Если говорить об индуизме, в его олицетворении в одной из традиций — Обществе Сознания Кришны, то надо иметь в виду ряд особенностей и характерных черт. Во-первых, индуизм — это не единая религия, а совокупность множества верований, имеющих в основе общие ведические корни, которые создали глубокую древнюю философию, учащую людей терпимости, милосердию ко всем живым существам и любви к Богу.
Среди священных книг индуизма особое место занимает «Бхагават-Гита» («Божественная Песнь»). Значение и роль «Бхагават-Гиты» в истории, философии, религии, обществознании очень велико, причем не только в Индии, но и в Соединенных Штатах Америки, Европе, Азии и России. Ее влияние с годами не уменьшается, а стремительно увеличивается. В статье, опубликованной в 2006 г. в журнале Business Week, говорилось, что «Бхагават-Гита» превзошла по влиянию трактат «Искусство войны», древнекитайский трактат Сунь Цзы, (основополагающий текст «школы военной философии», посвященный военной стратегии и политике, который используется до сих пор в военном обучении в армии и военно-морских силах США6). Влияние этой книги на Западе резко возросло в ХХ в. Роберт Оппенгеймер, американский физик, выучил санскрит и в 1933 г. прочитал «Бхагават-Гиту» в оригинале. Еще раньше, начиная в XVIII в., когда книга была впервые переведена на английский, она вызвала широчайший интерес у философов, писателей, ученых. Ее изучали Гумбольт, Гете, Гегель, Шопенгауэр, Неру, Ганди, в России — с момента первого издания в 1785 г. Н. И. Новиковым — Лев Толстой, посвятивший «Гите» много прекрасных строк, а также русские декабристы. Знала о ней и императрица Екатерина II. Священный синод разрешил к печати эту книгу, найдя ее «душеполезной». Друг Пушкина и Чаадаева, Николай Надежин, опубликовал в своем журнале восторженную статью о ней. Список имен можно продолжить, но наша задача не столько указать географию влияния, сколько подчеркнуть, что для людей высокого интеллекта, прочитавших эту книгу, она не проходила бесследно, повлияла на их творчество и жизнь (о многих известно, что они стали вегетарианцами). Западные люди, воспитанные в иных традициях и иной религии, увидели в ней что-то очень важное для себя. Хотя, объективности ради, надо указать и на противоположное мнение, имеющее место в определенных кругах современной России и среди русских философов-эмигрантов прошлого века. Далеко не все, рассуждающие о вайшнавской религии и российских кришнаитах, могут спокойно принять их проповедь ненасилия ко всем живым существам, осуждение убийства животных, требования целомудрия в добрачных отношениях, жизнь в соответствии с моральными нормами, вегетарианство, строгий запрет на употребление спиртных напитков и курение, прочие ограничения. Высокая моральная планка, установленная в этой религии, раздражает ее критиков, неспособных допустить саму возможность такой жизни.
Среди православных авторов трудно найти объективную и непредвзятую оценку духовного наследия других религиозных традиций. Эта ситуация вполне понятна и легко объяснима. Тем ценнее строки, написанные православным священником, ученым и богословом Александром Менем. Анализируя значимость «Бхагават-Гиты» и образа Кришны для развития дохристианской религиозной мудрости, А. Мень писал: «Когда читаешь «Гиту» после Упанишад — ощущаешь тепло и интимность живой встречи души с высшим... Он — личностный Бог, выступивший из глубины священного Мрака навстречу людям. Поистине, среди древних прообразов Христа одним из первых может считаться Кришна»11. Ведь «согласно Кришне, не только мистическая отрешенность ведет к совершенству, но и бхакти — любовь, благоговение, вера».
Перейдем теперь к религии бахаи. Вначале необходимо дать краткую информационную справку об истории возникновения и развития этого течения в связи с крайне малой степенью его изученности в историко-правовой науке.
Исследователи этого вопроса, в частности, известный ученый-филолог, полиглот, специалист в области истории и языкознания Ю. А. Иоаннесян и английский историк Эдвард Браун дают определение религии бахаи как независимой монотеистической и позднейшей из Богооткровенных религий. Э. Браун еще в XIX в. предсказал бахаи будущее мировой религии. На сегодняшний день общины бахаи существуют в 187 государствах. При относительно небольшом количестве приверженцев (5-6 млн человек) такое территориальное распространение впечатляет. Кстати, заметим, что и в дореволюционной России имелись общины бахаи. Их представители были репрессированы в 1938 г. В современной России общины бахаев имеются в разных регионах нашего государства. Кстати, именно с Россией у бахаев XIX в. были особенно теплые отношения и связаны большие надежды. Русский язык — первый из европейских, на который были переведены Священные Писания бахаев, изначально созданные на персидском языке. Первая в мире община бахаев за пределами Ирана возникла именно в России в 80-х годах XIX в.
Начало этой религии связано с именем Мирзы Xусейна Али (Нури) или Пророка Бахаулла. В переводе с арабского Бахаулла означает Слава Божия или Величие Божие. Это реальная историческая личность, положившая начало принципиально новому движению, вышедшему из недр ислама. Согласно священным писаниям этой религии, Пророк Бахаулла пришел объявить людям Волю Божью, поскольку со времени Мухаммеда, и тем более Иисуса и Моисея, человечество очень изменилось и нуждается в помощи.
По словам свидетелей жизни и деятельности Бахауллы, он был человеком совершенно незаурядным, его авторитет неуклонно возрастал, а мудрые слова не могли не тронуть сердце любого человека, кто с ним общался. Для исламского государства Мирза Xусейн Али стал представлять реальную опасность, ибо его идеи не совпадали с теологией ислама. Он был заточен в тюрьму по ложному обвинению. И вот тогда, в 1852 г., именно российское правительство ходатайствовало об освобождении Бахауллы из тюрьмы. Через несколько лет, в 1889 г., независимый характер религии бахаи был впервые признан русским судом, который выступил в защиту прав ее последователей. Русские востоковеды и дипломаты XIX — начала XX вв. были в числе первых, кто посвятил этой молодой религии научные исследования и публикации, они своими трудами способствовали распространению знаний о новой религии не только в России, но и на Западе.