Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Гражданское право Перспективы совершенствования законодательства о судебной защите права собственности на недвижимое имущество

Перспективы совершенствования законодательства о судебной защите права собственности на недвижимое имущество

АХУНДОВА Гюнай
докторант кафедры Гражданского процесса и коммерческого права Бакинского Государственного Университета

Эффективность осуществления задач гражданского судо­производства в значительной степени зависит от правильного выбора и применения материальных и процессуальных норм права при рассмотрении судами дел. Для этого большое зна­чение имеет понимание их содержания, надлежащее толкова­ние и точное определение взаимосвязи с иными материальны­ми и процессуальными нормами.

Гражданско-процессуальные отношения развиваются по специальным законам, где диспозитивные и императивные начала согласовываются в диалектическом и гармоническом виде. Конечно же, когда суд выступает в гражданско-процессу­альных отношениях в качестве неизменного субъекта, это при­дает ей элементы определенного авторитаризма. Но не сле­дует забывать о том, что независимый характер гражданского процессуального права «служит» определенному комплексу материально-правовых отношений. Этим отношениям значи­тельным образом присущи диспозитивные начала. Естествен­но, эти начала играют важную роль в разрешении споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений в широком смысле этого слова.

Недвижимость является одной из основ деятельности любой экономической системы. Поэтому, оптимальное фор­мирование оборота недвижимости является одной из важ­нейших задач правовой политики государства. Правовое ре­гулирование отношений в связи с недвижимым имуществом играет решающую роль в организации этого оборота. Разви­тие производства, среда инвестиций и благосостояние населе­ния во многом зависит от правильного выбора правовой моде­ли отношений в сфере недвижимости. В то же время, правовое регулирование в данной области, существующие в законода­тельстве пробелы и ошибочные решения, не могут не оказать негативное влияние на многие факторы экономического и со­циально-политического развития.

На наш взгляд, под способами защиты права собствен­ности на недвижимое имущество понимаются такие право­вые возможности и механизмы, предусмотренные законом, посредством которых восстанавливаются и признаются нару­шенные или оспариваемые права на недвижимое имущество.

В ходе анализа основных задач судебных реформ, прово­димых в Азербайджанской Республике в годы независимости, в юридической литературе показано, что в качестве основной задачи следует отметить доступность правосудия по граждан­ским делам. В советский период и ввиду активности суда на первом этапе реформ, невысоких судебных расходов, отсут­ствия современных ограничений в компетенции суда, такой проблемы не существовало. Подорожание всех составных элементов правовой инфраструктуры, осложнение порядка определении полномочий суда и других юрисдикционных ор­ганов, повышение необходимости защиты «слабой» стороны и общих интересов в гражданском процессе изменило акценты в разрешении этой проблемы. Во-вторых, полная реализация принципа независимости судов. Это проявляется в защите судей от внешних воздействий, в осуществлении деятельно­сти судов в условиях достойного материально-технического и финансового обеспечения, в обеспечении прозрачности граж­данского судопроизводства. В-третьих, разрешение в суде про­блем с коррупцией и устранение случаев использования судов в незаконных целях. Отсюда ясно усматривается степень зна­чимости контроля над выбором кадров и над объективностью судебных актов, разрешения проблем в связи с деятельностью судей. В-четвертых, совершенствование процессуальных форм осуществления правосудия. Для учета особенностей различ­ных категорий споров и используемых доказательств, совер­шенствования гражданского судопроизводства, коммуника­ций в судебной системе, а также между судом и участниками процесса и иными лицами необходимо предусмотреть при­менение новых технических средств. В-пятых, совершенство­вание исполнительного производства и принудительного ис­полнения судебных актов. В-шестых, развитие альтернативных методов разрешения гражданско-правовых споров. В-седьмых, совершенствование нотариата и нотариальной деятельности.

На наш взгляд, к этим задачам можно также отнести сво­евременное (в разумный срок) рассмотрение и разрешение гражданских дел, в том числе, исков в связи с недвижимым имуществом. Н. Ф. Гулиева считает, что для определения за­дач судопроизводства в связи с институтом процессуальных сроков необходимо уточнить терминологию, используемой в процессуальном законодательстве. В статье 2 ГПК, закре­пляющая задачи гражданского судопроизводства, не предус­мотрена обязанность своевременного рассмотрения и разре­шения гражданских дел. В обосновании своего мнения автор обращается к Европейской Конвенции и комментарию ГПК. В статье 6 Европейской Конвенции «О защите прав и основных свобод человека» от 1950 года показано, что «каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъ­явленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным су­дом, созданным на основании закона». В комментарии к ГПК же выдвигается такое мнение, что обязанностью суда является своевременно рассмотреть и правильно разрешить граждан­ские дела. С этой точки зрения, «своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел» целесообразно было бы пред­усмотреть в статье 2 ГПК в качестве одного из задач граждан­ского судопроизводства.

В современном периоде в правоприменительной прак­тике обострилась проблема физического передвижения (из­менения места) недвижимых вещей без нанесения вреда их назначению. При рассмотрении судами споров по отнесению того или иного объекта к недвижимым вещам, в первую оче­редь, следует разрешить вопрос о тесной связи этих объектов с землей, на которой они расположены. Заключение и оценка суда в этом вопросе является достаточно субъективной.

