Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Право зарубежных государств Права женщин в исламском праве

Права женщин в исламском праве



Острые дискуссии вызывает правовое положение женщин в мусульманских государствах, где  одни исследователи характеризуют такое положение как ущемленное, угнетенное, другие утверждают обратное: ислам – это религия жизни,  и женщины имеют в исламском праве гораздо больше прав, чем в западном обществе.

Проблему правового положения женщин-мусульманок следует рассматривать как составную часть проблемы правового положения женщин в целом. В настоящее время в рамках ООН и других международных организаций принят и действует комплекс международно-правовых актов, защищающих права и свободы женщин: Всеобщая декларация о правах человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др.

Сложность решения проблемы правового положения женщин в исламском праве предопределяется множеством сакральных, социальных, культурных и юридических проблем. В последнем случае особое значение приобретает проблема соотношения норм международного права и исламского права, кроме прочего, в отношении особенностей их  правоприменения.

Международное право носит исключительно светский и концессуальный характер, в то время как исламское право в своей основе имеет нормы сакральные, и по своей природе не может претерпевать существенных изменений. Кроме того, как отмечает профессор Жданов, в историческом плане исламское международное право отличается от христианского тем, что если последнее регулировало отношения между христианскими государствами, то исламское преимущественно устанавливало нормы отношений между мусульманами и немусульманами.

Всеобщая исламская декларация прав человека, документ Исламского совета для Европы (неправительственная организация, пользующаяся авторитетом в движении исламской солидарности), провозглашает часть основных прав человека: на жизнь; на свободу; на равенство и недопущение дискриминации; на справедливость; на личную жизнь;  на свободу совести, мысли и слова; право убежища и др.

Этот и другие, близкие по своей правовой природе акты, посвященные защите прав человека, не являются источниками исламского права в строгом смысле этого слова. Их соблюдение не является священным долгом каждого мусульманина. Кроме прочего, в нормах этих актов, в отличие от норм исламского права, не содержится санкций за их нарушение. Можно предположить, что в системе исламского права они представляют собой некий аналог soft law англосаксонской правовой семьи. 

Исключительно важен тот факт, что на протяжении достаточно длительного периода в развитии государств, исповедующих ислам, именно религиозные правила поведения, а не светские законы государств определяли общественное устройство в мусульманском мире. В ряде таких государств эта тенденция сохраняется в значительной степени и сегодня.

Ущемленное, ограниченное в европейском понимании положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах всегда являлось традиционной отличительной чертой исламской концепции прав человека. Так, например, женщина-мусульманка не рассматривалась как свободная, независимая личность, в том смысле, как ее понимают в современном западном мире: женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина...

Но и в Европе такое равенство возникло не просто. Феминизм – общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола, боровшихся за признание прав женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к ХVIII в. Позже М.Уолстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта.  Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности.

В женском движении принято выделять два основных этапа. Первый – с середины ХIХ в. до 1960-х гг. Женщины боролись за равенство полов, за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый суфражизм). В 20-х годах ХХ века избирательные права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов ХIХ в. феминизм возобновился под новым лозунгом – равенство в различии. Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. Эпицентром женского возрождения стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став женским освободительным движением (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное и социалистическое. Либеральный феминизм ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархальной системы с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогенного типа (т. е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Среди известных представительниц этого течения Мэри Эстелл, Мэри Уоллстонкрафт, Гарриет Тэйлор Милль, Кэтрин Маколей, Олимпия де Гуж.

Радикальный феминизм (К.МакКиннон, С.Браунмиллер) борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархальных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья. Говоря о феминизме в такой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста.

Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального феминизма, неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т. д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой – давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т. п.

Социалистический феминизм (А.Дэвис) рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею женской революции против «мужского шовинизма».

Были ещё и другие течения: психоаналитический феминизм, лесбийский сепаратизм, антирасистский феминизм (А.Дэвис), постмодернистский феминизм, анархофеминизм и др. 

Сам факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся по этой проблематике.  Десятилетие 1975–1985 гг. было объявлено ООН «десятилетием женщин».

Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Развитие этого направления мысли сформировало западную, в частности европейскую, концепцию понимания прав женщин. Однако для мусульманских обществ такая система, как мы увидим, неприемлема, так как не совместима с исламской моралью и не соответствует системе организации мусульманского общества, распределению гендерных ролей и т. д.

В исламском праве статус женщин отражает их личное положение внутри более крупных социальных структур. Традиционные исламские общества были преимущественно общинными и племенными, позволяя индивидууму принимать назначенную роль с небольшим выбором возможностей и допуская принятие только тех дополнительных прав, которые требуют взятия на себя еще большего количества обязанностей.

Сегодня большинство мусульманских стран в сфере семейного права применяет модифицированные нормы Шариата, отличающиеся от государства к государству. По масштабу применения норм исламского права и степени их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляют правовые системы, где исламское право продолжает применяться максимально широко(Саудовская Аравия, Иран). Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов). Так, Саудовская Аравия применяет самый строгий вариант, позволяя мужу иметь максимально четырех жен и нести за них юридическую ответственность.

Вторую группу составляют правовые системы (Ливия, Пакистан, Судан), где действие исламского права не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно. Здесь исламское право продолжает регулировать отношения «личного статуса».

К третьей группе можно отнести правовые системы таких стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное право закрепляет особые положения ислама и исламского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а исламское право – источник законодательства.

В четвертую группу входят Тунис, Турция и отчасти Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов исламского права. Так, семейный кодекс Йемена в 1974 году, по существу, наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.  А в Тунисе и Турции законодательно запретили полигамию, приняв законы о личном статусе, позволяющие женщинам иметь большее количество прав, чем признается в Шариате.

Согласно исламской концепции общественного устройства надлежащая роль женщины состоит в замужестве и воспитании детей. И хотя женщинам не запрещено открыто появляться в общественных местах, им не рекомендуется общаться с мужчинами, которые не приходятся ей родственниками. В Коране, в суре Сонмы это закреплено так: «Не будет проступка, если они будут (без завесы) перед их отцами, их сыновьями, их братьями, сыновьями их братьев, сыновьями их сестер, своими женщинами и невольниками, которыми овладели их десницы. Остерегайтесь (гнева) Бога, ведь Бог – Свидетель всякой вещи».  Контакты же с другими мужчинами не рекомендуются из-за возможности недозволенного уединения, которое традиционно считалось представляющим такую же опасность для общины, как и вероотступничество.

Как и в случае с западным общим правом до XIX столетия, жены в соответствии с исламским правом обязаны подчиняться и служить своим мужьям, обустраивать дом, заботиться о детях. И Коран дарует мужу право воспитывать непослушную жену, пока она не начнет повиноваться ему.  С другой стороны, муж обязан обеспечивать жену до тех пор, пока она выполняет свои обязательства.

Хотя они и являются равными в метафизическом смысле, но в терминах юридической власти мужчины на ступень выше женщин, и власть мужа включает физические ограничения женщины, не допускающие ее ухода из дома.  Это не индивидуалистическая концепция, как обычно воспринимают ее на Западе, а аспект отношений внутри мусульманской общины. Обязанность вести моральный образ жизни во имя чести семьи лежит на всех членах клана, вне зависимости от пола, а не только на женщинах. Однако поведение женщин в арабском клане лежит в основе понятия чести рода, за поведение жен отвечают их мужья, а по Шариату все родственники-мужчины имеют как обязанности, так и власть исправлять поведение любой родственницы женского пола, если речь идет о чести всего рода.

В некоторых общинах эта обязанность распространяется на всю умму. В Саудовской Аравии, например, аль-мутавиин (религиозная полиция или полиция нравов) вправе арестовывать женщин без сопровождения и предъявлять им обвинения в проституции,  однако такая строгость нравов является скорее исключением. Наиболее радикальной политикой в отношении кланового поведения в мусульманском мире является политика Талибана. Большинство мусульман из других стран предпочитают более гибкие юридические порядки ханафитского, шафиитского или маликийского толков, и даже в Саудовской Аравии многие женщины достигают высочайшего уровня образования, работая учителями и профессионально реализуя себя.

