![]() |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО Савчишкина О.Г. Статья посвящена особенностям антинаркотической политики зарубежных стран. Автор приходит к выводу, что в настоящее время политику государств в отношении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ условно можно разделить на три вида: либеральная (проводится в Голландии, Дании, Швейцарии и др. странах, где разрешено потребление и торговля наркотиками), репрессивная (характеризуется применением жестких санкций в отношении лиц, употребляющих наркотики, к ним следует относить такие страны, как Сингапур, Китай, Иран) и сдерживающая (за употребление наркотиков не применяют уголовное наказание, а стараются оказывать помощь больным наркоманией, одновременно оборот наркотиков запрещается и строго контролируется, данная модель представлена в Швеции, США, России). |
Распространение наркотических средств и психотропных веществ признается в настоящее время одной из серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны, генофонду народов, в ней проживающих. Наркомания и наркопреступность не имеют границ, они разрушают общество, стимулируют рост преступности, поражают людей независимо от социального положения, пола, религии и расы.
Международный опыт различных моделей антинаркотической политики включает правовые аспекты, общественные инициативы, государственную деятельность, теоретико-научные разработки, социальные, финансовые, информационно-управленческие технологии, знание которых дает возможность оценить их результативность.
В настоящее время политику государств в отношении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ условно можно разделить на три вида: репрессивная, сдерживающая и либеральная.
Репрессивная политика характеризуется применением жестких санкций в отношении лиц, употребляющих наркотики. Она характерна для ряда восточных государств: Ирана, Ирака, Пакистана, Сингапура, где за употребление наркотиков применяют наказание в виде лишения свободы, а за торговлю ими, другие виды незаконного оборота применяют смертную казнь. Такие суровые меры, в опровержение тезиса о том, что ужесточение санкций не способствует снижению преступности, все-таки приносят свои очевидные положительные результаты. В этих государствах уровень употребления наркотиков чрезвычайно низкий.
При проведении «сдерживающей» политики государства за употребление наркотиков не применяют уголовное наказание, а стараются оказывать помощь больным наркоманией, одновременно оборот наркотиков запрещается и строго контролируется. Важнейшим элементом такой политики является активная профилактическая работа. Данная модель больше представлена в Швеции, Германии, США, России. За употребление наркотиков в России предусмотрена административная ответственность (например, ст. 6.9 КоАП), а не уголовная, и профилактической работе уделяется значительное внимание, хотя еще совершенно недостаточное.
Путь наркотика от изготовителя до потребителя проходит иногда по территории ряда государств, вовлекая одновременно людей различных национальностей из разных стран мира. Россия в силу особого геополитического и географического положения весьма привлекательна для торговцев наркотиками. С распадом Союза ССР Россия оказалась связующим звеном между Европой и Азией, через ее территорию потекли мощные потоки наркотиков. Данному обстоятельству, в частности, способствовало то, что транзитные дороги на внутреннем рынке сформировались давно. Поставки наркотиков со времен существования СССР осуществлялись из закавказских республик: Азербайджана, Армении, Грузии.
Лидером среди названных бывших союзных республик является Азербайджан, на долю которого приходится две трети всех переправляемых наркотиков. Более половины ядовитого зелья поступает из Украины, Молдавии, которые специализируются на опийной группе. Из стран Балтии доставляется до 70 % кокаина, ЛСД, ряд барбитуратов и галлюциногенов.
Основной наркопоток опия-сырца и героина из Афганистана следует через территорию Узбекистана, Казахстана, Таджикистана в Россию и в страны Балтии, а оттуда транзитом в Западную и Восточную Европу.
Так, например, граждане Таджикистана целенаправленно распространяют афганский героин по разным регионам
России. В южных областях Казахстана, богатых натуральной сырьевой базой каннабисной группы растений, значительное число местных жителей так или иначе втянуто в криминальный оборот наркотиков. Особенность его в том, что он представляет собой своеобразный семейный наркобизнес, основанный на исторически сложившемся традиционном отношении к наркотикам.
