Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Философия права О мировозренческой детерменации права

О мировозренческой детерменации права

О мировозренческой детерменации права



Изучая сущность и особенности права, исследователи чаще всего говорят о его детерминации моралью, политикой, экономикой, социальными факторами. Меньше внимания уделяется мировоззренческим основаниям права. Но именно они выполняют особую, существенную роль в его становлении и развитии.

В свою очередь мировоззрение сводится обычно к следу­ющим его типам: к мифологии, религии, науке и философии. При этом игнорируются такие важные типы мировоззрения, как искусство и мистика.

Исходя из выделения шести типов мировоззрения - ху­дожественно-образного, мифологического, религиозного, мистического, научного и философского, можно вести речь о мировоззренческой детерминации права во всех его основных аспектах.


Прежде всего, право детерминируется художественно-об­разным типом мировоззрения (искусством). Художественное воображение, присущее искусству, положительно воздейству­ет как на возникновение, так и на историческое развитие пра­ва. Все правовые нормы, юридические законы, формы право­вого поведения людей невозможны в той или иной мере без предварительного воображения. Чем больше оно развито у создателей права, тем более конкретными являются результа­ты их творческой деятельности. Это касается и способов по­нимания практической значимости различных юридических законов, их поддержки и или отрицания большинством насе­ления того или иного государства. Так, например, в античном мире «законодатель фурийцев велел, чтобы всякий, стремя­щийся уничтожить какой-нибудь из старых законов или вве­сти в действие новый, выходил пред народом с веревкой на шее с тем, чтобы, если предлагаемое им новшество не найдет единогласного одобрения, быть удавленным тут же на месте». Подобное предостережение явно способствовало в образной форме тому, чтобы нерадивые реформаторы необдуманно не меняли правовые нормы.

Известно, что искусство, как один из детерминантов пра­ва, не может существовать без образного языка, который ну­жен и в формировании, развитии и практической реализа­ции права. Так, в восприятии и представлении, в выработке правовых норм и правил значительную роль играют правовые образы (непосредственные и опосредствованные), освоение ко­торых их создателями и потребителями (гражданами государ­ства) немыслимо без соответствующих процедур и навыков, приобретаемых людьми в процессе развития художе­ственно-образного типа мировоззрения. Данный тип в до­ходчивой форме позволяет осознать сущность и специфику права, его практическую реализацию. В связи с этим возника­ет правомерный вопрос о справедливости господствующего а юридической практике утверждения: «Незнание закона не ос­вобождает от ответственности за его нарушение». В таком вы­сказывании явно нарушаются базовые права человека. Иными словами, без правового просвещения, использующего в том числе и произведения искусства, нельзя требовать от людей исполнения неизвестных им законов государства.


Художественно-образный тип мировоззрения способ­ствует становлению и развития права и тем, что в нём все­общее, общее и особенное выражаются по преимуществу с помощью единичного, уникального, неповторимого. В опре­делённой степени эта черта искусства прослеживается и в вы­работке как права в целом, так и его отдельных норм и пра­вил. Ярким примером этого является Англия, где нет своей Конституции, но есть специфический механизм движения от единичного к особенного и общему. Широко известно, как ин­дивидуальность создателя права оказывает (особенно в клас­сическую эпоху) существенное влияние на его правовую твор­ческую деятельность. Однако в условиях постмодернистского развития правовых норм, когда в значительной мере наступает «смерть автора», а разработчики права выполняют главным образом производные функции в правовой структуре обще­ства, влияние искусства на формирование права в отмеченном направлении порой сходит на нет, проявляясь в снятом виде в других формах детерминации художественно-образным ти­пом мировоззрения правовой деятельности.

Это прослеживается наиболее ярко в том, что искусство всегда стремится к красоте, то есть к гармонии содержания и формы. Данная черта, связанная с другими его чертами, буду­чи главной в нём, оказывает самое важное воздействие на всех авторов права (как индивидуальных, так и совокупных). Все они, осознавая это или нет, стремятся к красивому оформле­нию правовых правил и норм, нередко в ущерб логики права, проявляя тем самым в собственном правовом творчестве борь­бу и взаимопроникновение иррациональных и рациональных тенденций.




Вторым детерминантом права выступает мифологиче­ский тип мировоззрения. Впадают в большую иллюзию те ис­следователи, которые полагают, что время мифов, в том числе и в создании, развитии права, прошло. Достаточно вспомнить главные признаки мифологии, чтобы опровергнуть такую ил­люзию. Так, мифологический тип мировоззрения основан, прежде всего, на фантастической форме воображения. А разве можно заниматься правотворчеством, особенно в переходные, революционные эпохи, без существенной доли мифологиче­ской фантазии? Ведь в это время довольно часто стирается грань между мифическим и реальным пониманием действи­тельности. Например, данное влияние мифологии на право явно проявлялось в советский период развития нашей страны, оно отчётливо видно и в постсоветской действительности, где осуществляется в массовом порядке мифологическое возвели­чивание демократии правоведами.

