Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Семейное право Исполнение семейных договорных обязательств

Исполнение семейных договорных обязательств

Нормы семейного права, касающиеся договорных отноше­ний, в преобладающем большинстве являются императивными.

В Постановлении ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе до­говора и ее пределах» разъясняется, что императивными являют­ся только те нормы, в которых прямо указано о невозможности установить иные правила в договоре. Однако суд может ограни­чить их императивность в пользу одной из сторон или признать императивной норму, даже если в ней нет прямого запрета до­говариваться об ином. Исходя из того, что СК РФ содержит им­перативные нормы относительно содержания только брачного договора, во всех остальных случаях стороны семейных договоров вправе, исходя из принципа диспозитивности, устанавливать по своему усмотрению условия того или иного договора.

В семейном праве отсутствуют институт обеспечения ис­полнения обязательств и правила исполнения обязательств, вытекающих из семейно-правовых договоров. Пострадавшее лицо может потребовать в судебном порядке лишь исполне­ния самого обязательства. В данном случае возможно приме­нение норм гражданского законодательства на основании ст. 4 СК РФ, а именно положений ст. ст. 309, 310 ГК, когда такое применение не противоречит существу семейных отношений, т.е. принципам, содержащимся в ст. 1 СК РФ.

Семейно-правовой договор

При установлении ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных семейно-правовыми догово­рами, всегда следует учитывать личный характер семейных отношений, не все из которых возможно регулировать право­выми средствами. Значительная часть из них регламентирует­ся нравственными правилами.

Одним из принципов семейно-правовых обязательств, включая договорные, является принцип надлежащего испол­нения, который заключается в том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляе­мыми требованиями. Условия, которые включает в себя над­лежащее исполнение обязательства, определяются сторонами обязательственного правоотношения. Согласно принципу над­лежащего исполнения обязательства, должным исполнением считается не любое действие (воздержание от действия), а только то, которое отвечает этим условиям. Нарушение принципа над­лежащего исполнения обязательства влечет неблагоприятные для нарушителя (обязанного лица) правовые последствия. Так, п. 1 ст. 115 СК РФ содержит указание, что при виновном неиспол­нении или ненадлежащем исполнении алиментного обязатель­ства плательщик алиментов, обязанный уплачивать алименты по решению суда, уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных али­ментов за каждый день просрочки. Подобные меры могут быть предусмотрены и в соглашении об уплате алиментов.

Помимо этого, новые положения ГК РФ, закрепленные в ст. 431.2, позволяют требовать от стороны, предоставившей при заключении договора, а также до или после его заключения не­достоверную информацию, имеющую значение в том числе и для исполнения договора, возмещения другой стороне по ее требованию убытков, а также уплатить договорную неустойку. Сторона, полагавшаяся на подобные сведения, может отказать­ся от договора или требовать признать договор недействитель­ным. Рассмотрим на примере договора о суррогатном материн­стве. Если суррогатная мать скрыла при заключении договора информацию, которая впоследствии оказалась ключевой для рождения ожидаемого ребенка и не позволила суррогатной матери исполнить обязанности в соответствии с договором, то в таком случае полагаем, что заказчики вправе потребовать при­менения последствий, предусмотренных ст. 431.2 ГК РФ. Одна­ко возникают проблемы при решении вопроса о том, будет ли нести ответственность суррогатная мать, отказавшаяся передать ребенка с физическими недостатками заказчикам. Г. В. Богда­нова полагает, что в таком случае супруги-заказчики не вправе воздействовать на нее и привлекать к ответственности за неис­полнение обязательств. Представляется, что применение мер гражданско-правовой ответственности за неисполнение догово­ра о суррогатном материнстве в таких условиях тем не менее возможно при условии, что «сторона, предоставившая недосто­верные заверения, исходила из того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предположения» (абз. 3 п. 1 ст. 431.2 ГК РФ).

Остается нерешенным вопрос о типе убытков. В литера­туре указывается на возможность взыскать за нарушение али­ментных обязательств убытки, включая упущенную выгоду, а также моральный вред. При этом однозначного отношения к этому вопросу не сложилось.

Полагаем, что в отношении возможности взыскания упу­щенной выгоды следует допустить вероятность ее взыскания в случаях, если вред причинен отношениям, которые не связа­ны, не имеют целью извлечение прибыли. Таковыми, в частно­сти, являются алиментные обязательства. В отношении иных договоров считаем возможным согласиться с мнением М. В. Карпова, который указывает на необходимость взыскания упу­щенной выгоды в брачном договоре и соглашении о разделе общего имущества супругов в случае нарушения обязанности передать имущество, т.е. в тех договорах, которые регулируют имущественные отношения. Полагаем, что при нарушении соглашений, связанных с неимущественными отношениями, взыскание упущенной выгоды невозможно.

