Необходимость формирования многополярного и толерантного мира может быть реализована только в условиях четкого понимания и восприятия тех или иных особенностей различных культур, религий и традиций. Среди многих факторов, способствующим этому, на наш взгляд, одним из важнейших является конфессиональная составляющая, так как история развития человечества, развитие его духовных и ценностных ориентиров неразрывно связаны с развитием и распространением религии.
Если, например, в качестве критерия выбрать такой элемент цивилизации, как религия, то все государства можно подразделить на государства: атеистические, христианские, исламские, буддийские и т.д.
Возможно, на сегодняшний день наибольшее проникновение и оформление, в рамках нормативных правовых актов, регулирующих различные вопросы государственного и общественного устройства, религиозные постулаты получили в мусульманских странах, традиционно исповедующих ислам как официальную религию. Этой точки зрения придерживается ряд современных российских ученых. Так А. В. Мелехин указывает, что из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном между ними выступает мусульманское право.
Мусульманское право — одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.
Шариат («прямой путь») — это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через пророка Мухаммеда. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.
В исламе господствует идея теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии.
Из изложенного видно, что если в континентальном европейском праве норма — это предписание законодателя, то в мусульманском праве норма — это предписание Аллаха мусульманам.
Данные Аллахом правила — это догмы, основанные на вере, а посему они зачастую иррациональны, лишены логики. Их нельзя отменить, поправить, они — для бесспорного и абсолютного исполнения.
В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.
По масштабу применения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.
Первую группу составляют правовые системы, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко (Саудовская Аравия, Иран). Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).
Вторую группу составляют правовые системы, где действие мусульманского права не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно (Ливия, Пакистан, Судан). Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения «личного статуса».
К третьей группе можно отнести правовые системы таких стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право — источник законодательства.
В четвертую группу входят Тунис и Народная Демократическая Республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а Семейный кодекс НДРЙ в 1974 г., по существу, наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
В классической суннитской традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджма (единодушное мнение авторитетных лиц — муджтахи- дов) и кийас (аналогия).
Все нормы и заповеди Корана традиционно делятся на три категории: богословские, этические и «практические». К последним относятся как предписания, регулирующие культ, так и собственно юридические нормы.
Подсчитано, что всего в Коране содержится около 500 ая- тов (стихов), носящих юридический характер. Коранические нормы права относятся к различным отраслям. Их можно разделить на следующие группы: нормы «личного статуса», гражданско-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, определяющие некоторые деяния, являющиеся преступлениями, и виды наказания за их совершение; процессуальные нормы, регламентирующие судопроизводство, дачу свидетельских показаний, клятву и т.п., конституционно-правовые нормы, определяющие образ правления, характер взаимоотношений между правителем и подданными и т.п., международно-правовые нормы, на основе которых устанавливаются отношения исламского государства с другими государствами в мирное и военное время; нормы, касающиеся экономических и финансовых вопросов.
С этих позиций интересным видится особое рассмотрение правового регулирования финансовых институтов, сложившееся в рамках исламского права.
На сегодняшний день в российской правовой науке достаточно полномасштабных, фундаментальных исследований, посвященных такому феномену современности, как исламские финансовые институты.
До сих пор исламские финансовые институты остаются во многом «вещью в себе», несмотря на то, что обладают, по признанию многих специалистов, значительным потенциалом.
Важно иметь в виду, что все основные проблемы, с которыми сталкиваются исламские экономические структуры в своей организации и деятельности, носят преимущественно правовой характер и непосредственно связаны с ведущими институтами, принципами и нормами исламского права (фикха). Именно поэтому изучение исламской экономики невозможно без установления ее правовых основ. Причем ключевое значение приобретает анализ теоретикоправовых аспектов указанного явления, ведущих концепций, конструкций и исходных начал подхода исламского права к регулированию имущественных отношений.
В этой связи видится целесообразным подчеркнуть, что исламские финансовые институты отчасти следует рассматривать через призму уже сложившихся категорий в традиционной финансово-правовой науке.
Необходимо отметить, что в финансово-правовой науке сложилась определенная система традиционных финансовых институтов, которые в той или иной форме присутствуют и в странах с исламской системой права.
