О необходимости внесения изменений в статью 264 Уголовного кодекса РФ
![]() |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО Петров А. И. Российская Федерация входит в число стран, для которых характерен высокий уровень автотранспортной аварийности. В отношении участников дорожно-транспортных происшествий (ДТ П), в которых погибли или были ранены люди, в обязательном порядке проводится уголовное расследование. Виновники ДТ П подлежат уголовной ответственности в соответствии со ст. 264 УК РФ . Разнообразие ситуаций последствий ДТП и степени ответственности виновников ДТП сегодня дифференцируется 6 различными уровнями (частями ст. 264 УК РФ ). Все они признаются относящимися к преступлениям средней тяжести по причине неосторожности участников происшествия. Однако данная формулировка является как минимум неполной, не отражающей всех аспектов произошедшего. В статье делается попытка предложить варианты совершенствования ст. 264 УК РФ. Предложения основаны на понимании необходимости учета при вынесении наказания причинности совершения ДТ П – по небрежности или легкомыслию водителя. Кроме того, предлагается преступления по частям 4 и 6 ст. 264 УК РФ считать относящимися к тяжелым. |
На протяжении последних шести лет (2009-2014 гг.) в Российской Федерации ежегодно происходит 199-204 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в отношении которых в обязательном порядке должно проводиться расследование обстоятельств произошедшего. В этих ДТП ежегодно гибнут 26-28 тыс. чел. и около 250-260 тыс. чел. получают травмы различной степени тяжести. В целом Российская Федерация по различным показателям автотранспортной аварийности занимает лишь 50-90-е места в рейтинге аварийно-опасных стран мира. Анализ показывает, что во многом это определяется не только низким уровнем транспортной культуры в нашейстране, но и субъективной оценкой большинства российских водителей тяжести наказания за проступки в сфере дорожной безопасности как сравнительно легкой.
Практика показывает, что применительно к квалификации степени виновности участников ДТП судом достаточно часто применяется формулировка «ДТП совершено по неосторожности», и установленный виновник ДТП зачастую наказывается условно.
Статья 264 УК РФ содержит 6 частей, т.е. 6 составов преступлений. Все деяния, предусмотренные ст. 264 УК РФ, относятся к преступлениям, совершённым по неосторожности. Практически всегда такие преступления признаются преступлениями средней тяжести.
Согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ: «Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы». Все неосторожные деяния относятся либо к категории небольшой тяжести, либо к категории средней тяжести.
Частями 2-6 ст. 264 УК РФ максимальное наказание превышает два года лишения свободы, и все эти деяния относятся к категории неосторожных. Следовательно, преступления, предусмотренные частями 2-6 ст. 264 УК РФ относятся к преступлениям средней тяжести, поскольку являются неосторожными деяниями. К тяжким и особо тяжким преступлениям относятся только умышленные деяния.
Предварительный анализ причин ДТП, получивших в РФ широкий резонанс в 2015 г., таких как ДТП с участием автобусов в Омской области и Красноярском крае в которых погибли соответственно 16 и 11 человек, показал, что причиной ДТП был выезд автобусов на встречную полосу движения и последующее столкновение с грузовыми автомобилями, которое допустили водители автобусов в обоих случаях. Несколько иначе определена причина ДТП с участием автобуса в Тюменской области, в котором погибли 3 человека и получили травмы 22 чел.: «По предварительным данным, водитель решил объехать выбоину на дороге, однако из-за наледи не справился с управлением, вследствие чего автобус опрокинулся». Не вдаваясь в подробности причин определенных действий водителей, повлекших за собой ДТП, попробуем разобраться в том, легкомыслие или небрежность водителей способствовали совершению преступления, выразившегося в неумышленном убийстве людей в результате ДТП. Второй важный вопрос - что, легкомыслие или небрежность водителя должно наказываться в большей степени.
Часть 1 ст. 24 УК РФ признает «виновным в преступлении лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности», а ч. 1 ст. 26 УК РФ классифицирует преступления, совершенные по неосторожности, на деяния, совершенные по легкомыслию или небрежности.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия (или бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (ч. 2 ст. 26 УК РФ).
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (ч. 3 ст. 26 УК РФ).
Небрежность характеризуется двумя признаками: отрицательным и положительным. Отрицательный признак - непредвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий - включает, во-первых, отсутствие осознания общественной опасности совершаемого деяния, а во-вторых, отсутствие предвидения преступных последствий. Положительный признак состоит в том, что виновный должен был и мог проявить необходимую внимательность и предусмотрительность и предвидеть наступление фактически причиненных общественно опасных последствий. Этот признак устанавливается с помощью двух критериев: долженствование означает объективный критерий, а возможность предвидения - субъективный критерий небрежности.
