Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

О мировозренческой детерменации права

О мировозренческой детерменации права



Изучая сущность и особенности права, исследователи чаще всего говорят о его детерминации моралью, политикой, экономикой, социальными факторами. Меньше внимания уделяется мировоззренческим основаниям права. Но именно они выполняют особую, существенную роль в его становлении и развитии.

В свою очередь мировоззрение сводится обычно к следу­ющим его типам: к мифологии, религии, науке и философии. При этом игнорируются такие важные типы мировоззрения, как искусство и мистика.

Исходя из выделения шести типов мировоззрения - ху­дожественно-образного, мифологического, религиозного, мистического, научного и философского, можно вести речь о мировоззренческой детерминации права во всех его основных аспектах.


Прежде всего, право детерминируется художественно-об­разным типом мировоззрения (искусством). Художественное воображение, присущее искусству, положительно воздейству­ет как на возникновение, так и на историческое развитие пра­ва. Все правовые нормы, юридические законы, формы право­вого поведения людей невозможны в той или иной мере без предварительного воображения. Чем больше оно развито у создателей права, тем более конкретными являются результа­ты их творческой деятельности. Это касается и способов по­нимания практической значимости различных юридических законов, их поддержки и или отрицания большинством насе­ления того или иного государства. Так, например, в античном мире «законодатель фурийцев велел, чтобы всякий, стремя­щийся уничтожить какой-нибудь из старых законов или вве­сти в действие новый, выходил пред народом с веревкой на шее с тем, чтобы, если предлагаемое им новшество не найдет единогласного одобрения, быть удавленным тут же на месте». Подобное предостережение явно способствовало в образной форме тому, чтобы нерадивые реформаторы необдуманно не меняли правовые нормы.

Известно, что искусство, как один из детерминантов пра­ва, не может существовать без образного языка, который ну­жен и в формировании, развитии и практической реализа­ции права. Так, в восприятии и представлении, в выработке правовых норм и правил значительную роль играют правовые образы (непосредственные и опосредствованные), освоение ко­торых их создателями и потребителями (гражданами государ­ства) немыслимо без соответствующих процедур и навыков, приобретаемых людьми в процессе развития художе­ственно-образного типа мировоззрения. Данный тип в до­ходчивой форме позволяет осознать сущность и специфику права, его практическую реализацию. В связи с этим возника­ет правомерный вопрос о справедливости господствующего а юридической практике утверждения: «Незнание закона не ос­вобождает от ответственности за его нарушение». В таком вы­сказывании явно нарушаются базовые права человека. Иными словами, без правового просвещения, использующего в том числе и произведения искусства, нельзя требовать от людей исполнения неизвестных им законов государства.


Художественно-образный тип мировоззрения способ­ствует становлению и развития права и тем, что в нём все­общее, общее и особенное выражаются по преимуществу с помощью единичного, уникального, неповторимого. В опре­делённой степени эта черта искусства прослеживается и в вы­работке как права в целом, так и его отдельных норм и пра­вил. Ярким примером этого является Англия, где нет своей Конституции, но есть специфический механизм движения от единичного к особенного и общему. Широко известно, как ин­дивидуальность создателя права оказывает (особенно в клас­сическую эпоху) существенное влияние на его правовую твор­ческую деятельность. Однако в условиях постмодернистского развития правовых норм, когда в значительной мере наступает «смерть автора», а разработчики права выполняют главным образом производные функции в правовой структуре обще­ства, влияние искусства на формирование права в отмеченном направлении порой сходит на нет, проявляясь в снятом виде в других формах детерминации художественно-образным ти­пом мировоззрения правовой деятельности.

Это прослеживается наиболее ярко в том, что искусство всегда стремится к красоте, то есть к гармонии содержания и формы. Данная черта, связанная с другими его чертами, буду­чи главной в нём, оказывает самое важное воздействие на всех авторов права (как индивидуальных, так и совокупных). Все они, осознавая это или нет, стремятся к красивому оформле­нию правовых правил и норм, нередко в ущерб логики права, проявляя тем самым в собственном правовом творчестве борь­бу и взаимопроникновение иррациональных и рациональных тенденций.