Известно, что основной язык мифологии - это язык сим­волов. Без символики невозможно становление и развитие права, так как оно основано в значительной степени на фор­мальной логике. Примером применения мифологической формальной логики на современном этапе выступают такие понятия, как тоталитаризм, авторитаризм, демократия, а также все правовые логические суждения, связанные с этими понятиями, в Конституциях и основных законах. Государ­ственная символика - герб, флаг и т.д. - свидетельствуют о рас­сматриваемой детерминации права мифологией.


Влияние мифологического типа мировоззрения на право­вую творческую деятельность, на важнейшие её результаты про­является и в воздействии его посредством своей главной черты на генезис и эволюцию права. Такой чертой выступает антро­поморфизм, т.е. наделение природного мира человеческими качествами. В этом можно убедиться, если вспомнить историю права, а также его современное развитие (например, экологи­ческое правоведение). Без мифологического антропоморфиз­ма, без его положительного заряда, немыслимы установление гармонии между социальным и природным мирами, решение ряда глобальных проблем. Но для этого, в свою очередь, не­обходимо правовое творчество, создающее одно из оснований движения в данных направлениях всего человечества.

Детерминация права мифологией прослеживается и в том, что она осуществляется с помощью такой черты мифо­логического типа мировоззрения, как синкретизм. Нерас- членённость мифологических положений, их своеобразная целостность играет как позитивную, так и негативную роль в процессах становления и развития права. Это - тесная связь между Конституцией и вытекающими из неё законами (по­ложительное влияние), чрезмерная абстрактность правовых норм (негативное влияние). Синкретическое влияние мифо­логического типа мировоззрения на правотворчество прояв­ляется и в опосредствованном виде, через последующие типы мировоззрения, которые слиты в нем (религия, мистика, на­ука и философия). Конечно, подобный синкретизм выявить довольно сложно, но без него не может развиваться право на всех этапах своего развития.


Третьим детерминантом права выступает религия, в кото­рой порой сливаются моральные и правовые аспекты. В рели­гиозном типе мировоззрения особую роль играет чувственное воображение (не поэтому ли среди верующих больше жен­щин, чем мужчин?). Конечно, моменты такого воображение присущи и искусству, мифологии, но только в религии они достигают высшей формы своего развития. Религиозные пере­живания являются самыми глубокими. Религиозные чувства буквально заражают истинный процесс правового творчества своей энергией, касается ли это их выражения в традицион­ной, светской или целостной религии. Яркие примеры - дея­тельность средневековых правоведов (в рамках традиционной религии), советских правоведов (в границах светской религии).

Сущность религии - это вера в сверхъестественное (вера в Бога, богов или иные подобные сущности и силы). Детерми­нирует ли этим главным качеством религиозный тип миро­воззрения право? Несомненно, когда народы и страны, авторы правотворчества ведут речь о божественных, сверхъестествен­ных основах права, возвеличивают последнее и его реализа­цию. Иными словами, вера во всесилие права, в установление социального порядка (вера в правовое государство в том чис­ле) свидетельствует о детерминации права религией в указан­ном аспекте.


Одной из главных черт религиозного типа мировоззре­ния является поклонение сверхъестественному в различных его формах. Эта черта вместе с вышеотмеченной чертой также детерминирует право на всех этапах его развития. Фактически, в данном случае абсолютизируется формальное право, так как формализм - это сущность права вообще. Однако здесь про­слеживается граница любого права, всякого правового творче­ства.

Многие исследователи считают, что религия и мораль не­разрывны, но одни отдают первенство религии, другие - мора­ли. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, целесообразно сказать, что религиозный тип мировоззрения формирует осо­бый вид морали с её базовыми ценностями - любовью, сво­бодой, справедливостью, милосердием, состраданием и т.д. Несомненно, что эти религиозные ценности оказывают самое прямое влияние на становление и развитие права, а не наобо­рот, как полагают некоторые правоведы, так как в силу своей формальной сущности право не может быть детерминантом отмеченных ценностей, хотя и оказывает на них определённое воздействие, будучи формальной формой их развития.

Четвёртым детерминантом права выступает мистика, ко­торую чаще всего трактуют в качестве аспекта религии. Но ми­стика бывает не только религиозной, являясь особым типом мировоззрения, основанным главным образом на интуиции и сверхразуме. Если оставить за скобками вопрос о сверхразуме, то можно сказать, что мистическая интуиция (как и интуиция вообще) помогает правоведам в критических ситуациях най­ти быстрое и правильное решение правовых проблем, опре­делить стратегию дальнейшего развития права, когда ещё нет рационального понимания отмеченных проблем, не возмож­ности применить формальную правовую логику.


