Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Гражданское право Недействительность сделки‚ совершенной под влиянием существенного заблуждения

Недействительность сделки‚ совершенной под влиянием существенного заблуждения

ПЕТРОВ Игорь Валентинович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента

ДЕМЕНТЕЕВА Ирина Ильинична
кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Кубанского института социоэкономики и права Академии труда и социальных отношений

Сделки, совершенные под влиянием существенного за­блуждения относятся к так называемым недействительным сделкам с пороками воли. Данный порок воли вызывается причинами, которые связаны с лицом, совершающим сделку. Внешне такая сделка может выглядеть законной. При этом контрагент в сделке зачастую может и не предполагать, что другая сторона заблуждается. Научный интерес к данной про­блематике вызван изменениями норм ст. 178 Гражданского ко­декса Российской Федерации (далее - ГК РФ) , которые внесе­ны в ходе реформирования гражданского законодательства, а также проблемами, возникающими в правоприменительной практике.

Особого внимания для правильного применения ста­тьи 178 ГК РФ заслуживают такие вопросы как понятие заблуждения, которое имеет существенное значение. Под заблуждением обычно понимается неправильное представ­ление субъекта о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки. Воля субъекта при совер­шении сделки под влиянием заблуждения соответствует его волеизъявлению, однако формирование этой воли происхо­дит под воздействием неправильных представлений об об­стоятельствах, имеющих значение для заключения сделки. Как писал в свое время И. Б. Новицикий, в этом случае не следует вести речь о несоответствии между волей и воле­изъявлением, а требуется говорить о «пороках образования определенной воли».

В отечественной доктрине выделяют в качестве формы за­блуждения неведение (ignorantia) и ошибку (error). В первом случае у субъекта полностью отсутствует представление об определенных обстоятельствах, а при ошибке соответствую­щее представление имеется, но оно является ошибочным. Так, приобретая жилой дом, покупатель может не знать о том, что рядом с домом находится аэродром. Здесь имеет место заблуждение в форме неведения. В другом случае покупатель дома, зная о нахождении поблизости аэродрома, ошибочно считает, что он располагается на расстоянии 15 километров от дома, а не 5. В этом случае налицо заблуждение в форме ошибки.

Вместе с тем, Е. А. Коломиец отмечает, что заблуждение и ошибка разные понятия. Заблуждение глубже коренится в душе человека и является более сознательным, чем ошибка. Поэтому вопрос об источниках и характере заблуждения отно­сится к философии, а вопрос об ошибках - к логике и психоло­гии. Исходя из этого ошибка является следствием нарушения формальной стороны мысли, источник ошибки проявляется в волевом моменте, поскольку формальная сторона рассуд­ка сама по себе, точно также, как и ощущение, не способна к ошибке. В свою очередь, материальная сторона или иначе об­разование неправильных посылок, и есть заблуждение.

В теории гражданского права выделяют также заблужде­ние юридическое (juris) и фактическое (facti). В первом случае неправильное представление связано с законами, правами и обязанностям, которые имеет в виду заблуждающаяся сторо­на по сделке при ее заключении. Во втором случае ошибка касается фактических обстоятельств, которые имеют значение для сделки. Традиционно юридическое заблуждение не влечет за собой признания сделки недействительной, поскольку пре­зюмируется, что каждый должен знать закон.

Для признания сделки недействительной заблуждение должно иметь существенное значение. В ранее действующем законодательстве (ст. 32 ГК РСФСР 1924 г., ст. 57 ГК РСФСР 1964 г.) понятие «существенное заблуждение» не раскрывалось. Это позволяло утверждать, что «признание заблуждения суще­ственным или несущественным - это вопрос факта, решение которого зависит всецело и исключительно от конкретных об­стоятельств каждого отдельного спора».

Действующий Гражданский кодекс РФ впервые регламен­тировал понятие существенного заблуждения. В первоначаль­ной редакции статьи 178 ГК РФ существенное значение имело заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижа­ют возможности его использования по назначению. В настоя­щее время заблуждение является «достаточно существенным» также в случаях, если: сторона допустила очевидные описку, опечатку и т.п.; сторона заблуждается в отношении лица, с ко­торым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия кото­рого она с очевидностью для другой стороны исходит, совер­шая сделку.