Права незамужней женщины в исламском праве очень ограничены по сравнению не только со статусом мужчины, но и замужней женщины. Так, незамужняя женщина могла быть выдана замуж иногда без ее согласия посредством заключения договора о браке с ее представителем.

Часто отмечается, что брак в исламе традиционно является скорее договорным, чем сакральным.  Брачный договор составляется не просто между мужем и женой, а между двумя более крупными социальными образованиями, которые организовали этот брак. Традиционно это означает соединение двух расширенных семей, и даже сегодня муж и жена очень часто являются двоюродными или троюродными братьями и сестрами, чей брак был предусмотрен годами ранее, иногда даже при рождении.

Исследования в Багдаде и других арабских городах за последние два десятилетия выявили, что почти половина всех браков заключается между двоюродными или троюродными братьями и сестрами.  Коран одобряет древнюю семитскую практику браков дальних родственников. Если брак был организован до того, как женщина обрела правоспособность, то брак приводится в исполнение через обязательное попечительство. Если брак был организован после того, как женщина обрела правоспособность, то в этом случае он называется рекомендованное попечительство, и необходимо ее согласие, которое, скорее всего, будет получено. Только в том случае, если брак был контрактован кем-либо другим, кроме ее отца или дедушки по отцовской линии, то по достижению совершеннолетия у женщины есть право отказаться от брака согласно  условию права выбора по достижению совершеннолетия.

Права женщины как матери существенно шире по своему объему по сравнению с правами женщины незамужней. Однако больший объем прав женщины-матери обусловлен, прежде всего, интересами ее детей и мужа. Так, например, исламское право при решении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок в случае расторжения брака, исходит из следующего. Правом воспитания ребенка наделяются мать, ее родственники, а в случае, когда родственники матери отсутствуют, – отец, родственники отца. Однако это преимущество матери, родственников по материнской линии предоставляется только на определенный период – до того времени, когда ребенок сможет самостоятельно удовлетворять свои минимальные необходимые ежедневные потребности. Впоследствии ребенок подпадает под отцовскую власть.

Исламское право позволяет мусульманскому мужчине брать в жены до четырех жен одновременно, скорее ограничивая, чем расширяя предшествующий обычай, хотя мало кто из мусульманских мужчин женится больше чем на одной женщине. Коран требует выполнения нескольких условий, установленных обычаем: жены не могут приходиться друг другу родными сестрами, а также состоять в родственных связях. В случае развода или смерти мужа женщина не может вновь выйти замуж, пока не пройдет период, по меньшей мере, в три месяца, однако этот срок варьируется в зависимости от местных обычаев. Коран рекомендует мужчине не брать более одной жены, если он не может относиться к ним подобающим образом, то есть быть справедливым к женщине.

Исламская традиция, требующая от женщин укрывать свою внешность в обществе мужчин, не являющихся родственниками, преимущественно проистекает из Сунны и из арабского обычая.  Коран требует только, чтобы женщина была скромна. Публично нигде не закреплено, что она должна абсолютно полностью покрывать себя или носить паранджу. Тем не менее, эти две практики – полигамия и ношение паранджи – являются традиционными во многих мусульманских странах.

Ношение паранджи отражает исламскую моральную установку по навязыванию половой сегрегации в обществе, при которой женщины выполняют домашний труд, а мужчины проявляют себя на общественном поприще, таким образом, что женщины являются хранительницами чести более крупных социальных образований, никогда не общаясь с мужчинами, не являющимися родственниками. Паранджа позволяет мусульманским женщинам появляться в общественных местах, не вызывая осуждения в обществе, где есть мужчины, не являющиеся родственниками, следовательно, это является необходимым правом мусульманских женщин. 

Не состоящие в браке мусульманские мужчины и женщины, если их обнаружат вместе, будут подвержены наказанию в соответствии с указанной в Коране санкцией – 100 публичных ударов плетью, если четыре человека засвидетельствуют, что он или она занимались блудом, прелюбодеянием. Если один из них женат, то он или она несут еще более суровое наказание по Сунне – публичное избиение камнями,  которое является явным нарушением международной конвенции против пыток.