В последнее время Россия стала притягательной для международной наркомафии еще и потому, что она превратилась в огромный рынок сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Поставка наркотиков осуществляется из ближнего и дальнего зарубежья. По мнению специалистов, ближнее зарубежье составляют четыре группы стран:
1) восточная - Средняя Азия и Казахстан; эта группа представляет 54,4 % контрабандных наркотиков;
2) южная - Азербайджан, Армения, Грузия, на долю которых приходится 15,5 % контрабандных наркотиков: из этих государств ввозятся опий, гашиш, марихуана;
3) юго-западная и западная - Украина, Молдавия, Белоруссия, из которых ввозится в основном маковая соломка;
4) северо-западная - Латвия, Литва, Эстония, из которых ввозятся в основном кокаин, барбитураты, транквилизаторы, ЛСД, галлюциногены.
На долю Узбекистана приходится 17,1 % всех ввозимых наркотиков, Украины - 16,8 %, Таджикистана - 13,6 %, Казахстана - 12,7 %, Азербайджана - 11,2 %.
В 2009 г. три страны ЕврАзЭС - Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Этим международным договором названные государства приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС), в соответствии с которым территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. С 1 июля 2011 г. на внутренних границах этих трех стран снят контроль за перемещением товаров, с 2 января 2015 г. к Таможенному союзу присоединилась Армения, а с 24 июля 2015 г. - Киргизия.
Отсутствие эффективного пограничного и таможенного контроля на участках таможенной границы России с государствами - участниками Таможенного союза делает Россию привлекательной для практически свободного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через ее границы.
Либеральная политика проводится в Голландии, Дании, Швейцарии, Нидерландах, где разрешено потребление и торговля наркотиками. В Голландии и Дании, в частности, разрешено иметь при себе небольшое количество препаратов (только конопли) для «личного потребления». В Дании один из районов Копенгагена, где «концентрируются» любители наркотического зелья, имеет самую дурную славу, и многие в интересах личной безопасности предпочитают обходить этот район стороной. За пределами этого района контроль над наркотиками намного строже и уровень преступности, как следствие, также ниже.
В Голландии в Амстердаме наркотики купить легче, чем в других европейских столицах. Голландия известна как страна «наркотуризма», и опять же, как следствие, уровень преступности в приграничных с ней областях намного выше, чем в других районах. При этом Голландия не представляет отчеты «группе
Помпиду» - международной организации, отслеживающей эпидемическую ситуацию, связанную с наркотиками. Тем не менее под давлением стран - соседей по ЕЭС Голландия в начале 90-х гг. прошлого века несколько ужесточила законы о наркотиках.
В 60-х гг. в Швеции в отдельных городах в качестве пилотного эксперимента официально разрешили выдачу по рецептам психостимуляторов, полагая, что эта мера облегчит жизнь наркоманам, поскольку они смогут получать наркотики по предписанию врача, вместо того чтобы добывать их преступным путем. Однако наркоманы тут же стали перепродавать выданные им препараты, вовлекая в свои ряды новых людей. В Стокгольме за один год число наркоманов увеличилось вдвое. Эта политика не оправдала себя и была остановлена.
Другим вопросом, вызывающим противоположные точки зрения и обоснования, является функционирование инъекционных кабинетов - помещений, где наркозависимые могут вводить наркотики в гигиенических условиях. Подобные кабинеты функционируют в пяти странах: Испании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Норвегии.
Сторонники данных мер подчеркивают «терапевтическое значение» существования инъекционных кабинетов. Практической стороной подобного подхода является уменьшение рисков для здоровья потребителей наркотических средств. В качестве аргумента против данной меры хотелось бы привести следующие данные. Исследованием 1999 г. в Амстердаме изучалась популяция из 582 ВИЧ-отрицательных наркоманов, участвовавших в программе снижения вреда, которая включала в себя выдачу больших доз метадона, обмен игл, консультации и проверки на ВИЧ. Исследование показало, что потребление метадона и обмен игл не сократили распространение ВИЧ.
Таким образом, как показывает опыт зарубежных стран, наиболее жесткие меры проводимой антинаркотической политики приносят и наиболее ощутимые положительные результаты. Очевидно и то, что решение данной проблемы невозможно только силовыми карательными методами. Необходим комплекс мер как государственного, так и общественного воздействия с использованием межведомственных связей органов исполнительной власти и правоохранительных структур в сфере профилактики наркопреступности.