Рассмотрим резонансное ДТП с участием автобуса в Тюменской области (рейс Тюмень - Ханты-Мансийск), произошедшее в ночь на 27 апреля 2015 г., в ходе которого погибли 3 человека и 22 человека получили травмы. Известно, что прямой причиной ДТП было признано то, что водитель не справился с управлением автобусом в процессе объезда выбоины дорожного покрытия. Способствовало этому обледенение дороги. Но главным ли был дорожный фактор в возникновении ДТП?
Допрос свидетелей - пассажиров автобуса, попавшего в ДТП - показал, что водитель, управлявший автобусом, грубо нарушал ПДД, превышая допустимую скорость движения (90 км/ч). Второй водитель автобуса (сменщик) неоднократно рекомендовал водителю-нарушителю снизить скорость, «положить стрелку», на что водитель-нарушитель либо не реагировал, либо пытался отшутиться. По свидетельским показаниям, скорость автобуса в отдельные моменты достигала 120-130 км/ч, многие пассажиры испытывали в связи с поведением водителя тревогу и так же, как и водитель-сменщик, рекомендовали водителю-нарушителю снизить скорость движения автобуса. Около десятка пассажиров даже пристегнулись ремнями безопасности, хотя обычно этого не делают. Все это свидетельствует о том, что поведение водителя являлось общественно опасным и многие это чувствовали и пытались указать ему на это. Очевидно, что дорожный фактор в данном случае не являлся определяющим в возникновении ДТП, а был лишь способствующим этому. Небрежность или легкомыслие проявил водитель автобуса в данной ситуации? На первый взгляд водитель проявил в данной ситуации легкомыслие, т.к. не только обязан был предвидеть опасность своего поведения, но и хотя бы отреагировать на замечания окружающих.
В теории уголовного права преступная небрежность обычно считается менее опасной формой вины, чем преступное легкомыслие. Наверное, это справедливо, т.к. даже незначительный опыт формирует у водителя понимание роста возможности ДТП при повышении скорости. Возможно ли квалифицировать вину водителя-нарушителя в рассматриваемом случае как «нарушение ПДД по небрежности»? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, готовился ли водитель к рейсу информационно, изучал ли паспорт маршрута, в котором должны быть указаны все проблемные места на трассе, получал ли информацию от диспетчера о погодных условиях на трассе маршрута и многие другие дополнительные сведения. В случае, если эти действия, как и положено в практике организации пассажирских перевозок были произведены, то надо полагать, водитель заранее знал о высокой вероятности возникновения проблем в пути. В этом случае, скорее всего, его действия можно квалифицировать как легкомысленность. В противном случае есть возможность, в случае профессиональной работы адвоката, доказать суду небрежность водителя.
В ст. 264 УК РФ не прописываются детально различные варианты уголовного наказания за преступления в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Так, деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ), - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В данной статье ни в малейшей мере не дана градация степени наказания с учетом формы вины - по небрежности или легкомыслию.
Практика показывает, что решение суда по выбору наказания для виновника ДТП не всегда бывает объективным. В этой связи было бы вполне рациональным ввести в ст. 264 УК РФ дифференциацию наказания с учетом доказанной формы вины водителя-правонарушителя (по небрежности или легкомыслию).
Немаловажен еще один аспект учета обстоятельств совершения ДТП - совершение ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Возможно и даже, на взгляд автора, обязательно рассмотрение возможности квалификации вины по ч. 4 и ч. 6 ст. 264 для водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, в виде тяжелых преступлений. Это было бы правомерно не только по форме, но и по содержанию. Любой взрослый человек, особенно допущенный к выполнению потенциально опасной деятельности, понимает, что алкоголь вызывает снижение внимательности и объективности восприятия окружающей действительности, ухудшает координацию и моторику действий, а значит, повышает вероятность возникновения ДТП. Разумеется, управление автомобилем в состоянии опьянения - вполне сознательный выбор человека, который не может не понимать, что вероятность участия в ДТП для него значительно возрастает. В этой связи управление автомобилем в состоянии опьянения и последующее ДТП не должно рассматриваться как нарушение по неосторожности. Это вполне сознательное преступление, сформированное двуэтапно, сначала как пренебрежение нормами общественного поведения, а уже на втором этапе - как нарушение правил дорожного движения (в случае, если это будет доказано следствием).
Резюмируя, отметим следующие основные выводы.
Существует необходимость и принципиальная возможность совершенствования ст. 264 УК РФ.
В ст. 264 УК РФ необходимо в ч. 4 и ч. 6 переквалифицировать преступления водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, с преступлений средней тяжести на тяжелые преступления.
В отношении преступлений по ч. 4 и ч. 6 ст. 264 УК РФ необходимо ужесточить наказание относительно ныне используемых норм права. Это будет способствовать повышению степени ответственности водителей транспортных средств.
< предыдущая | следующая > |
---|