Мистика нацелена по преимуществу на развитие свер­хъестественного в самом человеке. Другими словами, посред­ством данного типа мировоззрения человек ориентируется главным образом в своём развитии на «внутреннего», а не на «внешнего человека». Поэтому может ли она детерминиро­вать право в этом своём качестве? Думается, что может. Как это не странно звучит, но именно абсолютизация права, при­сущая значительной части правоведов, говорит о их неосоз­нанном стремлении выйти за формальные границы права, а тем самом о своеобразном влиянии на их намерения мистики в указанном выше смысле.

Главное средство развития мистики - мистическое со­зерцание, или медитация. Можно ли представить разработку права, особенно его глубинных норм и положений без вну­тренней сосредоточенности их создателей на главных пробле­мах и путях их решения? По всей видимости, нет. Но это озна­чает, что медиативная практика правоведов испытывает явное воздействие на себя со стороны мистической медитации. При желании можно установит не только не осознанные, но и осоз­нанные виды такого воздействия.


Главная цель мистики в развитии отношений между со­циальным и природным мирами - установление гармонич­ного взаимодействия. Это стремление выражается и в право­вой деятельности людей. Оно выходит во многом на передний план в условиях современного развития государств, в решении глобальных проблем. В данном направлении правоведы могут многому поучиться у существующей уже несколько тысяч лет мистической традиции в понимании и реализации экологи­ческих вопросов.




В мистике нет деления человеческой деятельности на тео­ретическую и практическую, так как в ней доминирует во всём принцип целостности. Прослеживается ли влияние этого ка­чества мистики на становление и развитие права? Несомнен­но. Разве не к единству теоретических и практических аспектов правовой деятельности в течение долгих веков существования права стремились и стремятся правоведы? Разве символ пра­восудия - «весы» - не свидетельствует об этом?

Начиная с семнадцатого века, ведущим мировоззренче­ским детерминантом права является научный тип мировоззре­ния, или наука, без которой немыслимо правовое творчество. Но воздействие этого, пятого, детерминанта права - результат сложного, противоречивого процесса, так как экономические, собственно социальные, политические и идеологические фак­торы пытаются оспорить первенство у науки в последние века при создании правовых норм и правил.


Известно, что наука, прежде всего, базируется на рассудке и интеллекте. Без рассудочных и интеллектуальных понятий, суждений и умозаключений невозможны нормальная право­вая деятельность, буква и дух права. Однако в данном влиянии науки на правотворчество проявляются две взаимосвязанные тенденции - формально-логическая и содержательно-логиче­ская. Усиление или ослабление данных тенденций, их воздей­ствие на право зависят не только от отношений между этими разновидностями научной логики, но и от обусловленности социальными факторами во всех их аспектах. Учитывая веду­щую роль политики в большинстве современных государств, можно сказать, что именно она (в том числе и политическая идеология) выступает в качестве главного фактора, оказыва­ющего существенное влияние на научное (понятийное) фор­мирование права, его основных норм и правил, а тем самым усиливая политико-идеологический контроль над всеми про­цессами правового творчества.

Системность, объективность, доказательность и про­верка, присущие научному типу мировоззрения, являются, в свою очередь, направлениями дальнейшей детерминации на­укой права. Но эти направления зависят, как и предыдущее, от того, на какой стадии своего развития находится научный тип мировоззрения. А именно, воздействует ли он на право­творчество в своей классической, неклассической или постне- классической форме. К тому же, влияние науки на право де­терминируется как её собственными направлениями (точные науки, естественные науки, технические науки, гуманитарные науки, социальные науки), так и общественным разделением труда в ней (академическая наука, отраслевая наука, вузовская наука). Например, технократическая научная политика имеет свою сущность и особенности, в отличие от социальной науч­ной политики. А академическая разработка права отличается от отраслевой и вузовской научной его разработки.


Общеизвестно, что наука, особенно современная, наце­лена на практическую проверку, реализацию своих теорети­ческих положений. В силу такой специфики она оказывает существенное воздействие на правовую деятельность во всех её аспектах. И именно здесь чаще всего и глубже всего проис­ходит столкновение научного правотворчества с ненаучным и паранаучным, в том числе с собственно идеологическим обо­снованием и созданием права в той или иной его форме.

Шестым детерминантом права является философский тип мировоззрения, который можно трактовать в качестве самого главного (ведущего) мировоззренческого детерминан­та правового творчества на всех этапах его становления и раз­вития, хотя доминирование философской детерминации над другими мировоззренческими детерминантами не всегда по­нимается исследователями данной проблемы.