Само понятие «финансовый институт» является достаточно широким и всеобъемлющим. К ним традиционно относят целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в том числе банки и парабанковские организации, также страховые компании и агентства по реструктуризации кредитных организаций и подобные организации международного значения.
Определение финансовых или финансово-кредитных институтов дается различными авторами.
Так, С. В. Запольский, рассматривая, институциональную концепцию, исходит из функционального своеобразия отдельно существующих финансовых институтов, таких как государственные доходы, государственные расходы, страхование, госкредит, банковский кредит, денежное обращение и т.д.
В своем исследовании Н. Д. Эриашвили наряду с понятием «финансовый институт» вполне обоснованно выделяет международные финансовые институты. К таковым он относит Международный валютный фонд (МВФ); группу Всемирного банка, включающую Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов и Всемирную торговую организацию (ВТО). Указывает, что Международные финансовые институты призваны:
1) объединять усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
2) осуществлять международное валютное и кредитнофинансовое регулирование;
3) разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
М. М. Рассолов, говоря о финансовых институтах, отождествляет их с налогами и займами, которые, он указывает, возникли одновременно с государством, поскольку были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.
Рассматривая данное понятие, профессор Н. И. Химичева отмечает, что финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие при создании, распределении и использовании различных фондов денежных средств, которые при однородности, схожести по методам их аккумуляции и использования объединяются понятием «финансовый институт» и входят в финансовую систему в качестве ее отдельных звеньев.
С экономической точки зрения под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института — организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателей «мешка денег», т.е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.
К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т. п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков. Финансовые институты выполняют следующие функции:
1) сбережение финансовых ресурсов (saving);
2) собственно посредничество (intermediation);
3) финансовая трансформация (maturity transformation);
4) передача риска (risk transfer);
5) организация валютных операций (foreign exchange operations);
6) содействие ликвидности (liquidity);
7) организация операций по изменению организационноправовых форм компаний (going public and going private transactions).
В современном экономическом словаре финансово-кредитные институты определяются как государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг. Основными финансово-кредитными институтами являются банки, но в их число входят и финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании.
Учитывая вышеназванные особенности, следует отметить, что на сегодняшний день в ряде стран с исламской правовой системой также сформировались особые подходы в правовом регулировании финансовых институтов в соответствии с основополагающими религиозными положениями. Схожего мнения в своем исследовании придерживается Л. Р. Сюкияй- нен, указывая, что, прежде всего, это означает систему представлений и идей, которые с опорой на исламские постулаты обосновывают цели и средства экономического развития в целом, а также определяют место конкретных финансово-экономических институтов в хозяйственной жизни мусульманского общества. В таком понимании исламская экономика выступает концептуальной моделью, своего рода исламским экономическим проектом. Кроме того, под исламской экономикой следует понимать реально существующие институты и образцы хозяйственной активности — финансово-экономические структуры, опирающиеся в своей организации и деятельности на исламские критерии. В этом значении исламская экономика является уже не идеей, а практикой. Причем использование данного термина применительно к названным выше структурам получает дополнительное обоснование, если они функционируют не в качестве единичных образований, являясь исключением на фоне общего экономического пространства, а представляют собой звенья целостной системы институтов и процедур, опирающихся на исламские представления о должном экономическом порядке.
Одновременно под исламской экономикой вполне допустимо понимать основанные на исламских подходах принципы деятельности, воспринимаемые не только собственно исламскими финансово-экономическими институтами, но и теми хозяйствующими субъектами, которые в целом не подчиняются исламским требованиям, а также теоретическое осмысление указанных принципов.
Шариат обязывает не только соблюдать многочисленные религиозные традиции и ритуалы, руководствоваться определенными принципами в повседневной жизни, но также и предъявляет определенные требования к сфере финансов и ведению бизнеса. Исламские финансовые институты находятся все еще в процессе развития, конечным результатом которого является сближение практики с концептуальными основами. Основной задачей регулирующих органов является принятие международных стандартов деятельности в сочетании с одновременным соблюдением принципов Шариата.
Исламская экономическая система признает частную собственность и рыночную конкуренцию, но главным в ней является положение о том, что все богатство принадлежит Богу, который передает его во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам и сохранять природу для будущих поколений.