Брачный договор

Анализируя содержание брачного договора, можно сде­лать вывод о том, что брачный договор не устанавливает осо­бого режима для супругов. По сути, брачный договор изменяет режим имущества супругов. Возникает вопрос о том, как можно не исполнить обязательства по брачному договору. Не отдавать часть имущества, которое в соответствии с договором принад­лежит другому супругу? Полагаем, что в данном случае можно восстановить положение, которое существовало до нарушения, путем истребования данного имущества у недобросовестного супруга. В случае же использования чужого имущества нару­шаются нормы гражданского права, поэтому считаем вполне возможным применять санкции, предусмотренные соответ­ствующими статьями ГК РФ. Иначе говоря, представляется, что в случае распоряжения имуществом, не принадлежащим на самом деле лицу, которое распоряжается этим имуществом, нарушаются не положения брачного договора, а положения гражданского законодательства, регулирующие вопросы соб­ственности в гражданском обороте. Семейно-правовые санкции за нарушение брачного договора в семейном законодательстве не установлены. Следовательно, вопрос, что делать, исходя из норм семейного законодательства, например, если супруги до­говорились, что один из них оплачивает расходы за жилье, но при этом последний отказывается платить, остается открытым. Представляется, что в данном случае обязанное лицо должно будет исполнить обязанность в принудительном порядке и не­сти ответственность не за нарушение условий брачного догово­ра, а за нарушение сроков оплаты за жилье.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 СК РФ супруги, в частности, могут в брачном договоре установить любые положения, касающиеся имущественных отношений. Сами стороны договора могут так­же предусмотреть меры ответственности в случае нарушения режима, установленного договором. Например, в случае невы­полнения обязанным лицом какой-либо договорной обязанно­сти второй супруг, который был вынужден оплатить то, что не оплатило обязанное лицо, вправе требовать возмещения этих расходов, а также возмещения убытков, которые возникли при исполнении этой обязанности необязанным лицом. Например, супруги договорились о разделении бремени семейных расхо­дов таким образом, что один из них оплачивает коммунальные услуги, а другой платит за образование детей. В случае если супруг не оплачивает коммунальные платежи, представляет­ся, что ответчиком по иску о взыскании этих платежей будет являться не лицо, обязанное по брачному договору, а лицо, обязанное в соответствии с положениями жилищного законо­дательства. Брачный договор регулирует имущественные отно­шения между супругами. В данном же случае речь идет о дру­гих правоотношениях, которые возникают в жилищной сфере. Следовательно, супруг, понесший расходы в связи с неиспол­нением недобросовестным супругом обязанностей по оплате коммунальных платежей, вправе взыскать с него эти расходы на основании брачного договора.

Таким образом, следует выделять отношения между су­пругами по брачному договору и отношения супругов с тре­тьими лицами по поводу того же имущества, которые по своей природе не являются семейно-правовыми. В связи с этим пред­ставляется необходимым введение в семейное законодательство положения о том, что в случае неисполнения обязательств, возложенных положениями брачного договора, нарушаются права третьих лиц (например, поставщиков бытовых услуг, го­сударства), они вправе требовать исполнения обязательства не­зависимо от содержания семейно-правового договора от лица, обязанного исполнить обязательство в соответствии с нормами соответствующего отраслевого законодательства.

Следует отметить, что СК РФ не содержит указаний на то, что участники семейно-правовых договоров могут повышать пределы ответственности или устанавливать дополнительные санкции за те правонарушения, ответственность за которые за­коном не предусмотрена. Указывается лишь на возможность требовать признания договора недействительным в случае, если его условия существенно нарушают интересы одной сто­роны либо условия договора ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение.

Еще одним важным принципом исполнения обяза­тельств является принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства. Данный принцип выра­жен в абз. 2 п. 1 ст. 43 СК РФ, согласно которому не допуска­ется односторонний отказ от исполнения брачного договора. Аналогичные положения содержатся и в п. 2 ст. 101 СК РФ, также не допускающем односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов или одностороннее измене­ние его условий. Исключение из общего правила установле­но в ст. 153.2 СК РФ, которая закрепляет возможность отказа от исполнения договора о приемной семье в одностороннем порядке при наличии уважительных причин, в качестве кото­рых могут выступать болезнь, отсутствие взаимопонимания с ребенком, наличие конфликтных отношений между детьми и др. Важно отметить, что подобный отказ от исполнения обяза­тельства, связанного с передачей детей на воспитание в семью, допускается только при наличии уважительных причин. По­этому распространение принципа недопустимости односто­роннего отказа не исключается абсолютно, а только в связи с указанными основаниями.

Новая редакция ст. 310 ГК РФ подтверждает возможность включения в такое соглашение положений об одностороннем отказе от договора. Согласно новой редакции указанной нор­мы право на отказ или изменение договора имеют лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Это положение нашло отражение и в Постановлении ВАС № 16.

Таким образом, некоторые условия исполнения семейно­правовых договоров определяются путем отсылок к нормам гражданского законодательства. Полагаем вполне допусти­мым при исполнении семейных договорных обязательств, применение общих гражданских принципов и собственно се­мейно-правовых принципов, содержащихся в ст. 1 СК РФ.

НОРБЕКОВА Юлия Сайфуллаевна
аспирант Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info