Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Административное право К вопросу о понятиях «некоммерческая организация» и «некоммерческая деятельность»

К вопросу о понятиях «некоммерческая организация» и «некоммерческая деятельность»

В настоящее время основным нормативным актом, ре­гламентирующим понятие «некоммерческая организация» является Федеральный закон «О некоммерческих организа­циях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, в котором под неком­мерческой организацией понимается «организация, не име­ющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Указанное понятие соответствует поня­тию, которое закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) (ст. 50), а именно «юри­дическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности (коммерческие организации) либо не имеющие извле­чение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Говоря о понятии «некоммерческой деятель­ности» необходимо отметить, что ни указанный Закон, ни ГК РФ не дают характеристик данному понятию.

Вместе с тем, в понятии «некоммерческая организация» признак-следствие в форме запрета на распределение прибы­ли между участниками, определён как существенный признак и тем самым упущена специфика самой некоммерческой де­ятельности. Более того, формулировка «не имеющая извлече­ние прибыли в качестве основной цели» как любая негативная формулировка бессодержательна, потому что не дает ответ на вопрос о том, какова же основная цель деятельности неком­мерческой организации.

Некорректно введенное понятие о некоммерческой ор­ганизации и некоммерческой деятельности приводит к тому, что и граждане, и представители бизнеса не понимают смысла и значения этой деятельности, так как в условиях экономиче­ски организованного хозяйства усилия по созданию организа­ций, не приносящих прибыль, выглядят экономически неце­лесообразными, а потому бессмысленными.

По причине отсутствия четко обозначенных признаков некоммерческой деятельности, юридические лица, образован­ные в форме некоммерческих организаций и пользующиеся льготами, без искажения существа дела включаются в юриди­ческие схемы бизнес-структур с целью минимизации налогоо­бложения. И это стало одной из основных причин, по которой к некоммерческой сфере деятельности было утрачено дове­рие, как со стороны государства, так и со стороны граждан.

Исторически формирование понятия некоммерческой деятельности, как и некоммерческой организации, проис­ходило не по результатам ответа на вопрос: «получается ли в процессе деятельности прибыль, которая распределяется или не распределяется между участниками?», а по результатам от­вета на вопрос - «создаются ли в результате этой деятельно­сти блага, удовлетворяющие частные (индивидуальные) или общественные (коллективные) потребности?». В своем перво­начальном варианте «некоммерческой» была признана дея­тельность, направленная на производство общественных благ, организованная по схеме личной самоорганизации некоторой группой лиц с общими представлениями о том, что для них всех является «благом». Поскольку группа лиц на собственные денежные средства организовывала деятельность по производству чего-либо, что все они считали общественным благом, вопрос о распределении прибыли между ними просто не мог возникнуть в силу его бессмысленности, потому что излишки, оставшиеся от взносов, возвращались обратно указанным ли­цам и, естественно, не могли рассматриваться как прибыль.

Это, однако, не означает, что в этой деятельности не должно поддерживаться разумное соответствие между объ­емами собираемых денежных средств и объемом и качеством производимых общественных благ, другими словами, вопрос об экономической эффективности этой деятельности может и должен в такого типа организациях подниматься и существо­вать.

Но необходимо отметить, что на определенном уровне исторического развития, во-первых, появились иные схемы организации деятельности по производству общественных благ, не основанные на схеме личной самоорганизации, а, во- вторых, - сама эта деятельность профессионализировалась до уровня, позволяющего говорить о производстве обществен­ных благ как об определенном типе ориентации деятельности в противоположность другой ориентации - деятельность на удовлетворение индивидуальных потребностей людей и орга­низаций.

Признавая ценность деятельности по производству обще­ственных благ, и отдавая себе отчет в том, что по способности привлекать ресурсы эта деятельность не может конкурировать с коммерческой деятельностью по удовлетворению индиви­дуальных потребностей, государство наделило организации, осуществляющие указанную деятельность двумя уникальны­ми правами, которыми не обладают коммерческие организа­ции:

-      правом получать в подарок денежные средства и иму­щество;

-      правом нанимать людей на работу и не платить им за труд, т.е. правом принимать в дар труд добровольцев (что, кстати, противоречит Трудовому Кодексу Российской Федера­ции (далее - ТК РФ), потому что, строго говоря, любой труд в Российской Федерации - добровольный, т.к. трудовые от­ношения предполагают заключение трудового договора, т.е. свободного волеизъявления сторон, и, при этом, на всей тер­ритории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда. Строго говоря, используя на регулярной основе неоплачиваемый труд добровольцев, некоммерческая организация нарушает ст. 133 ТК РФ о минимальном размере заработной платы).

Таким образом, получается, что организация за опреде­ленную деятельность (создание общественного блага) получа­ет право получать в дар денежные средства, имущество и труд людей, при условии, что ее учредители лишаются права рас­пределять между собою прибыль. Потому что очевидно, что если производить продукт на подаренные деньги за счет бес­платного труда, то можно извлекать из такой деятельности не просто прибыли, а сверхприбыли. Но это не будут прибыли, которые учредители «сами заработали».

При этом, получать излишки за счет повышения эф­фективности деятельности и снижения себестоимости про­изводства единицы общественных благ, - не запрещается, но эти излишки, имеющиеся на конец года, не рассматриваются как «прибыль», а поэтому, во-первых, не должны облагаться налогом на прибыль, а, во-вторых, не могут быть распределе­ны между участниками, а должны быть направлены на повы­шение объема и качества производимых общественных благ в следующем финансовом году.