Мораль ислама отрицает любое поведение, которое ведет к несправедливости и нарушению прав человека. Считаются незаконными любые спекулятивные сделки, обман, обособление финансовых ресурсов от реальной экономики. В исламской модели четко оговаривается понятие «зульм» означающее «несправедливость, ущерб, зло». В любом запрещенном или порицаемом шариатом бизнесе осуждается даже элемент зульма, несущий вред вовлеченным в этот бизнес людям или интересам общества. Вред может быть явным или скрытым (последствия его могут стать ощутимыми спустя некоторое время), может выражаться не только в имущественной форме, но и в серьезном нарушении нормальной работы государственных органов или отдельных коммерческих организаций. С целью борьбы с несправедливым и приносящим урон обществу поведением или бизнесом в исламской экономике запрещается любое незаконное присвоение чужой собственности или дохода, составляющее основу ростовщичества, так же как явно преступные действия — воровство либо мошенничество. Виды деятельности, категорически не совместимые с моралью ислама:
— ростовщичество (риба);
— неопределенные сделки с повышенным риском (гарар), например, опционы и фьючерсы;
— игорный бизнес (мейсир);
— лотереи;
— спекуляция ценными бумагами;
— традиционное (коммерческое) страхование;
— производство и торговля запрещенными товарами;
— сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар, установление монополии;
— нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.
В отдельную категорию можно выделить те запрещенные исламом виды деятельности, которые практически в любой стране мира рассматриваются как экономические преступления:
— коррупция;
— коммерческий шпионаж;
— обман и дезинформация;
— разглашение секретов и тайн;
— мошенничество;
— выпуск фальшивых денег и т.д.
В некоторых мусульманских государствах (Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Бруней, ОАЭ и др.) «идеологизация» публичных финансов, введение исламских налогов (закят и др.) позволяют властям без использования инструментов принуждения (такие налоги уплачиваются не в силу предписаний закона, а согласно религиозным нормам) осуществлять собирание налогов в том объеме, в котором это не реализуется в государствах, создающих для этого специальные силовые структуры по борьбе с финансовыми (налоговыми) правонарушениями.
Следует отметить, что все исламские финансовые институты основывают свою деятельность на определенных принципах, которые в свою очередь основываются на религиозных постулатах. Принципы деятельности финансовых институтов принято классифицировать следующим образом:
1. Разделение. Разделение прибыли, убытка или риска. Отличительной чертой исламской финансовой системы является ее направленность на цели развития и социальные цели. Считается, что разделение прибыли и убытка, или партнерское финансирование, с акцентом на предпринимателей, испытывающих нехватку денежных средств, обеспечит больший экономический потенциал, чем традиционные системы залогового кредитования, которые благоприятствуют устоявшимся фирмам. Поскольку прибыль нельзя гарантировать, исламский финансовый институт должен принять на себя хотя бы часть риска определенной операции. Нет гарантии постоянной прибыли. Аналогичным образом вкладчики исламских институтов не могут инвестировать свои средства на основе гарантированной прибыли. При этом обеспечение разрешается для защиты от халатности, намеренного вреда или нарушения договорных условий сторонами договора.
2. Недобросовестная прибыль. Ростовщичество, или риба, строго запрещено: любая прибыль на используемые денежные средства должна быть связана с доходами предприятия. Понятие «риба» шире понятия «процент» и включает в себя несправедливую прибыль или использование в своих интересах. Также запрещается эксплуатирование одной стороны, нуждающейся в продукте, другой стороной с использованием денег и капитала.
3. Отсутствие спекуляции. Операции, основывающиеся на случае или спекуляции (в арабском языке известные как майсир), а не на усилии/действии сторон для получения дохода, считаются шариатом недействительными. Шариат, однако, не запрещает обычные биржевые игры или принятие риска. Сделки с использованием свопов и опционов, к примеру, должны рассматриваться более осторожно для проверки соответствия сути коммерческой операции данному принципу. Это наиболее часто обсуждаемая область, и недавно были разработаны решения, в соответствии с принципами шариата, по операциям по хеджированию. В некоторых уголках исламской экономической мысли уже существует готовность признать различие между инструментами, которые стремятся достигнуть исключения риска в основополагающих коммерческих операциях, а также в тех операциях, которые проводятся из чисто спекулятивных целей.