Теоретически ответственность за преступление одинакова и для мужчин, и для женщин,  и оба пола должны всегда вести себя скромно. Но если четыре свидетеля преступления отсутствуют, в этом случае мужчина может быть наказан, только если он сам добровольно сознается в содеянном. Что касается женщины, то для нее достаточным доказательством вины является беременность. Женщины также являются субъектами для дополнительных ограничений: Коран повелевает мусульманам пожизненно заключать в тюрьму непристойных женщин, в то время как на мужчин такое правило не распространяется.  Более того, мусульманским мужчинам позволяется иметь контакты с девушками-рабынями и теми женщинами, «кем владеют ваши праведные десницы», что может включать служанок.

Учитывая принятые Шариатом принципы разделения полов и различные стандарты в понимании ответственности и обязательств в зависимости от половой принадлежности, мусульманские мужчины несут ответственность в том случае, если они имеют сексуальный контакт со свободной мусульманской женщиной, в то время как свободная мусульманская женщина ответственна за свои сексуальные контакты со всеми, кроме ее мусульманского мужа, что означает: разведенная или незамужняя несет ответственность за сексуальный контакт с любым мужчиной.

Исламское право также не включает в отдельную формальную категорию изнасилование и не подразумевает никакого конкретного наказания для мужчины, который имеет сексуальную связь с дозволенной женщиной без ее согласия. Он не несет ответственности за родившегося в результате такой связи ребенка, если только не вмешивается действующее право. Изнасилование считается преступлением не против женщины, а против семьи или общины женщины. 

Коран не поощряет применение силы против слабых и беспомощных, что предположительно включает женщин.  Шариат позволяет некоторую степень личной автономии, однако эта автономия рассматривается в интересах более крупного образования – общины, и она относится к таким понятиям, как честь, стыд и репутация.

Закон Корана о Возмездии требует, чтобы семья женщины (точнее, родственники мужского пола внутри пяти мужских линий) отомстили или потребовали кровных денег вместо возмездия. «…Убийца может возместить ущерб родственникам убитого согласно обычаю».

Древнее арабское общее право требует обязательного исполнения возмездия. Даже если убийца приговорен к смерти и казнен согласно действующему закону страны, арабский обычай – воплощенный в Коране и Сунне – требует, чтобы родственники жертвы по мужской линии исполнили кровную месть над членом общины убийцы. Следовательно, вмешательство государства и судов не берется в учет, если родственники жертвы не осуществили наказание родственников убийцы лично.

Мусульманские мужчины могут развестись с женой односторонне: мужчина трижды произносит слово талак.  Это слово, произнесенное в третий раз, приводит к юридически обязательному разводу.

Что касается женщин, то по Шариату у них нет такого же, как у мужчин, права на развод, но они могут получить аннуляцию брака по любым из многочисленных причин. Например, если муж не содержит ее, или в случае физической несостоятельности мужа, а также его стерильности или импотенции, в случае если муж ее покинул, вероотступничества, а также иногда – жестокости или чрезмерного усердия в воспитании.  Если жена выступает с инициативой развода, она может потерять права на часть своего приданого. 

Эти правила варьируются в соответствии с местными ритуалами и обычаями. Одно из новшеств Корана заключается в том, что он признает и одобряет юридическую способность замужних женщин на право владения отдельной от мужа собственностью, давно укоренившуюся в исламском праве, которую Запад принял только в прошлом веке. В Шариате не говорится о совместной собственности, но после развода мусульманская женщина оставляет за собой право владеть своей отдельной собственностью, включая дома, вступить в законные права владения всего своего приданого и в некоторых случаях получать деньги на содержание от мужа.  Мужчина оставляет за собой свой дом и всю свою собственность.

Теоретически бывшая жена является опекуном детей до достижения ими возраста семи лет для мальчиков и девяти (или половой зрелости) для девочек (точный возраст отличается в зависимости от обычаев). После этого права опекунства переходят к бывшему мужу, который несет ответственность за их поддержку.

Ответственность за содержание бывшей жены быстро переходит от мужа к ее кровным родственникам мужского пола, которые именно по этой причине обычно быстро стараются поощрить супругов к примирению и предотвратить развод. У мусульманской женщины есть еще третий вариант во время развода: составление гражданского договора с ее мужем. Этот тип договора обычно приводит к тому, что бывшая жена получает постоянное опекунство над детьми, но при этом теряет часть своего приданого.

