В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим понятие «некоммерческая организация» является Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, в котором под некоммерческой организацией понимается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Указанное понятие соответствует понятию, которое закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) (ст. 50), а именно «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Говоря о понятии «некоммерческой деятельности» необходимо отметить, что ни указанный Закон, ни ГК РФ не дают характеристик данному понятию.
Вместе с тем, в понятии «некоммерческая организация» признак-следствие в форме запрета на распределение прибыли между участниками, определён как существенный признак и тем самым упущена специфика самой некоммерческой деятельности. Более того, формулировка «не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели» как любая негативная формулировка бессодержательна, потому что не дает ответ на вопрос о том, какова же основная цель деятельности некоммерческой организации.
Некорректно введенное понятие о некоммерческой организации и некоммерческой деятельности приводит к тому, что и граждане, и представители бизнеса не понимают смысла и значения этой деятельности, так как в условиях экономически организованного хозяйства усилия по созданию организаций, не приносящих прибыль, выглядят экономически нецелесообразными, а потому бессмысленными.
По причине отсутствия четко обозначенных признаков некоммерческой деятельности, юридические лица, образованные в форме некоммерческих организаций и пользующиеся льготами, без искажения существа дела включаются в юридические схемы бизнес-структур с целью минимизации налогообложения. И это стало одной из основных причин, по которой к некоммерческой сфере деятельности было утрачено доверие, как со стороны государства, так и со стороны граждан.
Исторически формирование понятия некоммерческой деятельности, как и некоммерческой организации, происходило не по результатам ответа на вопрос: «получается ли в процессе деятельности прибыль, которая распределяется или не распределяется между участниками?», а по результатам ответа на вопрос - «создаются ли в результате этой деятельности блага, удовлетворяющие частные (индивидуальные) или общественные (коллективные) потребности?». В своем первоначальном варианте «некоммерческой» была признана деятельность, направленная на производство общественных благ, организованная по схеме личной самоорганизации некоторой группой лиц с общими представлениями о том, что для них всех является «благом». Поскольку группа лиц на собственные денежные средства организовывала деятельность по производству чего-либо, что все они считали общественным благом, вопрос о распределении прибыли между ними просто не мог возникнуть в силу его бессмысленности, потому что излишки, оставшиеся от взносов, возвращались обратно указанным лицам и, естественно, не могли рассматриваться как прибыль.
Это, однако, не означает, что в этой деятельности не должно поддерживаться разумное соответствие между объемами собираемых денежных средств и объемом и качеством производимых общественных благ, другими словами, вопрос об экономической эффективности этой деятельности может и должен в такого типа организациях подниматься и существовать.
Но необходимо отметить, что на определенном уровне исторического развития, во-первых, появились иные схемы организации деятельности по производству общественных благ, не основанные на схеме личной самоорганизации, а, во- вторых, - сама эта деятельность профессионализировалась до уровня, позволяющего говорить о производстве общественных благ как об определенном типе ориентации деятельности в противоположность другой ориентации - деятельность на удовлетворение индивидуальных потребностей людей и организаций.
Признавая ценность деятельности по производству общественных благ, и отдавая себе отчет в том, что по способности привлекать ресурсы эта деятельность не может конкурировать с коммерческой деятельностью по удовлетворению индивидуальных потребностей, государство наделило организации, осуществляющие указанную деятельность двумя уникальными правами, которыми не обладают коммерческие организации:
- правом получать в подарок денежные средства и имущество;
- правом нанимать людей на работу и не платить им за труд, т.е. правом принимать в дар труд добровольцев (что, кстати, противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), потому что, строго говоря, любой труд в Российской Федерации - добровольный, т.к. трудовые отношения предполагают заключение трудового договора, т.е. свободного волеизъявления сторон, и, при этом, на всей территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда. Строго говоря, используя на регулярной основе неоплачиваемый труд добровольцев, некоммерческая организация нарушает ст. 133 ТК РФ о минимальном размере заработной платы).
Таким образом, получается, что организация за определенную деятельность (создание общественного блага) получает право получать в дар денежные средства, имущество и труд людей, при условии, что ее учредители лишаются права распределять между собою прибыль. Потому что очевидно, что если производить продукт на подаренные деньги за счет бесплатного труда, то можно извлекать из такой деятельности не просто прибыли, а сверхприбыли. Но это не будут прибыли, которые учредители «сами заработали».
При этом, получать излишки за счет повышения эффективности деятельности и снижения себестоимости производства единицы общественных благ, - не запрещается, но эти излишки, имеющиеся на конец года, не рассматриваются как «прибыль», а поэтому, во-первых, не должны облагаться налогом на прибыль, а, во-вторых, не могут быть распределены между участниками, а должны быть направлены на повышение объема и качества производимых общественных благ в следующем финансовом году.