4. Отсутствие неопределенности. Наличие неопределенности (гарар) в контракте запрещается, поскольку это подразумевает событие, которое может не произойти. При вступлении в договорные отношения стороны должны полностью раскрывать свои намерения и информацию друг другу, поскольку сделка, которая содержит в себе гарар, будет запрещена. Любой вид сделки, где предмет сделки, стоимость или и то, и другое не определены и не зафиксированы заранее, будут рассматриваться шариатом с подозрением.
5. Отсутствие инвестиций, не представляющих интересы общества. Инвестиции по своей сути должны соответствовать принципам шариата. Операции, связанные с определенными видами продуктов, запрещаются; такие продукты включают в себя свинину, алкоголь, оружие, азартные игры и традиционные финансовые продукты. Исламские финансовые институты могут (в зависимости от мнения Шариатского совета) сталкиваться с трудностями при инвестировании в такие виды деятельности, как гостиничный бизнес и индустрия развлечений. Также институты имеют черный список запрещенных инвестиций, составленный Шариатским советом. Поскольку интересы общества (маслаха) являются ключевым за- коноведческим принципом шариата, существует множество причин для формирования списка позитивов. Экологически безвредные проекты — это пример той области, с которой можно начать список инвестиций, представляющих общественный интерес.
6. Отсутствие накопления денежных средств. Торговля и предприятия, генерирующие реальное богатство для блага общества в целом, поддерживаются партнерами, разделяющими прибыль и убытки. Накопление денег является неправильным и строго осуждается Кораном; деньги — это всего лишь средство обмена и не должны рассматриваться в качестве товара, который должен накапливаться.
В своем исследовании Н. И. Ефременко выделяет ряд вопросов, которые представляются спорными, но одновременно обозначают проблемы в рамках развития исламских финансовых институтов.
Во-первых, есть расхождение между парадигмой исламских финансов, или их теоретической концепцией, и практикой исламских финансовых институтов. Во-вторых, фактически исламские финансовые институты вынуждены приспособиться к окружающей среде, где они конкурируют с обычными финансовыми посредниками и не имеют доступа к тем инструментам управления ликвидностью на денежном рынке, которыми обладают финансовые посредники в традиционных финансах. В-третьих, каждое шариатское правление в финансовом институте и преобладающая местная юридическая традиция и интерпретация объединяются с конкурентным давлением рынка и влияют на деятельность каждого исламского финансового института. В-четвертых, в большинстве стран исламские финансовые институты все еще обязаны исполнять инструкции по управлению традиционным финансированием и использовать стандарты бухгалтерского учета, которые не могут быть полностью приспособлены к сущности их деловой активности. В-пятых, мусульманская духовная традиция включает разновидности, отражающие пять школ мысли, каждая из которых имеет собственную интерпретацию характера (природы) финансовых сделок и продуктов, совместимых с Шариатом.
Как мы видим, вопросы правовой природы исламских финансовых институтов до конца еще не отработаны, а их конструкция должна подвергаться модификации по мере развития.
Учитывая относительно непродолжительную историю становления современных исламских финансовых институтов и процесс их начального формирования в странах Запада, в качестве рекомендаций для России необходимо предложить всесторонне изучить, накопить опыт в вопросах внедрения финансовых институтов, базирующихся на нормах и принципах ислама. И этот процесс может занять не один год. В качестве ближайших ориентиров следует отметить необходимость понимания принципов построения исламской финансовой модели всеми заинтересованными сторонами этого процесса, дальнейшее привлечение специалистов в этой области, как из-за рубежа, так и отечественных.
В этой связи следует уделять особое внимание принципам, лежащим в основе исламского права и деятельности исламских финансовых институтов.
Такой вектор развития внешней и внутренней политики неизбежно приведет к активному совершенствованию российского законодательства в различных областях и, в первую очередь, в финансовой сфере, что позволит упростить взаимную адаптацию финансовых и экономических систем.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 6 (85) 2015
< предыдущая | следующая > |
---|