Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи История государства и права Нетрадиционные религии в России и их роль в межконфессиональном диалоге (историко-правовой аспект) - Кришнаиты

Нетрадиционные религии в России и их роль в межконфессиональном диалоге (историко-правовой аспект) - Кришнаиты

Дело в том, что благодаря соседству и исторически сложив­шимся между Россией и Персией тесным связям, наличию крупного русского дипломатического представительства в Пер­сии русские стали непосредственными свидетелями и даже участниками многих событий, связанных с возникновением и развитием религии бахаи. Появление Бахауллы и его про­рочества не могли пройти незамеченными, это были события мирового значения. На русский язык с арабского и персидско­го были переведены публикации Писаний Бахауллы. Идеи бахаи очень созвучны христианским, во многом просто со­впадают. Однако последователи Бахауллы настаивают, что это есть новая религия, хотя и имеющая общность с мудростью иудаизма, индуизма, христианства и ислама, тем не менее, являющаяся совершенно самостоятельной и независимой. Это подтверждается тем, что имеется свой Пророк — основатель, собственные Священные Писания, собственный календарь и ле­тоисчисление, собственные святыни и места паломничества, собственные праздники, особые брачные, похоронные и другие ритуалы и т.д. Подчеркивается, что хотя родиной этой религии была Персия, это вовсе не означает, что бахаи — это еще одна восточная религия. Идеи и воззвания бахаи наднациональны и универсальны. Их можно было бы «подозревать» в экумениз­ме или в синтезе уже имеющихся религий. Но исследователи учения бахаи твердо и убедительно утверждают, что подобные подозрения ошибочны.

О чем же проповедовал Бахаулла? Прежде всего — о единстве и гармонии. В его писании содержатся базовые принципы, кото­рые должны лечь в основу единой земной человеческой цивилиза­ции. Принципы, которые должны объединить Восток и Запад.


Главные идеи учения бахаи заключаются в следующих посту­латах. Земля является единой «страной», и все люди — ее граж­дане. Не имеет значение ни раса, ни национальность, ни пол, ни социальная принадлежность, ни обычаи, ни верования. У всех религий один общий источник, и все верующие имеют право на самостоятельный поиск истины. Каждый человек должен направить усилия на самопостижение и на служение всему чело­вечеству. Откровения Бахауллы утверждают гармонию религии, научного знания и человеческого разума. Красной линией через учение проходит мысль о том, что Бог един. А потому и все ре­лигии тоже едины, различны лишь имена, которые люди дают Богу и языки, на которых они говорят с ним. Все религиозные законы и заповеди были даны людям в разное время и на разных этапах человеческого развития. Наступило время, когда челове­честву потребовались новые знания, они были посланы Богом через пророка Бахауллу. В частности, он проповедовал, что такая норма ислама, как война за веру, джихад, «вычеркнута из кни­ги Всевышнего», и что религии призваны объединять сердца, дарить свет каждой душе. Все религии призваны быть источ­ником любви и дружбы, лекарством, несущим исцеление. Про­рок Бахаулла призывает отказаться от предрассудков, главным из которых является убеждение в том, что только одна религия (своя) является правильной, а все остальные — ошибочными. Этим человек сам себя лишает познания истины, заключенной в других религиях.

Важное место в писаниях бахаи занимает идея гармонии между религией и наукой. Способность к научному познанию мира присуща только человеку, благодаря чему существует возможность глубокого исследования материальной природы Вселенной. Однако наука не является единственным исключи­тельным средством познания мира. Другим таким средством, по учению бахаи, является Божественное Откровение, прису­щее Пророкам, посылаемым в материальный мир Богом для просвещения человечества. В учении бахаи наука и религия не противопоставляются, напротив, подчеркивается их из­начальная общность, ибо истина одна, различны лишь пути ее постижения. Наука и религия как два крыла необходимы человеку, чтоб его разум и душа устремлялись в высоту.


Еще один аспект в отношении науки и религии. С точки зрения бахаи нет истинного счастья без духовного развития. Материальный прогресс и духовное развитие — есть совершен­но разные вещи. Не отвергая ценность материального прогрес­са, бахаи ставят его на второе место после прогресса духовного. Многие наши современники пришли сегодня к тем же выво­дам: без духовной основы научно-технический прогресс может быть опасным для человечества.

Во всех своих посланиях Бахаулла проповедует необходи­мость установления всеобщего мира и создания общеземного содружества народов. Он убежден, что придет время — и воз­никнет универсальный мир, который будет наполнен наукой, знанием, сотрудничеством и познанием Всевышнего. При этом не умаляется чувство патриотизма и любви к своей родине.


Интересны государственно-правовые идеи Бахауллы, на основе которых его последователи мечтают о создании со­дружества народов (всего человечества). Руководить им будет Всемирный законодательный орган, решающий вопросы ре­сурсов земли. Всемирный орган исполнительной власти с под­чиненными ему вооруженными силами — выполнять решения законодательного органа. Всемирный трибунал будет стоять на страже мира и порядка на всех территориях содружества народов. Один из языков земли станет общим, и его будут из­учать во всех школах наряду с родным. Установление такого всемирного содружества произойдет мирным путем на осно­вании договоров между различными государствами.

Подводя итог небольшому обзору религии бахаи, не­обходимо подчеркнуть главное. В позапрошлом веке была предпринята попытка, и не безуспешная, создания новой, универсальной, современной монотеистической религии, со­единяющей восточные и западные пути духовных поисков, был создан интересный проект всемирного содружества народов, объединенных общими духовными идеалами, желаниями ис­кренне служить всему человечеству.


И кришнаиты, и бахаи отличаются высокой степенью то­лерантности, более того — дружественности к другим религи­озным традициям, что чрезвычайно важно для межконфессионального диалога как внутри России, так и в мире. «Вознесем молитвы, освободимся от фанатизма и узости, свободные от ограничений нашего малого разума, и возлюбим друг дру­га, невзирая на кажущиеся различия веры, национальности и культуры, — призывает игумен Арсений в Молитве Единого Мира. — Возлюбим Божественную Мудрость, которая является во всех Священных писаниях Мира. Возлюбим всех воплоще­ний Господа, которые приходят в мир, чтобы спасать заблуд­шее человечество. возлюбим Господа Кришну, который при­шел, чтоб дать миру поток Божественной любви, подарив миру Бхагават-Гиту — Песнь Бога, возлюбим Господа Будду, который проповедовал учение о спасении и дхарме, возлюбим Господа Иисуса Xриста, который открыл врата в Царство Бога через жертвенную любовь. возлюбим пророков и явителей Божьих: Авраама, Моисея, Заратустру, Лао-цзы, Конфуция, Мухамме­да, Баба, Бахауллу, которые непрестанно созидают Единый Божественный мир и Симфонию Божественного Единства».

 

История государства и права

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (77) 2014





   


О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info