Правовое сотрудничество по вопросам обеспечения военной инфраструктуры между Российской Федерацией и Республикой Армения
Для каждого государства (Российской Федерации и стран Южного Кавказа) угрозы национальной безопасности имеют как схожие аспекты, так и принципиально различные.
Опасности для региона Южного Кавказа - локальные конфликты, нерешенность территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, спорные территории, являющиеся объектом споров между Грузией и Арменией, между Грузией и Азербайджаном. «Кавказский регион обладает высокой степенью политической и экономической энтропии».
Кроме того, данный регион является важным стратегическим районом как для США (и НАТО), так и для Российской Федерации. Однако невозможно не отметить различия в понимании стратегического интереса РФ и западных государств. Так, Леван Алапишвили, отражая позицию государств-членов НАТО, делает акцент на экономическом интересе западных государств при распространении их влияния на Южном Кавказе. В первую очередь это интерес, связанный с большими запасами азербайджанской нефти, ее транспортировка на западные рынки, создание транснационального транспортного коридора из Европы в Азию - «Шелковый путь», а интересы России в данном регионе связывает с политическим и военным влиянием. Однако, представляется, что данное мнение
- если не проявление лукавства, то, во всяком случае, ошибочно. Невозможно не согласиться с мнением Т. В. Спиридонова, отмечающего, что «с помощью созданной огромной военной машины, разветвленных военных баз и других объектов инфраструктуры в других странах США стремятся решить свои геополитические и геоэкономические проблемы, обеспечить экспансию американского капитала за рубежом в самом широком диапазоне (получение доступа к районам капиталовложений, источникам сырья и товарным рынкам). Развязанные США по ложным мотивам многочисленные войны (Ирак, Афганистан и др.) были направлены на сохранение американской империи, контроля над природными ресурсами, которые в значительной степени сконцентрированы (не считая Арктику) между Аравийским полуостровом, Ираком, Ираном, Персидским заливом и южными республиками бывшего СССР и Афганистаном».
Как отмечают исследователи, «сегодня Южный Кавказ, учитывая его относительно небольшую территорию и плотность населения, является одним из самых военизированных частей мира. Каждая из трех стран региона имеет военный потенциал не только сопоставимый, но иногда даже выше, чем у среднего европейского народа (это относится главным образом к Азербайджану и, в меньшей степени, к Армении и Грузии). Кроме того, если учитывать вооружение, находящееся в непризнанных «странах» и государственных образованиях, возникших здесь после распада Советского Союза - НагорноКарабахская Республика, Абхазия, и Южная Осетия, а также российские военные базы в Закавказье - то картинка будет еще более грозной». Кровавые этнические и внутригосударственные конфликты в регионе, вызванные распадом Советского Союза и возникновением независимых государств в регионе с тремя национальными армиями не могли не ускорить огромную концентрацию в нем вооружений и военной техники. Таким образом, проблемы контроля над вооружениями, ограничения и сокращения являются одними из ключевых аспектов безопасности на Южном Кавказе».
Обзор изменений вооруженных сил в регионе Южного Кавказа со времени распада Советского Союза до сегодняшнего дня показывает, что структуры, базы, законы, военное оборудование трех новообразованных южнокавказских республик в значительной степени зависят от условий и инфраструктуры Советского Союза и современной России; в течение последних лет отмечаются значительные усилия Азербайджана и Грузии для создания вооруженных сил. Хотя процесс реформы инфраструктуры и вооруженных сил требует большого количества времени, дабы новые системы и оборудование заняли соответствующее место, однако в действительности, благодаря сотрудничеству этих двух стран с НАТО, США, Турцией и Израилем, они начали этот процесс, и с самого его начала эти связи и помощь [с означенными странами] в образовательной, технической сферах, а также в создании баз только расширялись. В силу этого фактора, изменения в инфраструктуре и технической сфере в вооруженных силах Грузии и Азербайджана имеют под собой более внешние источники, чем внутренние, но если они (т.е. Грузия и Азербайджан) будут рассматривать цели, подходы и интересы этих держав на Кавказе, то они увидят, что они не включают в себя реформирование и создание вооруженных сил для этих двух республик.