В рамках юридических процедур, включая брачные контракты и петиции на развод, свидетельство женщины стоит половины от ценности свидетельства мужчины.

Помимо этого женщины имеют те же самые права, что и мужчины по обращению в суд Шариата, и женщинам не обязательно быть представленными в суде родственником мужского пола, хотя только мусульмане-мужчины могут работать в суде Шариата в качестве судей.

Шариат не поощряет использование адвокатов. Известны случаи, когда защитники подвергались аресту после того, как их клиент был осужден, так как только виновный человек может защищать виновного.

Поскольку обвиняемый может нанять родственников для своей защиты, этот аспект специально отражается в Шариате: за недостойное поведение отдельного члена общины несет ответственность вся община. Это еще раз подчеркивает разницу между правами человека на Западе и исламским законом, который не признает права на юридическое представительство или присяжных.

Согласно исламу обязанность по содержанию семьи возлагается исключительно на мужа. Это правило основывается на следующем аяте: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества».

В соответствии с исламским правом изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность. Такое изменение касается и женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа и не имеет права без разрешения мужа работать и менять место жительства. Мужчина наделен правом запретить жене работать, но обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где Шариат допускает применение женского труда.

Исламскому миру свойственно неукоснительное выполнение всех мусульманских обычаев и традиций, следование предписаниям Корана, Сунны, Иджмы и других источников исламского права, которые в основном регламентировали отношения между членами мусульманского общества в частной сфере, в быту. Публичная сфера правоотношений практически не регламентирована исламским правом. Это объясняет широкое неравноправное положение мусульманских женщин и его сохранение до сих пор.

Особому правовому статусу женщин-мусульманок способствовали религиозные положения, которые не запрещали, но и не поощряли право женщин участвовать в общественно-политической жизни мусульманского общества и государства и устанавливали различный статус мужчин и женщин в семейно-брачных правоотношениях.

Замужняя женщина-мусульманка без разрешения своего мужа, а незамужняя женщина-мусульманка без разрешения своего отца или близкого родственника не может участвовать в публичной сфере. Так, например, Х.Баш отмечал: «Женщина в исламе обладает правом на такой труд, который соответствует ее достоинству... Она может выполнять работу, которая не уронит ни ее величия, ни чести».  Под величием и честью женщины-мусульманки здесь следует понимать скромность, служение дому и семье, покорность мужу.  То есть женщина-мусульманка может не самостоятельно осуществлять право на выбор, она зависит от воли указанных лиц и не может ослушаться.

В современном мире в исламских странах идет борьба между сторонниками утилитаризма и европейского права, с одной стороны, и общего права Шариата, которое остается предпочтительным для значительной части населения – с другой. Это приводит к постоянно повторяющимся столкновениям культур и юридических систем, особенно в отношении женщин.

В 1999 году двенадцать из тридцати шести штатов Нигерии, разделенных на мусульманский север и немусульманский юг, приняли исламский правопорядок в качестве основного. По меньшей мере, две женщины были обвинены в прелюбодеянии и приговорены к смерти через избиение камнями.  Оба приговора были отменены после вмешательства международных групп по защите прав человека. 

Приговор второй женщине, Амине Лаваль, был отменен только потому, что возник вопрос относительно юридической подлинности ее признания и недостаточного количества судей, заседавших в нижнем суде, а вовсе не потому, что ее адвокат использовал в качестве доказательства преступления факт беременности и было нарушение исламского принципа равенства полов перед законом.

Доводы защиты о том, что смерть через избиение камнями нарушает Конституцию Нигерии, не были приняты, так же как не было принято то, что подобное наказание нарушает международную конвенцию против пыток, участником которой является Нигерия. Однако мисс Лаваль может опять предстать перед судом, поскольку в Шариате нет запрета на то, чтобы судить обвиняемого дважды за одно и то же содеянное преступление.

