Новости в международном праве
Защита прав человека невозможна без существования института защиты традиционных семейных ценностей. До сих пор семья является образующей общество категорией. Более того, как ни странно, традиционная семья является наиболее прогрессивным и приемлемым видом союза в обществе. Такой вывод может подвергнуться сомнению в виду набирающих популярность случаев легализации однополых браков, снятия запретов на усыновление детей однополыми родителями и прочих новшеств. Однако данные случаи, на наш взгляд, не составляют тенденцию. Это лишь частные проявления, обусловленные либерализацией социальной политики в отдельных государствах. Причины таких «уступок» со стороны некоторых европейских государств, на наш взгляд, обусловлены экономическими факторами, а именно кризисом финансовой системы. Подобные послабления в социальной сфере должны снять напряженность в отдельных немногочисленных средах и, одновременно, переключить внимание большинства населения на те противоречия, которые возникают в связи с обозначенными выше реформами.
В абсолютном большинстве случаев, повторим еще раз, традиционная семья по-прежнему является не только приемлемым видом человеческого союза, но и прогрессивным способом организации человеческого сообщества. Никакие либеральные реформы не привели, до сих пор, к повальному отказу людей от традиционных устоев семейных отношений, современная семья постепенно видоизменяется, естественным образом трансформируется, прежде всего в связи с развитием производственных отношений внутри общества, а не в угоду воли отдельных реформаторов. Таким образом, реформы, направленные на разрушение традиционной семьи, несостоятельны как способ, так как они противоречат всеобщей тенденции и лишь опрометчиво возводят отдельные маргинальные проявления человеческих отношений в правило.
Однако несостоятельность мер по разрушению традиционной семьи не обозначает, что данные меры безопасны и безвредны. Очевидная сегодня фашизация общества, то есть процесс становления такой власти, идеология которой опирается на репрессивный режим, направленный на подавление как раз таки прогрессивных движений и на уничтожение любой возможности народовластия, может привести к такой ситуации, при которой традиционная семья и нетрадиционные семейственные союзы поменяются местами. В этом случае традиционная семья станет объектом жесточайших гонений и будет нуждаться не только в юридической защите, как сейчас, но и будет объектом гражданской обороны.
Верно, на наш взгляд, оценивает текущую ситуацию доктор юридических наук Л. Б. Смирнов: «Традиционная семья как ячейка общества и государства, по замыслу глобалистов является одним из главных препятствий на пути ликвидации государств и, поэтому, подлежит разрушению в первую очередь».
В этой связи, сегодня международное законодательство должно внимательнейшим образом отнестись к созданию механизмов по защите традиционных семейных ценностей. Чтобы сформировать целый комплекс мер по защите указанного объекта, в первую очередь, следует верно определить текущие обстоятельства, в которых находится институт защиты традиционных семейных ценностей как международно-правовой категории.
В этой связи, сравним наиболее значимые международно-правовые нормы, касающиеся защиты прав человека.
Во «Всеобщей декларации прав человека», на наш взгляд, содержится несколько положений, которые напрямую касаются защиты традиционной семьи, однако формулировка данных положений напрямую этого не отражает.
Так, ст. 12 декларации содержит положение о защите личной и семейной жизни человека. Очевидно, что под неприкосновенностью «семейной жизни» понимается именно традиционная семья, по крайней мере, не имеется в виду нечто прямо противоположное.
Далее, в ст. 16 декларации напрямую вводится категория «мужчин и женщин», имеющих право основать семью, при этом резюмируется согласие сторон на вступление в брак, гарантируется недопущение дискриминации. Подчеркивается, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Для нас категория «естественности и основной ячейки общества» - семьи является наиболее значимой.
Кроме того, ст. 28 декларации, подводя итог всему нормативному акту, устанавливает право человека на «социальный и международный порядок», гарантирующий права и свободы, изложенные в декларации.
Таким образом, какой бы «международный порядок» не был образован, каждый имеет право быть его частью или право быть свободным от него.
Теперь обратимся к «Африканской Хартии Прав Человека и Народов», в которой раздел 1 части 1 Хартии полностью посвящен правам человека и народов.
Хартия содержит несколько норм, косвенно оговаривающих права человека, затрагивающих семейные правоотношения, так, например, ст. 8 Хартии предусматривает «свободу совести» и «свободного отправления религиозных обрядов». Таким образом, религиозные нормы, чтобы они не предполагали, не могут влиять на образ жизни человека и не могут быть основанием для воздействия на институты общества. Однако конкретных способов защиты семьи данное положение не содержит.