Вторым детерминантом права выступает мифологиче­ский тип мировоззрения. Впадают в большую иллюзию те ис­следователи, которые полагают, что время мифов, в том числе и в создании, развитии права, прошло. Достаточно вспомнить главные признаки мифологии, чтобы опровергнуть такую ил­люзию. Так, мифологический тип мировоззрения основан, прежде всего, на фантастической форме воображения. А разве можно заниматься правотворчеством, особенно в переходные, революционные эпохи, без существенной доли мифологиче­ской фантазии? Ведь в это время довольно часто стирается грань между мифическим и реальным пониманием действи­тельности. Например, данное влияние мифологии на право явно проявлялось в советский период развития нашей страны, оно отчётливо видно и в постсоветской действительности, где осуществляется в массовом порядке мифологическое возвели­чивание демократии правоведами.

Известно, что основной язык мифологии - это язык сим­волов. Без символики невозможно становление и развитие права, так как оно основано в значительной степени на фор­мальной логике. Примером применения мифологической формальной логики на современном этапе выступают такие понятия, как тоталитаризм, авторитаризм, демократия, а также все правовые логические суждения, связанные с этими понятиями, в Конституциях и основных законах. Государ­ственная символика - герб, флаг и т.д. - свидетельствуют о рас­сматриваемой детерминации права мифологией.


Влияние мифологического типа мировоззрения на право­вую творческую деятельность, на важнейшие её результаты про­является и в воздействии его посредством своей главной черты на генезис и эволюцию права. Такой чертой выступает антро­поморфизм, т.е. наделение природного мира человеческими качествами. В этом можно убедиться, если вспомнить историю права, а также его современное развитие (например, экологи­ческое правоведение). Без мифологического антропоморфиз­ма, без его положительного заряда, немыслимы установление гармонии между социальным и природным мирами, решение ряда глобальных проблем. Но для этого, в свою очередь, не­обходимо правовое творчество, создающее одно из оснований движения в данных направлениях всего человечества.

Детерминация права мифологией прослеживается и в том, что она осуществляется с помощью такой черты мифо­логического типа мировоззрения, как синкретизм. Нерас- членённость мифологических положений, их своеобразная целостность играет как позитивную, так и негативную роль в процессах становления и развития права. Это - тесная связь между Конституцией и вытекающими из неё законами (по­ложительное влияние), чрезмерная абстрактность правовых норм (негативное влияние). Синкретическое влияние мифо­логического типа мировоззрения на правотворчество прояв­ляется и в опосредствованном виде, через последующие типы мировоззрения, которые слиты в нем (религия, мистика, на­ука и философия). Конечно, подобный синкретизм выявить довольно сложно, но без него не может развиваться право на всех этапах своего развития.


Третьим детерминантом права выступает религия, в кото­рой порой сливаются моральные и правовые аспекты. В рели­гиозном типе мировоззрения особую роль играет чувственное воображение (не поэтому ли среди верующих больше жен­щин, чем мужчин?). Конечно, моменты такого воображение присущи и искусству, мифологии, но только в религии они достигают высшей формы своего развития. Религиозные пере­живания являются самыми глубокими. Религиозные чувства буквально заражают истинный процесс правового творчества своей энергией, касается ли это их выражения в традицион­ной, светской или целостной религии. Яркие примеры - дея­тельность средневековых правоведов (в рамках традиционной религии), советских правоведов (в границах светской религии).

Сущность религии - это вера в сверхъестественное (вера в Бога, богов или иные подобные сущности и силы). Детерми­нирует ли этим главным качеством религиозный тип миро­воззрения право? Несомненно, когда народы и страны, авторы правотворчества ведут речь о божественных, сверхъестествен­ных основах права, возвеличивают последнее и его реализа­цию. Иными словами, вера во всесилие права, в установление социального порядка (вера в правовое государство в том чис­ле) свидетельствует о детерминации права религией в указан­ном аспекте.