Философия основывается, прежде всего, на разуме, на са­мой высшей человеческой рефлексии. Поэтому она задаёт тон, направленность, смысл, содержание и формы всей правовой деятельности, хотя это довольно часто не осознаётся и отрица­ется многими правоведами. Ведь философский тип мировоз­зрения исходит в своём становлении и развитии из понимания логики всеобщего и форм его существования. Неслучайно дол­гое время философская форма и нефилософские виды право­творчества были неразрывны. Даже позитивистская традиция в разработке и обосновании права, хотя и в весьма своеобраз­ной форме, признаёт ведущую роль философии (позитивной философии) по отношению к правовой деятельности, отводя ей главную методологическую роль во взаимосвязях с частны­ми науками. Конечно, позитивизм в то же время стремится превратить философию в методологическую служанку част­ных наук, в том числе и правовых научных дисциплин. Но та­кие стремления довольно часто завершаются крахом. Можно говорить только о временных успехах позитивистов в данном направлении.


Согласно логике смысла рассудочно-интеллектуальная правовая деятельность рано или поздно преодолевается фило­софией права. Это подтверждается и постструктуралистским и постмодернистским правотворчеством, а не только гегелев­скими и марксистскими временами в области создания и раз­вития правовых норм и правил.

В силу того, что философия выражает в своём развитии как логику всеобщего, так и её проявление в том или ином народе, в той или иной нации, она способна более гибко де­терминировать особенности правотворчества, присущие кон­кретным государствам, направляя в целом становление и эво­люцию права в них.

Философский тип мировоззрения в принципе способ­ствует укреплению в правовых нормах и правилах ориента­ции на целостного, а не на частичного человека. Этот аспект нуждается в специальном осмыслении.

В итоге следует отметить, что автор прекрасно понимает, что в данной статье ставятся только вопрос и проблема ми­ровоззренческой детерминации права, и нужны фундамен­тальные исследования рассматриваемой темы, которые будут ответом на указанный вопрос и решением обозначенной про­блемы.

ипотечного кредита



   

Самое читаемое

Юридическая консультация 24/7

Тел. 8 800 500-27-29 (доб. 677)
Звонок по РФ бесплатный!

Юридические статьи

Адвокатура
Адвокатура и нотариат
Адвокатская деятельность и адвокатура
Авторское право
Антикоррупционное право
Антимонопольное право
Актуальный вопрос
Аграрное право
Арбитражный процесс
Агентство правовой информации «человек и закон»
Бизнес и право
Безопасность и право
Бюджетное право
Гражданский процесс
Гуманитарные права
Гражданское общество
Гражданско-процессуальное право
Государство и политические партии
Договорное право
Дискуссионный клуб
Евразийская интеграция
Евразийская адвокатура
Евразийская безопасность
Евразийская толерантность
Евразийское сравнительное право
Евразийская геополитика и международное право
Европейское право
Корпоративное право
Конституционное и муниципальное право
Криминалистика
Криминология
Криминалистика и оперативно-розыскная деятельность
Конституционное право
Муниципальное право
Миграционное право
Международное экономическое право
Международное экологическое право
Мусульманское право
Мнение нашего эксперта
Международное инвестиционное право
Международная практика
Международное морское право
Международное публичное право
Международное частное право
Право стран СНГ
Право ЕС
Право зарубежных государств
Право Европейского Союза
Право зарубежных государств
Международное гуманитарное право
Национальная безопасность
Общие права человека
Образовательное право
Обычное право
Профессиональная защита
Права детей
Правовая реформа
Психология и право
Проблемы юридического образования
Права человека
Право и образование
Прокурорский надзор
Правоохранительные органы
Право и безопасность
Приглашение к дискуссии
Право народов
Педагогика и право
Право интеллектуальной собственности
Парламентское право
Право и политика
Предпринимательское право
Природоресурсное право
Рецензии
Религия и право
Страницы истории
Слово молодым ученым юристам-международникам
Социология и право
Судебная экспертиза
Судопроизводство
Социальные права
Судоустройство
Сравнительное право
Инновационное право
Информационное право
История государства и права
История права
Избирательное право
Исполнительное производство
Интерэкоправо
Уголовный процесс
Уголовное право и криминология
Уголовно-процессуальное право
Уголовный процесс и криминалистика
Уголовно-исполнительное правоотношение
Уголовно-исполнительное право
Уголовное судопроизводство
Теория прав человека
Теория и история государства и права
Таможенное право
Теория права и государства
Теория
Трибуна молодого ученого
Философия права
Федеративные отношения
Экологическое право
Юридическая наука
Юридические конференции
Юридическая практика
Ювенальная юстиция
Юридическое образование
Юридическая этика
Ювенальное право