Логично было бы предположить, что на самом деле приговор мисс Лаваль не мог быть исполнен, потому что в Нигерии федеральный закон, который не наказывает за прелюбодеяние,  имеет верховенство над любым региональным законом. Однако проблема заключается в том, что Шариат не заполняет лакуны – он конкурирует и вытесняет, ввиду того, что авторитет его источников не может быть подвергнут мусульманами сомнению в отличие от источников международного права. 

Принятие исламского права как основного правопорядка привело к отмене Конкурса Мисс Мира в Нигерии в 2002 году в соответствии с фетвой, запрещающей подобные конкурсы. Несмотря на светскую конституцию Нигерии, были вынесены еще десятки смертных приговоров через избиение камнями.

Существует мнение, что исламская религия в настоящее время способна регулировать духовно-культурную жизнь мусульманских государств, оказывать влияние на формирование личности, но не может и не должна определять политическую жизнь этих стран, отношения в публичной сфере, а также выступать гарантом прав, свобод и интересов мусульманских женщин.

Это под силу праву, светским законам. Иначе говоря, правовое положение мусульманских женщин должно совершенствоваться посредством правотворческой деятельности государства, а не благодаря усилиям ислама.

Однако в некоторых случаях такой подход может быть опасен. Например, под давлением международных групп по правам человека в 1979 году в Пакистане были приняты нормативно-правовые акты, рассматривающие изнасилование как преступление, совершенное против самой женщины. Но вместе с тем были сохранены описанные в Коране наказания за блуд и прелюбодеяние.

Сложилась ситуация, когда для женщины-обвинителя, которая не смогла найти четырех мужчин-мусульман, которые засвидетельствовали бы изнасилование, сам факт того, что она выступает с обвинением, означает признание блуда с ее стороны. Тем самым она подлежит наказанию из 100 ударов плетьми, или избиению камнями, или, по крайней мере, второстепенному наказанию, которое может состоять в тюремном заключении на срок до 10 лет, 30 публичных ударах плетьми и штрафе.

Подобные истории происходили и в более стабильных и развитых мусульманских обществах, включая Египет, Иорданию, Сомали, Турцию, а также среди мусульманских иммигрантских общин, проживающих на Западе.  Иммигранты-мусульмане, проживающие на Западе, часто продолжают пользоваться законами Шариата для урегулирования отношений между собой, игнорируя суды стран своего проживания.

В то же время во многих мусульманских странах (Афганистан, Иран, Индонезия, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Тунис и др.) действуют международно-правовые акты, посвященные правам человека, в том числе правам женщины-мусульманки. Как мы уже упоминали, Исламский совет Европы в сентябре 1981 г. провозгласил Всеобщую исламскую декларацию прав человека. Важными для исламского мира являются также Каирская декларация по правам человека в исламе, Этический кодекс Исламской Конференции, Исламский информационный кодекс этики 1991 г. и Дакарская декларация 1991 г. В сентябре 1990 г. на XIX совещании министров иностранных дел стран – членов Организации Исламская конференция в Каире была принята. Однако, по оценке С.В.Полениной, ст. 24 Декларации («Все права и свободы, закрепленные в настоящем документе, ограничены нормами исламского шариата») и ст. 25 о том, что «исламский шариат является единственным источником для толкования любой из статей настоящей Декларации» не позволяют говорить об изменении личного статуса мусульманских женщин в сторону свободы и гендерного равенства.  Именно поэтому роль исламского права в формировании жизненного уклада, принципов, культуры мусульманских стран нельзя недооценивать.

Следовательно, даже формальное закрепление общепринятых прав женщины в международных нормативно-правовых актах мало что может сделать для того, чтобы изменить глубоко укоренившееся общее право Шариата, которое говорит о чести и приоритете родства среди мусульман. Что касается женщин, то это продолжает означать сохранение девственности для незамужней, скромность для замужней женщины, соответствующее исламское одеяние и строгое выполнение требований разделения полов.

Права женщин в исламском праве являются наиболее очевидным примером глубокого конфликта между западным учением о правах человека и исламским правом, которое его органически не приемлет. Это обусловлено особенностями мировоззрений обеих сторон. Разрешение этих противоречий является одной из самых актуальных социальных, философских и юридических задач настоящего времени.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (41) 2011



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info