![]() |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Климович О.В. В статье представлен взгляд на рассмотрение концептов «Преступление» и «наказание», тесно связанных между собой. в русском языковом сознании они представлены единым целым: наказание является следствием преступления. обосновывая психическую природу преступления, его культурологическое понимание, можно отметить, что поступки людей являются преступными не сами по себе, но в силу соответствующих преступных переживаний. |
Концепты «Преступление» и «Наказание», тесно связанные между собой, в русском языковом сознании представлены единым целым: наказание является следствием преступления, однако русский народ не верит в исправление преступника наказанием и сомневается в справедливости наказания вообще, что определяет специфичность этих концептов в русской языковой картине мира.
Понятие закон развивается в тесной связи с понятием преступление, то же самое мы можем сказать о наказании. Концепты «Преступление» и «Наказание» являются одними из наиболее важных составляющих концептосферы «Право - Закон - Преступление -Наказание - Милосердие». Данные концепты тесно связаны между собой, и в русском языковом сознании часто представлены единым целым.
Этимология слова преступление связано с глаголом преступить, слово преступление происходит от глагола преступать, из пре- и ступать, далее от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. ступити и ст.-слав. стжпити .
Согласно современному словарному определению, преступление - это 'общественно опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок' . В соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса Российской Федерации определение понятия преступление звучит следующим образом: «Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания». Обобщение приведённых дефиниций показывает, что основным компонентом понятия преступление является 'действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности'.
Совершить преступление - это значит «переступить через нравственно-этическую черту, перейти через что-то, веками устоявшееся и признанное многими поколениями, чтобы уже никогда не вернуться, потому что груз совершённого навсегда невидимой чертой отторгает преступника от мира людей». «Термин преступление появился в уголовном законодательстве нашей страны достаточно поздно. В разное время под ним понимались обида, лихое дело, годовщина, воровство, и лишь в воинских артикулах Петра I стали употребляться понятия преступление и проступок». В теории уголовного права преступление рассматривается преимущественно как социальный феномен . Между тем преступление , наряду с другими видами человеческой деятельности, обусловлено культурой. Преступность является антропологическим феноменом, поскольку, как и культура, присуща только человеку, а преступление - нарушение норм, вырабатываемых культурой.
Обосновывая психическую природу преступления, можно отметить, что поступки людей являются преступными не сами по себе, но в силу соответствующих преступных переживаний, «Там, где нет психики, как, например, во взаимодействии камней, там нет и преступных форм взаимодействия и взаимоотношения». И далее: «Тот или иной акт может быть преступлением лишь с чьей-нибудь точки зрения, т.е. или индивида или группы индивидов». В связи с этим преступление являет собой искусственный надприродный феномен.
Понятие права, как и понятие культуры, обоснованно ценностью, поэтому понятие преступления также относится к категории правовой ценности. То есть определение круга преступных деяний зависит от системы ценностей, сложившихся в определённой культуре. Именно культурной обусловленностью процесса криминализации объясняется неоднородность уголовно-правовых запретов в различных странах.
В качестве обоснования культурологического понимания преступления может быть использована методология культурно-исторической школы психологии Л.С. Выготского, согласно которой культура выступает в качестве символов, опосредующих стимулы и реакции на них индивидов. Данный механизм в уголовном праве будет выглядеть следующим образом: 1) воздействующий стимул - преступление; 2) символ - норма уголовного права; 3) реакция - наказание. Поскольку уголовно-правовая норма выступает в роли символа, постольку преступление может выступать как форма проявления культуры. В связи с этим совершенно справедливо замечено, что преступление можно рассматривать как одну из многих разновидностей «манифестирования (проявления) культуры конкретной эпохи и страны»
Именно символическая составляющая человеческого поведения - опосредованность его символами - характеризует данное поведение в качестве культурного, коренным образом отличает его от поведения животного, лишённого указанной символичности. Такое поведение Л.С. Выготский именовал культурно организованным.Такмм образом, уголовное наказание есть не что иное, как коллективная реакция на преступление.
Т.Л. Масыч в статье «Концепт «Преступление» в профессиональной картине мира сотрудников правоохранительных органов» выявляет структуру понятийного, образного и ценностного элементов концепта, именем которого является лексема преступление. По его мнению, сценарный фрейм, являющийся понятийной основой концепта «Преступление», включает три стадиальных компонента: собственно преступление - следствие - наказание.