По мнению Э. А. Дорожинской, если следовать букве за­кона, то здание, перемещенное не только на соседний участок, но и в соседний район, сохраняет особенность недвижимого объекта, если не причинен несоразмерный ущерб его назначению. Однако фактически этот объект был подвижен. Дей­ствительно, в современном периоде возможно перемещение, изменение места зданий без причинения ущерба их назначе­нию. Даже в практике Азербайджана был такой случай. На­пример, в 2013 году историческое здание, расположенное по адресу Физули 39 города Баку было перемещено назад на 10,5 метров. Процесс перемещения был осуществлен посредством 210 гидравлических сооружений, расположенных под здани­ем. Здание было перемещено на 8 см в течение часа.

Критерий, как правило, неприемлемо по отношению к лесам и многолетним насаждениям. Все деревья из леса мож­но вытащить и посадить в ином месте, и в то же время назначе­нию этого леса не будет причинен какой-либо серьезный вред (например, подача кислорода).

С этой точки зрения, целесообразно исключить из легаль­ного определения недвижимого имущества в ГК АР выраже­ния (признака) «перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно» и заменить его выраже­нием «на которых расходы, понесенные на перемещение ме­ста, несоразмерны». То есть в качестве критерия, относящего объекты, в частности здания и сооружения, прочно связанные с землей, к недвижимым вещам принимается не «невозмож­ность перемещения без несоразмерного ущерба их назначе­нию», а несоразмерность расходов, понесенных на их переме­щение. Так как современные технологии можно сказать, что позволяют перемещать любой объект без причинения ущерба их назначению.

Понятие «недвижимого имущества» больше чем физи­ческий объект определяет правоотношения. Поэтому, для выражения физической сущности недвижимого имущества в законодательстве правильнее было бы использовать термин «объект недвижимого имущества».

К недвижимому имуществу можно отнести физические объекты с определенными границами в пространстве, предме­ты, неразрывно связанные с землей, как над его поверхностью, так и под поверхностью, а также права, требования, интересы и доходы, обусловленные недвижимой вещью.

Иск о признании права собственности против любого лица, не признающего право собственника, является сред­ством вещно-правовой защиты прав на недвижимое имуще­ство. Так как этим иском право собственности защищается как обязательное вещное право, и право собственности может быть признано только над индивидуально-определенной ве­щью истца.

В гражданском законодательстве АР не предусмотрена норма, исключающая виндикацию недвижимого имущества. Поэтому недвижимое имущество может защищаться посред­ством, как виндикационного, так и негаторного иска. Пред­метом спора по негаторному иску может выступать только недвижимая вещь. Так как создание препятствий в использо­вании движимого имущества и его разрешение в судебном по­рядке логически и практически бесполезно.

В Законе «О государственном реестре недвижимого иму­щества» жилые помещения были отнесены к недвижимому имуществу.

Квартира (жилая площадь) не была включена в перечень самостоятельных видов недвижимого имущества, перечис­ленных в статье 135.4 Гражданского Кодекса. Однако в других нормах этого Кодекса были закреплены положения, опреде­ляющие квартиру именно в качестве объекта недвижимого имущества. Например, в статье 646.1 показано, что «по дого­вору купли-продажи недвижимых вещей продавец обязует­ся передать в собственность покупателя земельный участок, дом, здание, сооружение, квартиру или другую недвижимую вещь».

С этой точки зрения считаем целесообразным, допол­нить статью 135.4 Гражданского Кодекса АР словами «жилые и нежилые помещения» после слова здания.

На наш взгляд, целесообразно дать статью 30.4 Жилищ­ного Кодекса АР в следующей редакции: «В случае прекра­щения семейных отношений с собственником жилого поме­щения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помеще­ния не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Однако в данном случае сохраняется право пользования указанным жилым помещением бывших несовершеннолетних (до до­стижения 18 лет) членов семьи и нетрудоспособных (до вос­становления трудоспособности) членов семьи. Если у бывше­го члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения жилого помещения или осущест­вления права пользования жилым помещением, а также если материальное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания об­стоятельства не позволяют ему обеспечить себя жилым по­мещением, на основании решения суда право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собствен­нику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок».

Считаем, что с точки зрения комплексности, целостности и полноты правового регулирования в статье 262 Гражданско­го Кодекса Азербайджанской Республики в качестве одного из оснований прекращения сервитута целесообразно было бы предусмотреть «выкуп обремененного сервитутом земельного участка для государственных и общественных нужд».

В Жилищном Кодексе Азербайджанской Республики не был закреплен термин жилищный сервитут. С этой точки зре­ния в данном кодексе важно закрепление следующего поло­жения: «Жилое помещение может быть обременено жилищ­ным сервитутом».

В соответствии со статьей 204 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, «для отказа от права собствен­ности или иного права на недвижимое имущество обязатель­ны наличие заявления правомочного лица об отказе от этого права и регистрация этого заявления в государственном рее­стре недвижимого имущества. Заявление об отказе от права собственности или иного права на недвижимое имущество получает обязательную силу после внесения об этом записи в государственный реестр недвижимого имущества. Для отказа от права собственности или иного права на движимое имуще­ство собственник должен письменно объявить об этом либо совершить другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Однако в данной статье не показано как реша­ется судьба прав и обязанностей собственника в случае отказа от права собственности по отношению к соответствующему имуществу вплоть до приобретения этого права иными лица­ми. Поэтому, считаем, что целесообразно дополнить статью 204 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики в следующей редакции: «204.3. Отказ от права собственности не приводит к прекращению прав и обязанностей по отношению к соответствующему имуществу собственника до приобрете­ния этого права иными лицами».

Таким образом, как видно из вышеуказанного в совре­менном периоде в регулировании правоотношений в связи с судебной защитой права собственности на недвижимое имущество имеются определенные недостатки. Потому совершенствование законодательства в данной области со­гласно нынешним требованиям имеет важное и актуальное значение.ирование сделок с недвижимо­стью.



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info