кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации
Человек XXI века заявляет о себе как человек действия, поступка, экстрима. Сегодня можно говорить о его новом типе - Homo extremality .
О таком состоянии перехода индивида от Homo sapiens и Homo ludens в Homo extremality свидетельствуют те действия, которые совершает современный человек. Происходящее в мире заставляет исследователей находить основания, запускающие механизм их возникновения. При этом не стоит забывать о плюралистичности современного научного знания и как следствие о существовании множества концепций, ставших основанием для исследования всех неординарных поступков личности, число которых постоянно растет.
Анализ имеющихся на данный момент научных работ, тесно переплетающихся с заявленной в названии проблемой, показал, что в настоящее время существует довольно сложная и двойственная ситуация в исследовательском поле рассматриваемой проблемы. С одной стороны, в науке представлено множество теорий и подходов, направленных на ее разработку, а с другой стороны, отсутствует однозначное, четкое и лаконичное понимание происходящего.
Многие мыслители современности не могут прийти к единому мнению в отношении источника нестандартных, хаотичных, импульсивных действий человека. В результате появляются теории, обосновывающие данный факт с позиций разных наук. Так, в психологии это называется девиацией, аддикцией. В физиологии подобное явление рассматривается как склонность к агрессии. С позиции социологии это марги- нализм, современного философского дискурса - склонность к риску, пассионарность и т. д.
В рамках настоящей статьи данная проблема будет рассматриваться с позиции философии «экстрима», который выступает «критической точкой» накопления биоэнергии, способной трансформироваться в экстремальность. Исходя из этого следует, что экстрим свойственен человеку как его энергетическая составляющая. Таким образом, причины нестандартного, хаотичного, эксцентричного, и, следовательно, экстремального поведения индивида необходимо искать в его психофизиологических особенностях.
Объектом исследования является экстремальное поведение человека, предметом выступают факторы, влияющие на трансформацию экстрима в его проявление - экстремальность.
В связи с тем, что факторы трансформации экстрима в экстремальность заложены в психических механизмах индивида, необходимо выделить несколько условий возникновения внутреннего экстрима. К ним относятся следующие: способность накапливать энергию внутри себя, а не растрачивать ее, способность переживать сильный эмоциональный «всплеск» и, наконец, способность достигать максимального уровня - уровня критической точки. Для осуществления данных условий личность должна обладать теми характеристиками, которые способствуют трансформации «критической точки» именно в экстремальную деятельность, а не в пассивное бездействие.
Учитывая изложенное, можно выделить несколько факторов трансформации экстрима в экстремальность: невозможность достижения необходимой потребности; подавление самоактуализации личности; фрустрация и защитные механизмы психики и сбой в их работе.
Потребности человека стали объектом исследования американского психолога А. Маслоу. Его идеи легли в основу теории иерархии потребностей, ключевым моментом которой выступает проблема мотивации. В своих работах исследователь отмечал, что человек мотивирован на поиск личных целей, что делает его жизнь значимой и осмысленной. Индивид предстает как «желающее существо», редко достигающее состояния абсолютного удовлетворения своих потребностей. Следовательно, отсутствие желаний и потребностей у человека является недолговечным. В случае удовлетворения одной потребности возникает следующая, полностью занимающая индивида. После того как она будет удовлетворена, появляется новая, также требующая удовлетворения. Таким образом, жизнь человека характеризуется постоянной необходимостью удовлетворения своих желаний. А. Маслоу отмечает, что все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данная система присуща каждому индивиду. И чем выше он поднимается по ней, тем большую степень индивидуальности, психического здоровья и человеческих качеств демонстрирует. При этом ученый допускает, что существуют люди, потребности которых не создают иерархическую систему. К ним относятся те, кто может развивать и выражать свой талант вопреки серьезным трудностям и социальным проблемам. В условиях невозможности удовлетворения потребностей любого уровня у индивида происходит накопление негативных эмоций, что приводит к постепенному возрастанию агрессивности по отношению к тем условиям, которые не позволяют удовлетворить потребности. Если эту проблему не решить, то накопление внутреннего недовольства наряду с возрастающей агрессией приведет к «всплеску» внутренней энергии. В такой ситуации человек склонен совершать несвойственные для него поступки по отношению к окружающим, которые определены в рамках исследования как экстремальные.