Одной из главных черт религиозного типа мировоззре­ния является поклонение сверхъестественному в различных его формах. Эта черта вместе с вышеотмеченной чертой также детерминирует право на всех этапах его развития. Фактически, в данном случае абсолютизируется формальное право, так как формализм - это сущность права вообще. Однако здесь про­слеживается граница любого права, всякого правового творче­ства.

Многие исследователи считают, что религия и мораль не­разрывны, но одни отдают первенство религии, другие - мора­ли. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, целесообразно сказать, что религиозный тип мировоззрения формирует осо­бый вид морали с её базовыми ценностями - любовью, сво­бодой, справедливостью, милосердием, состраданием и т.д. Несомненно, что эти религиозные ценности оказывают самое прямое влияние на становление и развитие права, а не наобо­рот, как полагают некоторые правоведы, так как в силу своей формальной сущности право не может быть детерминантом отмеченных ценностей, хотя и оказывает на них определённое воздействие, будучи формальной формой их развития.

Четвёртым детерминантом права выступает мистика, ко­торую чаще всего трактуют в качестве аспекта религии. Но ми­стика бывает не только религиозной, являясь особым типом мировоззрения, основанным главным образом на интуиции и сверхразуме. Если оставить за скобками вопрос о сверхразуме, то можно сказать, что мистическая интуиция (как и интуиция вообще) помогает правоведам в критических ситуациях най­ти быстрое и правильное решение правовых проблем, опре­делить стратегию дальнейшего развития права, когда ещё нет рационального понимания отмеченных проблем, не возмож­ности применить формальную правовую логику.


Мистика нацелена по преимуществу на развитие свер­хъестественного в самом человеке. Другими словами, посред­ством данного типа мировоззрения человек ориентируется главным образом в своём развитии на «внутреннего», а не на «внешнего человека». Поэтому может ли она детерминиро­вать право в этом своём качестве? Думается, что может. Как это не странно звучит, но именно абсолютизация права, при­сущая значительной части правоведов, говорит о их неосоз­нанном стремлении выйти за формальные границы права, а тем самом о своеобразном влиянии на их намерения мистики в указанном выше смысле.

Главное средство развития мистики - мистическое со­зерцание, или медитация. Можно ли представить разработку права, особенно его глубинных норм и положений без вну­тренней сосредоточенности их создателей на главных пробле­мах и путях их решения? По всей видимости, нет. Но это озна­чает, что медиативная практика правоведов испытывает явное воздействие на себя со стороны мистической медитации. При желании можно установит не только не осознанные, но и осоз­нанные виды такого воздействия.


Главная цель мистики в развитии отношений между со­циальным и природным мирами - установление гармонич­ного взаимодействия. Это стремление выражается и в право­вой деятельности людей. Оно выходит во многом на передний план в условиях современного развития государств, в решении глобальных проблем. В данном направлении правоведы могут многому поучиться у существующей уже несколько тысяч лет мистической традиции в понимании и реализации экологи­ческих вопросов.




В мистике нет деления человеческой деятельности на тео­ретическую и практическую, так как в ней доминирует во всём принцип целостности. Прослеживается ли влияние этого ка­чества мистики на становление и развитие права? Несомнен­но. Разве не к единству теоретических и практических аспектов правовой деятельности в течение долгих веков существования права стремились и стремятся правоведы? Разве символ пра­восудия - «весы» - не свидетельствует об этом?

Начиная с семнадцатого века, ведущим мировоззренче­ским детерминантом права является научный тип мировоззре­ния, или наука, без которой немыслимо правовое творчество. Но воздействие этого, пятого, детерминанта права - результат сложного, противоречивого процесса, так как экономические, собственно социальные, политические и идеологические фак­торы пытаются оспорить первенство у науки в последние века при создании правовых норм и правил.


