Проблема недобросовестного отношения к выполнению алиментных обязанностей по отношению к детям в последние годы приобрела особую актуальность, поскольку перешла из разряда проблем отдельно взятой семьи и приобрела масштабы общегосударственной. Данные статистики, приведенные Федеральной службой судебных приставов (ФССП России), свидетельствуют о наличии трудностей, связанных с принудительным взысканием алиментов. Согласно официальной статистике, как заметил Уполномоченный по правам ребенка в РФ, от уплаты алиментов уклоняется 800 тыс. граждан, в связи с чем общая сумма задолженности составляет 100 млрд рублей1. Хотя в последние годы прослеживается положительная динамика исполнительской дисциплины должников по алиментным обязательствам, ситуация далека от совершенства. Казалось бы, в последнее время принят ряд документов, способствующих созданию эффективного механизма взыскания алиментов, на законодательном уровне разработана комплексная система принудительного взыскания алиментов с должников, тем не менее значительная часть нуждающихся в алиментах граждан по-прежнему имеет лишь гипотетическую надежду на их получение.
Российское законодательство предусматривает ряд мер, которые могут быть применены к неплательщику алиментов. Цель применения данных мер заключается не только в защите нарушенных прав получателей алиментов, но и в наказании недобросовестных плательщиков, поскольку «за отрицательное деяние должно следовать отрицательное воздаяние».
Существует множество факторов, влияющих на исполнительность должников по алиментам. Как известно, добросовестный плательщик - работающий плательщик. По данным Росстата, при общей численности населения РФ в 146 млн 300 тыс. человек безработных россиян - 3 млн 668 тыс. Это свидетельствует о том, что работоспособное население, по уважительным причинам не получая доход, не может фактически выполнять свои обязательства перед другими лицами, в том числе выплачивать своевременно алименты. Закон, учитывая подобную ситуацию исходя из принципа гуманности, допускает возможность освобождения плательщика от уплаты задолженности по алиментам или уменьшения этой задолженности. Согласно п. 2 ст. 114 Семейного кодекса РФ суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам. В случае если задолженность по алиментам возникла в результате недобросовестных действий, а чаще всего, бездействий плательщика, то действующее российское законодательство предусматривает алгоритм принудительного взыскания алиментов с лиц, добровольно их не выплачивающих.
Алиментная обязанность
Важным аспектом принудительного исполнения требований об алиментных выплатах является реализация в отношении должника комплекса полномочий, предоставленных действующим законодательством ФССП, одной из основных задач которой является повышение гарантий материального обеспечения детей и иных нетрудоспособных категорий лиц при принудительном исполнении требований о взыскании алиментов, а также своевременность и полнота данных выплат обязанными лицами. Федеральный закон от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» предусматривает процедуру обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника, на его имущество, а также его дальнейшую принудительную реализацию. Для получения информации о наличии у должника имущества и доходов судебный пристав- исполнитель должен направить соответствующие запросы. Для того чтобы получить информацию о месте работы должника (о его доходах), судебный пристав направляет запрос в инспекцию Федеральной налоговой службы. Аналогичный запрос отправляется в Пенсионный фонд Российской Федерации. В ГИБДД направляется запрос о том, есть ли у должника автотранспорт; в регистрационную палату - для получения информации о возможных объектах недвижимости, принадлежащих должнику. Кроме того, отправляет запросы в банки для того, чтобы знать, есть ли открытые счета или банковские карты у должника, а также размер денежных средств на них. Таким образом, если известно место нахождения должника и его имущества, то процесс взыскания алиментов несколько упрощается. Но безупречность и эффективность этой работы возможна лишь при скоординированных действиях всех служб, ведомств, организаций, сфера деятельности которых охватывает процесс принудительного взыскания алиментов.
Основной проблемой исполнения судебных решений по-прежнему является невозможность взыскания алиментов в случае отсутствия постоянного или временного заработка у алиментообязанного лица, а также мало-мальски ценного имущества, на которое можно было бы обратить взыскание. Учитывая сложившуюся ситуацию, судебный пристав-исполнитель одновременно с применением мер принудительного исполнения должен направить плательщика алиментов в центр занятости населения для постановки его на учет в качестве безработного или для трудоустройства. В этом случае должнику необходимо предоставлять преимущество перед другими гражданами, поскольку от его трудоустройства зависит дальнейшее благополучие нуждающихся членов его семьи. И российскому законодательству известные аналогичные ситуации. К примеру, ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию), а также лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.