Не менее важным фактором трансформации экстрима в экстремальность является подавление самоактуализации, так как большинство людей нуждается в совершенствовании, ищут его. Побуждение к реализации потенциалов является естественным и необходимым. И только некоторые способны их реализовать (по мнению А. Маслоу, менее 1% всего населения). Такая ситуация складывается отчасти потому, что большинство людей не видит потенциала своего развития. Они не подозревают о его существовании, поэтому не считают, что в их самосовершенствовании есть польза. В результате люди склонны сомневаться и бояться своих способностей, снижая свои шансы в самоактуализации. Данное явление А. Маслоу назвал комплексом Ионы, который характеризуется страхом успеха, что мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. К тому же окружение зачастую подавляет тенденцию к самоактуализации, используя нормы. Примером может служить стереотип настоящей мужественности. Такие человеческие качества, как доброта, мягкость, сочувствие и нежность, по мнению большинства, мешают мужчинам, так как существует традиция рассматривать их как «немужественные». Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что актуализация потенциалов возможна только при «хороших условиях», точнее в «способствующем» обществе, дающем возможность раскрыть свой потенциал наиболее полно. Последним препятствием для самоактуализации может выступать сильное, негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Рост требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Следовательно, все, что порождает тревогу и страх, увеличивает тенденцию возвращения к безопасности и защите.
Такой акцент на будущем с учетом внимания к ущербу, который наносится личности в настоящем, является крайне важным. В связи с этим следует упомянуть предложенную Э. Фроммом революционную концепцию «гуманистического» сознания как восприятия отклонения от пути развития или самоактуализации. Сопоставимость понятий «угроза» и «торможение развития» влечет за собой возможность создания такой ситуации, при которой на данный момент она не представляет субъективной угрозы, однако в будущем чревата угрозой или торможением развития. В результате складывается ситуация внутриличностного конфликта, когда индивид видит себя в определенной роли, а объективные условия не дают возможности это осуществить. То есть возникает первоначальный конфликт между человеком и условиями, не позволяющими ему достичь своей цели. В такой ситуации индивид получает толчок к экстремальному поведению как реакции на невозможность достижения своей цели.
Третьим фактором трансформации экстрима в экстремальность выступает фрустрация, при рассмотрении которой можно допустить ошибку, уделив внимание только отдельным органам человека или аспектам личности. По сей день сохраняется традиция говорить о фрустрации как об особом состоянии человека. Обычно определение фрустрации включает понятия неполучения желаемого или возникновение помех осуществления желания. Такое определение не в состоянии разграничить депривацию, важную для организма, с депривацией, представляющей угрозу для личности, ее жизненных целей, защитной системы, самоуважения, самоактуализации, то есть для удовлетворения базовых потребностей. Отсюда следует, что феномен фрустрации тесно переплетается с различными ситуациями, угрожающими человеку, а не только с депривацией. Результаты фрустрации чаще всего являются последствиями других видов угроз, таких, как нанесение травмы, поражение мозга, конфликт, физическая угроза, болезнь и т. д.
Последним из выделяемых факторов трансформации экстрима в экстремальность является сбой защитных механизмов психики. В условиях возникновения сложных ситуаций и проблем человек старается их решить. Если это не получается, то он склонен обращаться за помощью к другим. Проблемы, возникающие в жизни человека, бывают внешними и внутренними. Вторые сложнее, так как признаваться в их существовании не хочется даже самому себе, поскольку это неприятно и больно. Люди по-разному реагируют на внутренние трудности. Одни стремятся к подавлению своих склонностей путем их отрицания. Другие вычеркивают из памяти травмирующее их событие, при этом ведут поиск выхода путем самооправдания и снисхождения к своим «слабостям». Третьи пытаются исказить действительность, занимаясь самообманом. И все это они делают искренне, поскольку таким образом человек старается защитить свою психику от болезненного перенапряжения и помочь ему в этом могут защитные механизмы, выступающие в качестве системы регуляторных механизмов. Они служат для устранения или сведения к минимуму переживаний, травмирующих личность. Такие переживания в основном связаны с конфликтами: внутренними или внешними. Их могут вызывать тревога или дискомфорт. В таком случае механизмы защиты призваны сохранить стабильность самооценки человека, его образ «Я» и образ окружающего мира, что может быть достигнуто двумя путями: устранением из сознания источника конфликтных переживаний или трансформацией конфликтного переживания таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликта.
На настоящий момент известно более 20 видов защитных механизмов. Все они делятся на примитивные и вторичные, среди которых можно выделить вытеснение, проекцию, отрицание, рационализацию, сублимацию, регрессию и т. д.
Для разрешения внутреннего конфликта индивид использует комплекс защитных механизмов, которые служат одной цели: сохранить целостность представлений о себе и о мире.
Если человек не может справиться с возникающими трудностями, конфликтом или угрозой при помощи защитных механизмов, тогда возникает вероятность роста внутреннего напряжения, которое может дойти до крайней точки своего накопления, и тогда включается механизм трансформации экстрима в экстремальность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при определенных условиях мотивация потребности, подавление самоактуализации, фрустрация и сбой в работе защитных механизмов психики выступают факторами трансформации внутреннего экстрима во внешнее проявление - экстремальность.
следующая > |
---|