и форму, зная власть формального над умами и тем самым превращая формальное в материальное. Ленин везде и всюду действовал постановлениями, декретами, приказами от имени правительства. Он слишком ясно сознавал, что наша сила — в том новом государственном аппарате, который строился с низов. Но для того, чтобы сопрячь работу, шедшую сверху, из опустевших или саботировавших канцелярий, с творческой работой, шедшей внизу, нужен был этот тон формальной настойчивости, тон правительства, которое сегодня еще мечется в пустоте, но которое завтра или послезавтра станет силой и потому выступает уже сегодня как сила. Этот формализм необходим был также и для того, чтобы дисциплинировать нашу собственную братию».
В первые годы после революции П. И. Стучка писал, что «право в современном смысле, как право классовое, находит свое выражение в законе, а законодательство и проведение в жизнь законов, где надо, мерами принуждения, составляет монополию классовой государственной власти. То есть закон отмечает те вехи, по которым определяются границы данного правопорядка, данной системы правовых отношений. Теоретически закон должен дать основной принцип данной системы, и по возможности яркое и исчерпывающее, а равно достаточно конкретизированное определение важнейших юридических институтов. А остальное — уже дело применения права, которое будет всегда несправедливо для угнетенного класса, а справедливым для класса господствующего».
В период нэпа с утверждением принципа законности понятие закона стало развиваться: выделяются признаки закона, разграничиваются формальное и материальное его содержание, начинает проводиться деление нормативных актов на законы и подзаконные акты.
Поскольку право тесно связано с другими социальными регуляторами, видный советский юрист М. А. Рейснер разрабатывал понятие закона в связи с божественным законом. Он считал, что божественное законодательство — это мистическая надстройка над фактически правовыми отношениями, а, следовательно, оно представляет собой лишь своеобразную надстройку над надстройкой. Он писал: «Позднейший вид бога вседержителя, всемогущего царя и владыки придает старому закону (договору) особую форму, которая, в конце концов, побеждает. Эта форма закона. Здесь мы подходим к настоящему идеологическому ключу, к волшебному мосту, который перебрасывается между властью и правом. Закон — вот слово, которое рождается от своего отца — власти и матери — права и запечатлевает собой целые тысячелетия социальной культуры на самых разных ступенях развития...». В вышеприведенном понимании закона отразилась проблема соотношения права, политики и религии. Однако будучи метафоричным, данное понятие закона было весьма неопределенно, а, следовательно, малопригодно для практического применения, к тому же оно вряд ли отвечало духу марксистской идеологии.
В 1926 году К. А. Архиппов опубликовал работу под названием «Закон в советском праве» — одну из первых монографий в советской юридической науке, специально посвященную проблеме закона. Архиппов писал, что «вождь революции не только не ставит задачей революционного пролетариата овладение законной машиной как таковой, но со всей силой сарказма высмеивает подробную постановку вопроса. Пролетариат захватывает власть и использует судебную власть для того, чтобы организовать только законодательствующий парламент». Таким образом, во главу угла ставится не законодательство, а установление личного состава органов власти и управления. Автор определяет понятие закона в советском государстве как абстракцию, обобщение отношений. «Закон есть акт органов государственной власти, и, пока существует государство, будет существовать закон, но в пролетарском государстве не должно быть органа, который бы только за-конодательствовал».