Таким образом, до 1 сентября 2013 г. список обстоятельств, при которых заблуждение признавалось существенным, яв­лялся закрытым. Как следствие, суды отказывали в признании сделки недействительной, если сторона в обоснование своих требований ссылалась на обстоятельства, которые не были включены в абз. 2 п. 1 ст. 178 ГК РФ в прежней редакции. Суды исходили из того, что «неправильное представление о любых других обстоятельствах, помимо перечисленных в законе, не может быть признано заблуждением и не может служить ос­нованием для признания сделки недействительной». В насто­ящее время перечень оснований в п. 2 ст. 178 ГК РФ не только расширен, но и является открытым.

Под природой сделки обычно понимают основные (типи­ческие) характеристики, присущие сделкам данного вида. Так, например, одна сторона сделки передает контрагенту иму­щество, имея в виду договор имущественного найма, с целью получения арендной платы, а вторая сторона полагает, что имущество передается ему на хранение. Нельзя не сказать, что понятие «природа сделки» в гражданском законодательстве не раскрыто, единообразия во взглядах ученых по этому поводу не наблюдается, однако в судебной практике данная термино­логия используется достаточно активно. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 10 декабря 2013 г. № 162 указал, что в случаях, когда сторона имела неверное представление о том, какие права и обязанности возникнут по сделке, т.е. за­блуждалась относительно правовых последствий, то этого яв­ляется недостаточным для признания сделки недействитель­ной. В свою очередь, если сторона пыталась заключить одну сделку, а в итоге вследствие заблуждения заключила другую, т.е. заблуждалась относительно природы сделки, то сделка может быть признана недействительной. Из этого следует, что под природой сделки понимается ее тип. В данном вопро­се следует согласиться с Л. А. Чеговадзе, которая считает, что определить природу сделки можно только путем сравнения ее результатов с типичными ее правовыми последствиями. При этом под заблуждением относительно природы сделки понимается несоответствие достигнутого результата той цели, к которой стремился, и которая имелась в виду участником, действовавшим под влиянием заблуждения. Для выяснения факта заблуждения стороны о правовой природе сделки, не­обходимо установить три обстоятельства: 1) являются ли на­ступившие правовые последствия типичными для всех анало­гичных действий, которые признаются сделками; 2) совпадают ли представления стороны сделки о характере правовых по­следствий с теми, которые фактически наступили; 3) стала бы эта сторона действовать, если бы ее представления о правовых последствиях совершаемой сделки в полной мере совпадали с теми, которые фактически наступили?.

Учитывая, что сделки могут совершаться по поводу ве­щей, выполнения работ и оказания услуг, под предметом сделки следует понимать вещи, действия (работы, услуги), составляющие объект правоотношения, которое порождает­ся сделкой. Следует учитывать, что заблуждение в тождестве предмета нельзя смешивать с ошибкой в названии самого предмета. Так, если стороны сделки договариваются о стро­ительстве коттеджа, но при этом заказчик предполагает, что это будет трехэтажный каменный особняк, а по условиям до­говоров, которые обычно заключает подрядчик, речь идет об одноэтажном домике из «вагонки», то налицо заблуждение заказчика в тождестве предмета.

Из судебной практики можно привести пример, когда кредитную сделку пытались признать недействительной в результате того, что кредит был получен не из централизо­ванных источников, а за счет иных средств. Суд указал, что «предоставление кредита не из централизованных источников не снизило возможности его использования по назначению. Кредитные средства были использованы на приобретение оборудования, а, следовательно, иных последствий, чем те, на которые была рассчитана эта сделка в момент ее заключения, не возникло. Поэтому в иске о признании договора недействи­тельным отказано обоснованно». В настоящее время заблуж­дение может быть связано с любыми качествами, которые в гражданском обороте рассматриваются как существенные.

