Пришла весна. На «островке демократии» это время года, воспетое поэтами, неизменно ассоциируется с сезонными протестными обострениями у политически активного населения.
А нынешние руководители страны, пришедшие к власти 7 апреля 2010 года на волне митингов, своей, мягко скажем, недальновидной политикой сами расширяют оппозиционерам границы для маневров.
В оппозицию девушка провожала бойца
Накануне в южной столице Кыргызстана прошел первый за два года после апрельских событий масштабный митинг оппозиции. Ош для слета оппонентов властей выбран неслучайно. Ядро новых оппозиционных сил - южная политическая элита. А это, по мнению экспертов, указывает на прямое разделение государства на север и юг и обнажает глубоко, казалось бы, запрятанные региональные противоречия.
Рулят страной представители севера, и весьма неоднозначного президента Алмазбека Атамбаева не спасает от «фи» южных политиков даже спикер парламента южанин Асилбек Жээнбеков, весьма влиятельная персона на малой родине в Кара-Кульджинском районе Ошской области. «Жээнбеков прежде всего социал-демократ и преданный Атамбаеву человек. Именно с его приходом глава государства получил так называемый карманный парламент, где СДПК исправно исполняет роль бакиевского «Ак Жола», - заметил политолог Марат Казакпаев.
Вместе с тем в том же Жогорку Кенеше, казалось бы, полностью прирученном главой государства, превосходство сохраняется за представителями юга. Выпихнутая на обочину после переформатирования парламентской коалиции фракция «Ата-Журт» представлена южными политиками - людьми отнюдь не бедными и с обостренными политическими амбициями. А так называемый южный фронт олицетворяют как раз таки «Ата-Журт» и «Бутун Кыргызстан» (а лидеры этих двух партий набрали на президентских выборах на двоих около трети голосов избирателей).
Аналитики полагают: если Алмазбек Атамбаев намерен управлять страной в течение 6 лет, отмеренных Конституцией, ему придется договариваться с Ахматбеком Келдибековым, Камчыбеком Ташиевым и Адаханом Мадумаровым. «Юг неподконтролен центру. У Атамбаева там нет авторитета. А эти политики пользуются популярностью и в случае грамотно проведенных переговоров с «правильным», по их мнению, трудоустройством, могут обеспечить Атамбаеву лояльность в регионе», - говорит спикер четвертого созыва парламента Зайнидин Курманов.
Скучно, девушки
Другое дело (и эксперты отмечают этот момент), что у оппозиционеров нет альтернативных решений накопившихся в государстве проблем. Есть только жгучее желание попасть в верхний эшелон, отхватить кусок пожирнее и удержать министерский портфель. На этом фоне «несогласные» создали очередное движение «За справедливость!». Ничего не напоминает? Правильно. Это уже было. Было и движение, и призывы, и обещания светлого завтра, и потом... мечты сбылись: вчерашние оппозиционеры поделили должности и кабинеты на 7 этаже «Белого дома», а страна замерла в ожидании третьей революции.
Как водится, «вожди» апрельской революции не могут в противовес обрушившейся на них критике представить четкую программу действий и обрисовать картину будущего. В этой связи надо отдать должное оппозиционерам: убедить большинство несведущих в экономике кыргызстанцев в правильности своих постулатов и полной бессмыслице проектов противной стороны у них получается намного лучше и эффективнее, чем у «белодомовских» обитателей.
«Мы наблюдаем непродуманные шаги и необоснованные заявления, пытаемся говорить с партнерами с позиции силы, не понимая, что Кыргызстан не является и не будет центром глобализации. Не из Бишкека исходят основные тренды мировой политики и экономики, а из Вашингтона, Брюсселя, Токио и Москвы. Естественно, что необдуманными высказываниями президента в плане внешней политики воспользуются оппозиционеры. Атамбаеву ничего не остается, как пугать население тем, что если к власти сейчас придут его оппоненты, страна погрузится в пучину клановых междоусобиц, националистических разборок и экономического коллапса. В состоянии последнего, кстати, республика успешно пребывает чуть ли не с момента обретения независимости», - считает Зайнидин Курманов.
Отсюда один вывод: у руля находятся неопытные политики, опирающиеся на народные массы с ярко выраженным криминальным сознанием. Свидетельство тому - погромы и поджоги после «мирного митинга» в апреле 2010 года. «Между тем основные вопросы остаются. Это развал энергетического комплекса, нерешенные водные проблемы, которые мешают интеграции в Центральной Азии, и невероятный поток мигрантов. Все это вместе взятое создает благодатную почву для рождения и развития политической оппозиции. Но суть в том, что в Кыргызстане именно политической оппозиции в том виде, в каком она должна быть, нет. Есть властная оппозиционная группа. Это политики, которые просто рвутся к управлению», - пояснил Сергей Масаулов, президент Центра перспективных исследований в Кыргызстане.
На посошок
Так быть ли третьей революции в Кыргызстане? Эксперты склоняются к мнению, что в ближайшее время произойдет перестановка в оппозиционных и провластных кругах и к оппонентам с юга примкнут недовольные политикой северяне. В роли «первых ласточек» аналитики называют изгнанных из социалистической партии «Ата Мекен» депутатов Омурбека Абдырахманова и Равшана Жээнбекова. Их, напомним, исключили из фракции за несогласие с генеральной линией ее лидера Омурбека Текебаева. Однако потрясения, подобные 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010-го, этой весной вряд ли будут.
В ожидании возможного пополнения оппозиционно настроенные политики сеют зерна митинговщины, надеясь весной собрать богатый урожай народного «фи» и с криком «Все кетсин!» ринуться на площадь. Сейчас же можно предаться сладостным мечтам, примерить на себя различные должности и улыбнуться в предвкушении очередной волны беспокойств и приобретенного внеочередного звания «народный мститель».