При этом происхождение этих «излишек», если они будут потрачены на повышение объема и качества произво­димых общественных услуг, не существенно с точки зрения решения вопроса о том, должен ли с них взиматься налог на прибыль или нет. Предположим, что некоторая организация, финансирующая дорогостоящие операции для больных детей получила на конец года излишки в размере 1 млн. рублей и что одна операция стоит 200 тыс. рублей. Таким образом, на следующий год у данной организации имеется финансовый задел на оплату 5 операций. Существующая сегодня логика налогообложения некоммерческих организаций следующая: если этот 1 млн. рублей получен в виде пожертвований на целевую деятельность, то он не облагается налогом, а, если этот 1 млн. рублей получен от продажи сувениров, то он об­лагается налогом на прибыль, несмотря на то, что по понятию некоммерческой деятельности он не может быть потрачен ни на что иное, кроме как на повышение объема и качества про­изводства общественных благ. Практически подобная логика налогообложения приводит к тому, что после уплаты налога на прибыль некоммерческая организация (из приведенного примера) сможет профинансировать в следующем году на 1 операцию меньше.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее понятие некоммерческой организации - это организация, которая осуществляет деятельность по производству обще­ственных благ (в отличие от деятельности по производству предметов индивидуального потребления), которая наделяет­ся правом получать в дар денежные средства и имущество от граждан, организаций и государства, а также правом исполь­зовать труд добровольцев, при условии, что все финансовые средства, имеющиеся у такой организации на конец года, не могут рассматриваться как прибыль, а следовательно, не об­лагаются налогом на прибыль и не могут быть распределены между участниками организации, а направляются на повыше­ние количества и качества производимых организацией обще­ственных благ.

Для понимания этого определения необходимо допол­нительно определить два понятия: «производство обществен­ного блага» и «отличие деятельности по производству обще­ственных благ, от деятельности по производству предметов удовлетворения индивидуальных потребностей». Принципи­альное отличие деятельности по удовлетворению индивиду­альных потребностей от деятельности по производству обще­ственных благ состоит в том, деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей сосредоточена на том, чтобы эти потребности постоянно росли, а цель деятельности по производству общественных благ - на том, чтобы обществен­ная потребность была полностью удовлетворена. В качестве примера рассмотрим деятельность по производству средств реабилитации инвалидов. Если деятельность по производству средств реабилитации инвалидов производит организация, которая занимается производством общественных благ, то ее цель состоит в том, чтобы не было инвалидов, не имеющих средств реабилитации, тогда создаваемое ею общественное благо - это устранение препятствий для свободной социали­зации людей с особыми потребностями, - произведено. А если деятельность по производству средств реабилитации инвали­дов производит организация, которая занимается удовлет­ворением индивидуальных потребностей, то ее цель состоит в том, чтобы объем потребления инвалидами средств реаби­литации постоянно увеличивался либо за счет количества ин­валидов, либо за счет роста потребностей уже существующих людей с особыми потребностями.

Осознавая это противоречие, государство может принять решение о запрете для коммерческих организаций занимать­ся производством средств реабилитации для инвалидов, т.е. о запрете коммерциализации этой деятельности, в связи с тем, что коммерческий характер интересов этой деятельности на­ходится в противоречии с общественным благом, которое мо­жет быть создано в процессе этой деятельности.

С этой точки зрения введение в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ перечня социально-ориентированных видов деятельности представляет собой логическую ошибку, т.к. некоммерческую деятельность по производству общественных благ невозможно по содержанию отличить от коммерческой деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей.

Теперь рассмотрим понятие «производство обществен­ных благ». Производство общественных благ - это производ­ство таких услуг или вещей, которые усиливают основные процессы, конституирующие общество. С учетом сложившей­ся практики общественной деятельности в качестве основных процессов, конституирующих общество, рассматриваются следующие процессы:

-      процесс трансляции, реализации и защиты ценностей данного общества;

-      процесс включения новых членов общества в проце­дуры производства, потребления и социализации в данном обществе, т.е. процесс «выращивания» полноценных членов данного общества.

В свете введенных определений становятся понятными осуществляемые сегодня попытки уточнения понятия «со­циально-ориентированных некоммерческих организаций» путем введения понятий «некоммерческие организации - ис­полнители общественно-полезных услуг», «некоммерческие организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг». Эти попытки связаны с выделением организаций, осу­ществляющих производство общественных благ в уточненном выше смысле.

Учитывая сказанное, необходимо предложить следую­щие меры по решению вопроса отсутствия корректного по­нятия «некоммерческая организация» и «некоммерческая де­ятельность»:

1)     внести изменения в Федеральный закон «О некоммер­ческих организациях» и в соответствии с введенным опреде­лением дать логически полное определение «некоммерческая организация», что позволит восстановить исходный смысл не­коммерческой деятельности;

2)     взамен перечня социально-ориентированных видов деятельности ввести в Федеральный закон «О некоммерче­ских организациях» понятие «деятельность по производству общественных благ», а так же определение конституирующих общество процессов, усиление которых рассматривается в ка­честве общественного блага;

2)     ввести дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотрев в нем форму договора: «договор да­рения денежных средств и имущества некоммерческой орга­низации»;

3)     внести дополнения в Трудовой кодекс Российской Фе­дерации, предусмотрев в нем форму договора: «трудовой до­говор с добровольцем»;

4)     внести изменения в Федеральный закон «Об обязатель­ном пенсионном страховании» № 167-ФЗ и в Федеральный за­кон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, в части включения пе­риодов «добровольного труда» в трудовой стаж гражданина и необходимости осуществление некоммерческой организа­цией страховых взносов, исходя из средней заработной платы в субъекте Российской Федерации за период осуществления указанного труда;

5)     внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Фе­дерации, предусматривающие установку нулевой ставки на­лога на прибыль для некоммерческих организаций.

БЕЛЬГИСОВА Кристина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info