Речь может идти о заблуждениях в особых, специфических качественных признаках предмета сделки, которые заблужда­ющаяся сторона, приобретая товар, имела в виду и о которых не поставила в известность контрагента. Если же покупатель поставил в известность продавца о своих требованиях к каче­ству предмета сделки, или же речь идет об обычно предъяв­ляемых требованиях к качеству товаров данного вида, то для сделок купли-продажи эта ситуация будет рассматриваться не как заблуждение покупателя, а как основание предъявления требований относительно качества вещи к продавцу. Подоб­ные правила регламентированы в статье 469 ГК РФ. В соответ­ствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Согласно пункту 2 статьи 469 ГК РФ, при от­сутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен по­купателем в известность о конкретных целях приобретения то­вара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Не случай­но в новой редакции когда речь идет о предмете сделки, ого­варивается: «.. .таких его качеств, которые в обороте считаются существенными».

Допущение стороной технической ошибки при заключе­нии сделки в настоящее время является основанием для при­знания ее недействительной. Подобная ошибка может иметь место, в частности, в отношении суммы, которая составляет цену договора. Например, при заключении договора сторо­на ошибочно указала одну цену, а фактически подразумева­ла другую. Следует заметить, что ранее в арбитражной сло­жилась позиция, согласно которой допущение участником аукциона технической ошибки при подаче предложения о цене контракта (которая обычно меньше, чем начальная мак­симальная цена контракта) не может рассматриваться как ос­нование для признания сделки недействительной по ст. 178 ГК РФ. Представляется правильным в положения п. 2 ст. 178 ГК РФ помимо описки и опечатки включить и «техническую ошибку», поскольку какие-либо разъяснения на счет соотно­шения названных понятий официальная судебная практика не дает.

Одним из новых оснований признания сделки недействи­тельной в настоящее время является заблуждение в отноше­нии субъекта, с которым сторона вступает в сделку (подп. 4 п.2 ст. 178 ГК РФ). При этом основанием недействительности мо­жет стать заблуждение не только относительно личности сто­роны в целом, но также относительно его отдельных качеств, которые должны иметь существенное значение для контраген­та. Например, наличие у поставщика исключительного права на импорт товаров в РФ имеет важное значение для приобре­тателя, поскольку отсутствие подобного права может повлечь существенный риск для покупателя.

Общим последствием недействительности сделки, совер­шенной под влиянием существенного заблуждения, является двустороння реституция (ст. 167 ГК РФ). Помимо этого, одна из сторон сделки обязана возместить другой стороне реаль­ный ущерб. Какая именно сторона должна возместить ущерб, зависит от того, имеется ли вина в действиях контрагента за­блуждавшейся стороны. Если вина контрагента налицо, то он обязан возместить заблуждавшемуся реальный ущерб. Если же его вина отсутствует, то ущерб возмещает заблуждавший­ся. При этом имеется в виду неосторожная вина, поскольку при умышленных действиях контрагента заблуждавшегося речь должна идти об обмане.

В соответствии с п. 4 ст. 178 ГК РФ сделка не может быть признана недействительной по основаниям, предусмотрен­ным данной нормой, если другая сторона выразит согласие на сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения. В этих ситуациях суд, отказывая в признании сделки недействительной, указывает в своем решении эти ус­ловия сделки. Представляется, что сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения, возможно только при наличии письменных доказательств: доверенности с кон­кретными полномочиями, если сторона действовала через по­веренного; подтвержденной переписки, где не оспаривается авторство такой переписки либо факт авторства доказан, что не подвергает сомнению точность и полноту волеизъявления каждой из сторон.

Подводя итог исследованию, проведенному в данной ста­тье можно сделать следующие выводы: нормы гражданского законодательства, регулирующего признание сделок недей­ствительными, совершенных в результате существенного за­блуждения подверглись существенным изменениям. Законо­датель в названии ст. 178 ГК РФ и ее тексте применительно к термину «заблуждение» добавил слово «существенное»; до­полнены критерии (ранее выработанные практикой) по ко­торым заблуждение считается «достаточно существенным», более детально урегулированы последствия совершения таких сделок.



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info