При этом происхождение этих «излишек», если они будут потрачены на повышение объема и качества производимых общественных услуг, не существенно с точки зрения решения вопроса о том, должен ли с них взиматься налог на прибыль или нет. Предположим, что некоторая организация, финансирующая дорогостоящие операции для больных детей получила на конец года излишки в размере 1 млн. рублей и что одна операция стоит 200 тыс. рублей. Таким образом, на следующий год у данной организации имеется финансовый задел на оплату 5 операций. Существующая сегодня логика налогообложения некоммерческих организаций следующая: если этот 1 млн. рублей получен в виде пожертвований на целевую деятельность, то он не облагается налогом, а, если этот 1 млн. рублей получен от продажи сувениров, то он облагается налогом на прибыль, несмотря на то, что по понятию некоммерческой деятельности он не может быть потрачен ни на что иное, кроме как на повышение объема и качества производства общественных благ. Практически подобная логика налогообложения приводит к тому, что после уплаты налога на прибыль некоммерческая организация (из приведенного примера) сможет профинансировать в следующем году на 1 операцию меньше.
Учитывая сказанное, можно предложить следующее понятие некоммерческой организации - это организация, которая осуществляет деятельность по производству общественных благ (в отличие от деятельности по производству предметов индивидуального потребления), которая наделяется правом получать в дар денежные средства и имущество от граждан, организаций и государства, а также правом использовать труд добровольцев, при условии, что все финансовые средства, имеющиеся у такой организации на конец года, не могут рассматриваться как прибыль, а следовательно, не облагаются налогом на прибыль и не могут быть распределены между участниками организации, а направляются на повышение количества и качества производимых организацией общественных благ.
Для понимания этого определения необходимо дополнительно определить два понятия: «производство общественного блага» и «отличие деятельности по производству общественных благ, от деятельности по производству предметов удовлетворения индивидуальных потребностей». Принципиальное отличие деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей от деятельности по производству общественных благ состоит в том, деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей сосредоточена на том, чтобы эти потребности постоянно росли, а цель деятельности по производству общественных благ - на том, чтобы общественная потребность была полностью удовлетворена. В качестве примера рассмотрим деятельность по производству средств реабилитации инвалидов. Если деятельность по производству средств реабилитации инвалидов производит организация, которая занимается производством общественных благ, то ее цель состоит в том, чтобы не было инвалидов, не имеющих средств реабилитации, тогда создаваемое ею общественное благо - это устранение препятствий для свободной социализации людей с особыми потребностями, - произведено. А если деятельность по производству средств реабилитации инвалидов производит организация, которая занимается удовлетворением индивидуальных потребностей, то ее цель состоит в том, чтобы объем потребления инвалидами средств реабилитации постоянно увеличивался либо за счет количества инвалидов, либо за счет роста потребностей уже существующих людей с особыми потребностями.
Осознавая это противоречие, государство может принять решение о запрете для коммерческих организаций заниматься производством средств реабилитации для инвалидов, т.е. о запрете коммерциализации этой деятельности, в связи с тем, что коммерческий характер интересов этой деятельности находится в противоречии с общественным благом, которое может быть создано в процессе этой деятельности.
С этой точки зрения введение в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ перечня социально-ориентированных видов деятельности представляет собой логическую ошибку, т.к. некоммерческую деятельность по производству общественных благ невозможно по содержанию отличить от коммерческой деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей.
Теперь рассмотрим понятие «производство общественных благ». Производство общественных благ - это производство таких услуг или вещей, которые усиливают основные процессы, конституирующие общество. С учетом сложившейся практики общественной деятельности в качестве основных процессов, конституирующих общество, рассматриваются следующие процессы:
- процесс трансляции, реализации и защиты ценностей данного общества;
- процесс включения новых членов общества в процедуры производства, потребления и социализации в данном обществе, т.е. процесс «выращивания» полноценных членов данного общества.
В свете введенных определений становятся понятными осуществляемые сегодня попытки уточнения понятия «социально-ориентированных некоммерческих организаций» путем введения понятий «некоммерческие организации - исполнители общественно-полезных услуг», «некоммерческие организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг». Эти попытки связаны с выделением организаций, осуществляющих производство общественных благ в уточненном выше смысле.
Учитывая сказанное, необходимо предложить следующие меры по решению вопроса отсутствия корректного понятия «некоммерческая организация» и «некоммерческая деятельность»:
1) внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в соответствии с введенным определением дать логически полное определение «некоммерческая организация», что позволит восстановить исходный смысл некоммерческой деятельности;
2) взамен перечня социально-ориентированных видов деятельности ввести в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» понятие «деятельность по производству общественных благ», а так же определение конституирующих общество процессов, усиление которых рассматривается в качестве общественного блага;
2) ввести дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотрев в нем форму договора: «договор дарения денежных средств и имущества некоммерческой организации»;
3) внести дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусмотрев в нем форму договора: «трудовой договор с добровольцем»;
4) внести изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» № 167-ФЗ и в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, в части включения периодов «добровольного труда» в трудовой стаж гражданина и необходимости осуществление некоммерческой организацией страховых взносов, исходя из средней заработной платы в субъекте Российской Федерации за период осуществления указанного труда;
5) внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, предусматривающие установку нулевой ставки налога на прибыль для некоммерческих организаций.
БЕЛЬГИСОВА Кристина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента
< предыдущая | следующая > |
---|