Конечно, то, что происходит в Армении, отличается от положения в этих двух вышеупомянутых республиках, так как эта республика является стратегическим союзником России и получает необходимую военную помощь и оборудование в соответствующий момент от «материнской» страны; всякий раз, когда Армении угрожает опасность, следует соответствующая реакция русских, в этой связи в Армении нет и мысли о замене российской техники и инфраструктуры, а опыт войны в Карабахе, показал, что наличие запасов вооружения являлся действенным фактором в решении конфликта в их (т.е. армян) пользу.
После распада СССР остро встал вопрос о наследстве бывшей Советской Армии. Вооруженные силы Советского Союза являлись «законченными боевыми системами, в которых организовывалось взаимодействие войск (сил) по единому замыслу и плану военных (боевых) действий. Однако так как военная организация СССР не привязывалась к административно-территориальному устройству Союза, то при разделе она утратила системные свойства».
В 1992 г. было предложено создать Объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств (СНГ), и представители государств-членов этой организации 20 марта 1992 г. в г. Киев подписали Соглашение «Об объединенных вооруженных силах на переходный период».
Согласно ст. 2 данного Соглашения «Объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств включают стратегические силы Содружества, образованные в соответствии с Соглашением между государствам-участниками Содружества независимых государств по стратегическим силам от 30 декабря 1991 года, а также силы общего назначения, образованные в соответствии с Соглашением между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о силах общего назначения на переходный период от 14 февраля 1992 года».
Однако Объединенные вооруженные силы оказались нежизнеспособными, что привело к необходимости решать вопросы создания национальных вооруженных сил.
Новые государства в интересах своих вооруженных сил стали делить, а часто просто захватывать имущество бывшей Советской Армии. На Южном Кавказе в условиях ряда конфликтов Армения, Азербайджан и Грузия завладели частью материальной части бывшего Закавказского Военного округа (ЗакВО).
Как отмечает М. Пядушкин, «в Армении раздел военного имущества бывшего ЗакВО прошел наиболее цивилизованно». Но, в то же время, «из всех закавказских государств при разделе военного имущества Армения оказалась в самом невыгодном положении, так как на ее территории находилось наименьшее количество войск Закавказского военного округа».
На территории Республики Армения остались вооружения 7-й гвардейской армии со штабом в Ереване и 15-й мотострелковой дивизии (со штабом в Кировакане).
Передача Армении военного имущества производились на основе международных двусторонних соглашений:
- Протокол «О понимании относительно перечней воинских формирований и объектов», подписан министрами обороны Российской Федерации и Республики Армения 30 мая 1992 г.;
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения об условиях и сроках передачи Армении вооружения и техники расформировываемых соединений и частей российских вооруженных сил, дислоцированных в Армении от 06 июля 1992 г;
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке и условиях передачи Армении части вооружения, военной техники и военного имущества России, дислоцирующихся на территории Армении, от 10 июля 1992 г.;
- Договор о правовом статусе российских вооруженных сил на территории Армении от 21 августа 1992 г.
В 1996 г. процесс передачи вооружения и военного имущества от Россиийской Федерации Республике Армения был завершен.
На территории Республики Армения осталась 127-я мотострелковая дивизия 7-й армии ЗАкВО, которая впоследствии была преобразована в 102-ю военную базу, местом дислокации которой стал г. Гюмри.
Под Ереваном на военном аэродроме Эребуни дислоцируется авиагруппа 102-й российской военной базы.
Также охрана границ Республики Армения с Ираном и Турцией осуществляется вооруженными силами Республики Армения совместно с группировкой российских пограничных войск. Для управления российскими войсками создана Оперативная группа «Армения».
Наличие военной базы и присутствие пограничных войск РФ на территории РА определяет необходимость решения вопросов военного сотрудничества, в том числе обеспечение военной инфраструктуры.