Когда предусмотренные законом меры принудительного исполнения не дают положительного результата, единственным способом воздействовать на должника остается привлечение его к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) за злостное уклонение от уплаты средств на содержание. Причем, к уголовной ответственности можно привлечь должника за злостное уклонение от уплаты средств на содержание только в отношении детей или нетрудоспособных родителей. При этом признак злостности проявляется в том, что виновное лицо умышленно не исполняет предписанных решением суда обязательств по выплате алиментов в течение продолжительного времени после предупреждения судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности при наличии у должника реальной возможности выполнить это обязательство; скрывает свои действительные доходы полностью либо в большей части или скрывает имущество, на которые может быть обращено взыскание; изменяет место жительства, не информируя судебного пристава-исполнителя, вносит недостоверные сведения в анкетные данные; изменяет место работы без уведомления судебного пристава исполнителя; не желает трудоустроиться либо встать на учет в центр занятости населения; представляет ложные сведения о своих доходах и имуществе; продолжает уклоняться от выполнения обязанности выплачивать средства на содержание детей либо нетрудоспособных родителей, несмотря на привлечение к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ), за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8 КоАП РФ), непредставление сведений (ст. 19.7 КоАП РФ), неуплату административного штрафа в срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
При этом достаточность перечисленных признаков деяния, указывающих на злостный характер уклонения от уплаты алиментов, определяется во взаимодействии с дознавателем с учетом сложившейся в регионе судебной практики по уголовным делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Злостное уклонение от уплаты алиментов
Зачастую проблемы принудительного взыскания алиментов объясняются элементарной невозможностью вручения должнику повестки в связи с невозможностью установления его места нахождения, что является основанием для приостановления предварительного следствия (ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Для устранения подобных препятствий судебные приставы-исполнители используют любую возможность получения информации о месте нахождения должника. В последнее время актуальна тема с обращением с запросами судебных приставов-исполнителей к администрации социальных сетей, которая может представить информацию о почтовом ящике, указанном должником в качестве учетной записи, номерах телефонов. Данная информация используется приставом для уведомления должника о возбуждении исполнительного производства и необходимости погашения задолженности. Кроме того, выяснив IP-адрес зарегистрированного должника, пристав имеет возможность направить запрос провайдеру с целью установления местонахождения компьютера, с которого должник посещает данные сайты. В целом это способствует результативности розыска должника.
В 2015 году в российском обществе началась дискуссия о необходимости декриминализации ряда статей УК РФ. Поводом к тому стало послание Федеральному собранию, в котором Президент РФ отметил, что закон должен быть суров к тем, кто совершил тяжкие преступления, но гуманен к тем, кто оступился. Верховным Судом РФ было предложено исключить из УК РФ ряд статей, среди которых значилась и ст. 157. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей высказался против исключения данной нормы из УК РФ, ссылаясь на то, что декриминализация ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов противоречит основным задачам государственной семейной политики, что приведет к увеличению количества лиц, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей в связи со снижением меры ответственности.
Несмотря на то, что ряд депутатов высказались категорически против, тем не менее, Госдума поддержала предложение Верховного суда не считать уголовными некоторые преступления, среди которых значилось и злостное уклонение от уплаты алиментов. На наш взгляд, данный вопрос представляет собой предмет самостоятельной исследовательской работы в силу своей неоднозначности. Тем не менее считаем, что подобные реформы могут отрицательно сказаться на той немалочисленной части населения страны, которая не получая алиментов годами тем не менее рассчитывает на восстановление социальной справедливости, которая, как известно, является целью уголовного наказания. Оправдан ли такой гуманизм в отношении родителей, дети которых в эпоху нанотехнологий нищенствуют? Считаем, что предложение об исключении уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов является неоправданным, преждевременным и несправедливым.
Российское государство предпринимало и ранее попытки разрешить проблему взыскания алиментов. Неоднократно рассматривались различные законопроекты, в частности, «Законопроект Мизулиной» предлагал ввести государственный минимальный стандарт алиментов в размере 25 % от прожиточного уровня ребенка. Однако предложение не нашло поддержки в силу его неэффективности. Члены Правительства РФ предлагали вводить ограничения на покупку-продажу имущества в отношении граждан, имеющих «серьезную» задолженность перед детьми. Самым действенным оказался «законопроект Баталиной», который предусматривал возможность лишения должников права на управление транспортным средством. Как известно, 15 января 2016 года на территории РФ вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусмотрел возможность установления временных ограничений на пользование специальным правом в виде управления транспортными средствами лицами, имеющими неисполненные в установленный срок и без уважительных причин требования по взысканию алиментов..
Однако, самой эффективной, на наш взгляд, мерой воздействия на злостных неплательщиков является узаконенный запрет на выезд должников за границу. В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина РФ на выезд может быть ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом. Постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении передвижения неплательщика при наличии долга от десяти тысяч рублей и выше, направленное в Пограничную службу ФСБ России, фактически лишает его права на свободу передвижения за границу Российской Федерации.
Несмотря на предпринятые попытки совершенствовать действующее законодательство предусмотренные законом меры приносят взыскателю пока в большей степени лишь моральное, а не материальное удовлетворение. Тем не менее нельзя не признать, что государство озабочено сложившейся в этой сфере человеческих отношений ситуацией и прикладывает все усилия для того, чтобы способствовать защите и восстановлению нарушенных семейных прав.
КОЖИНА Юлия Алексеевна
< предыдущая | следующая > |
---|