Известно, что наука, прежде всего, базируется на рассудке и интеллекте. Без рассудочных и интеллектуальных понятий, суждений и умозаключений невозможны нормальная право­вая деятельность, буква и дух права. Однако в данном влиянии науки на правотворчество проявляются две взаимосвязанные тенденции - формально-логическая и содержательно-логиче­ская. Усиление или ослабление данных тенденций, их воздей­ствие на право зависят не только от отношений между этими разновидностями научной логики, но и от обусловленности социальными факторами во всех их аспектах. Учитывая веду­щую роль политики в большинстве современных государств, можно сказать, что именно она (в том числе и политическая идеология) выступает в качестве главного фактора, оказыва­ющего существенное влияние на научное (понятийное) фор­мирование права, его основных норм и правил, а тем самым усиливая политико-идеологический контроль над всеми про­цессами правового творчества.

Системность, объективность, доказательность и про­верка, присущие научному типу мировоззрения, являются, в свою очередь, направлениями дальнейшей детерминации на­укой права. Но эти направления зависят, как и предыдущее, от того, на какой стадии своего развития находится научный тип мировоззрения. А именно, воздействует ли он на право­творчество в своей классической, неклассической или постне- классической форме. К тому же, влияние науки на право де­терминируется как её собственными направлениями (точные науки, естественные науки, технические науки, гуманитарные науки, социальные науки), так и общественным разделением труда в ней (академическая наука, отраслевая наука, вузовская наука). Например, технократическая научная политика имеет свою сущность и особенности, в отличие от социальной науч­ной политики. А академическая разработка права отличается от отраслевой и вузовской научной его разработки.


Общеизвестно, что наука, особенно современная, наце­лена на практическую проверку, реализацию своих теорети­ческих положений. В силу такой специфики она оказывает существенное воздействие на правовую деятельность во всех её аспектах. И именно здесь чаще всего и глубже всего проис­ходит столкновение научного правотворчества с ненаучным и паранаучным, в том числе с собственно идеологическим обо­снованием и созданием права в той или иной его форме.

Шестым детерминантом права является философский тип мировоззрения, который можно трактовать в качестве самого главного (ведущего) мировоззренческого детерминан­та правового творчества на всех этапах его становления и раз­вития, хотя доминирование философской детерминации над другими мировоззренческими детерминантами не всегда по­нимается исследователями данной проблемы.


Философия основывается, прежде всего, на разуме, на са­мой высшей человеческой рефлексии. Поэтому она задаёт тон, направленность, смысл, содержание и формы всей правовой деятельности, хотя это довольно часто не осознаётся и отрица­ется многими правоведами. Ведь философский тип мировоз­зрения исходит в своём становлении и развитии из понимания логики всеобщего и форм его существования. Неслучайно дол­гое время философская форма и нефилософские виды право­творчества были неразрывны. Даже позитивистская традиция в разработке и обосновании права, хотя и в весьма своеобраз­ной форме, признаёт ведущую роль философии (позитивной философии) по отношению к правовой деятельности, отводя ей главную методологическую роль во взаимосвязях с частны­ми науками. Конечно, позитивизм в то же время стремится превратить философию в методологическую служанку част­ных наук, в том числе и правовых научных дисциплин. Но та­кие стремления довольно часто завершаются крахом. Можно говорить только о временных успехах позитивистов в данном направлении.


Согласно логике смысла рассудочно-интеллектуальная правовая деятельность рано или поздно преодолевается фило­софией права. Это подтверждается и постструктуралистским и постмодернистским правотворчеством, а не только гегелев­скими и марксистскими временами в области создания и раз­вития правовых норм и правил.

В силу того, что философия выражает в своём развитии как логику всеобщего, так и её проявление в том или ином народе, в той или иной нации, она способна более гибко де­терминировать особенности правотворчества, присущие кон­кретным государствам, направляя в целом становление и эво­люцию права в них.

Философский тип мировоззрения в принципе способ­ствует укреплению в правовых нормах и правилах ориента­ции на целостного, а не на частичного человека. Этот аспект нуждается в специальном осмыслении.

В итоге следует отметить, что автор прекрасно понимает, что в данной статье ставятся только вопрос и проблема ми­ровоззренческой детерминации права, и нужны фундамен­тальные исследования рассматриваемой темы, которые будут ответом на указанный вопрос и решением обозначенной про­блемы.

ипотечного кредита



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info