Социальные (культурные) нормы, начиная с ритуала, речевого этикета и заканчивая законом, считает 3. Фрейд, происходят от древних табу, направленных против сильнейших вожделений людей. Однако подавляемое культурой желание нарушать эти запреты сохраняется на бессознательном уровне. Люди, подчиняющиеся законодательным запретам, имеют амбивалентную склонность к тому, что запрещено. Предрасположенность к нарушению запретов возникает и усиливается у человека тогда, когда у личности в процессе социализации - речевого общения - не сформировались в подсознании комплексы, позволяющие актуализировать значимость запретов в поведении. 3. Фрейд в наказании видел снятие напряжения, вызываемого естественным желанием людей следовать примеру нарушения запрета. Он писал: «Если бы других не наказывали за преступление, то они должны были бы открыть в самих себе то же желание, что и у преступников» .
«Социальная справедливость наказания означает признание обществом правильности наказания. Являясь одним из семиотических механизмов власти, уголовное судопроизводство сублимирует агрессивную энергию, скапливающуюся в обществе. Посредством судебной речи между системой человеческих реальных потребностей и системой действительных объектов их удовлетворения включается абстрактная система манипулируемых знаков, происходит сублимация желания, агрессии в речевую активность. Вместе с тем сам феномен насилия не устраняется. Желание не подавляется, а переводится, трансформируется в другую энергию, необходимую для поддержания структуры в состоянии равновесия».
Преступления - это асоциальные образования, однако механизмы власти, связанные с наказанием и подавлением, также имеют глубокую основу в психике человека. Удовольствие от преследования, наказания в равной степени присуще человеку, как и желание нарушать запреты. Вполне обоснованно говорить об удовольствии от уголовного преследования, наказания у тех, кто его осуществляет, и у тех, кто наблюдает за этим. Р. Барт говорил о том, что «всякая сильная дискурсивная система есть представление (в театральном смысле - шоу), демонстрация аргументов, приёмов защиты и нападения, устойчивых формул: своего рода мимодрама, которую субъект может наполнить своей энергией истерического наслаждения». В ходе судебной драмы по уголовному делу «происходит очищение (катарсис) аудитории через сострадание и страх. Интрига разыгрываемой в суде драмы, её сюжетные ходы и роли участников узнаются аудиторией как действительные и вызывают реакцию, подобную жизненной. В то же время судебная драма корректирует эмоции пониманием происходящего с точки зрения того целого, в котором находится аудитория, т.е. универсума идеологии, этики.
Преступление и наказание - это не только основной пункт диалога,ведущегосявуголовномсуде,этовечнаякультурнаятема, поэтому в уголовном судопроизводстве надо видеть широкую и разнообразную дисперсию приспособлений, изобретённых для того, чтобы говорить о преступления, заставлять говорить о нём других, добиваться того, чтобы преступник говорил о себе сам. Преступник, его деяние и душа являются областью, требующей вмешательства увеличивающегося числа дискурсов «нормализующего характера; полем значений, нуждающихся в дешифровке, местом процессов, скрываемых специфическими механизмами; очагом бесконечных причинных зависимостей»
Понятия преступление и наказание неразрывно связаны. Наказание неотделимо от преступления и является его следствием. Уголовное наказание - центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политики государства. Понимание наказания прошло четыре стадии: на первой наказание считалось естественной реакцией общества или конкретного лица на совершение преступления (оборона или отмщение); на второй оно рассматривалось как божественное воздаяние (в христианстве - идея неотвратимого наказания за сделанные при жизни грехи); на третьей - как этическое воздаяние; на четвёртой - как юридическое воздаяние; за этими стадиями, по мнению автора, должна была последовать пятая: рассмотрение наказания как социальной защиты, «совокупности социальных мер предупреждения и репрессии, наиболее соответствующих существу преступлений».
Исторически именно необходимость осуществить возмездие за совершённое преступление обусловила появление уголовного наказания. Первоначально наказание базировалось на принципе талиона (око за око, зуб за зуб), согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением. Позже возмездие стало выражаться в причинении преступнику физических и нравственных страданий: стали применяться телесные наказания, а также различного рода позорящие меры.
Наказание как акт возмездия за совершенное преступление имел «своим основанием обычай кровной мести на котором и базировались основные постулаты уголовного законодательства того времени».
< предыдущая | следующая > |
---|