Иные положения содержит ст. 18 Хартии, где семья, как и в анализируемой выше Декларации, «является ячейкой и основой общества». Однако далее, в п. 2 Хартии следуют более конкретные положения, которые содержат следующее: «Обязанностью государства является оказание помощи семье, которая является хранителем морали и традиционных ценностей, признанных обществом». Полагаем, что комментарии данного пункта статьи излишни - очевидно, что Хартия содержит норму, напрямую направленную на защиту именно «традиционных ценностей», что является, безусловно, позитивным качеством всего международно-правового источника.
Продолжая наше исследование, обратимся к «Всеобщей исламской декларации прав человека». Данная декларация, имеет положения, которые косвенно касаются института семьи, так, ст. 10, 12, и 13 затрагивают интересы «меньшинств», содержат права на свободу вероисповедания и религии. Так же, как и в случае анализа «Африканской хартии прав человека и народов», мы можем сделать вывод о наличии определенной степени свободы человека от религиозных норм, что естественно может распространяться и на некоторые аспекты семейных правоотношений, опять же косвенно.
Напрямую затрагивают семейные правоотношения положения ст. 19 Декларации «Право на создание семьи и связанные с этим вопросы». Процитируем некоторые положения статьи: «а) Каждый имеет право на брак, создание семьи и воспитание детей в соответствии со своей религией, традициями и культурой» - данный пункт гарантирует защиту семьи в соответствии с религией членов семьи. Очевидно, что все официальные религии предполагают обязательность традиционных ценностей. Таким образом, защищая религиозный брак, декларация защищает и традиционную семью. «в) Каждый мужчина, состоящий в браке, обязан содержать жену и детей в соответствии со своими средствами» - категории брака определены прямо: мужчина, жена и дети. Таким образом, вопрос об однополых браках снимается, тот же вывод вытекает из следующего положения: «з) В рамках семьи мужчина и женщина должны обладать правом делить между собой обязанности и ответственность в соответствии с полом, способностями, природными возможностями и долгом». Далее, положения ст. 20 декларации «Права замужней женщины» неоднократно подтверждают, что исламские страны рассматривают в качестве жены исключительно женщину, а в качестве мужа исключительно мужчину.
Таким образом, исследуемая Декларация, основанная на положениях исламской религии, естественным образом является гарантом сохранения традиционных семейных ценностей для исламских стран.
Аналогичный вывод можно сделать, анализируя «Каирскую декларацию о правах человека в исламе». Ст. 5 Декларации закрепляет положения, которые напрямую обеспечивают защиту традиционной семьи: «а) Семья является основой общества и зарождается в результате брака. Мужчины и женщины имеют право сочетаться браком и никакие ограничения по признаку расы, цвета кожи или национальности не могут препятствовать воспользоваться им этим правом». Вновь категория: «мужчины» и «женщины» становится единственно возможной для создания брачных правоотношений.
Ранее мы неоднократно анализировали международные акты, касающиеся защиты прав человека и относящиеся к европейским странам. В данной работе мы приводим для сравнения только «Всеобщую декларацию прав человека» как наиболее показательный международно-правовой акт. В этой связи, мы можем сделать вывод о том, что международное право озабочено интересами семьи, но конкретно защитой традиционных семейных ценностей обеспокоены, в основном, страны наиболее традиционного общественного устройства. Нормы международного права, распространяющиеся на европейские страны, не содержат конкретных положений, касающихся защиты традиционных семейных отношений. Данные нормы обеспечивают гарантии сохранения традиционной семьи лишь косвенно.
В начале работы мы обозначили перспективы развития общества, способные привести к серьезным угрозам сохранения традиционной семьи. Только выработка единой, здравой, проработанной международной концепции по вопросу места традиционной семьи в современном обществе и ее защиты, способна противостоять возрастающей угрозе ее маргинализации. Международное законодательство, в данной части, нуждается в реформировании. Поиск конкретных путей такого реформирования должен стать задачей последующих исследований.
КОЛЕСНИКОВ Алексей Юрьевич
аспирант кафедры конституционного и международного права Белгородского национального исследовательского государственного университета
Источник Русское Агентство Новостей
следующая > |
---|