Обеспечение баланса интересов авторов и иных правообладателей при создании и использовании аудиовизуального произведения
![]() |
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Ромашин Э.С. В статье анализируются проблемы, связанные с поиском баланса интересов авторов и иных правообладателей, участвующих в создании аудиовизуального произведения. Автором предлагаются и обосновываются изменения существующего законодательного регулирования вопросов перехода исключительного права. |
Профессор И. А. Близнец выделяет три основные цели, достижению которых должно способствовать современное право интеллектуальной собственности: Сохранение культурного наследия, содействие максимально широкому распространению культурных ценностей в обществе и создание условий, способствующих появлению новых результатов творческой деятельности». Указанные цели требуют достижения разумного компромисса между интересами всех участников складывающихся правоотношений, прежде всего между интересами правообладателей и пользователей.
Вместе с тем достижение отвечающего современным требованиям компромисса необходимо также при решении вопросов правового регулирования отношений между различными категориями правообладателей, в числе которых могут быть выделены, с одной стороны, авторы как субъекты творческой деятельности и их наследники, и с другой стороны, правообладатели, не являющиеся авторами результатов интеллектуальной деятельности, правами на которые они распоряжаются.
Неразрывная связь, существующая между произведением и личностью автора, в результате творческой деятельности которого возникает произведение, отмечалась уже в первых законодательных актах, посвященных вопросам авторского права. Так, в преамбуле к закону штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. говорилось о том, что «нет иной собственности, принадлежащей человеку в большей мере, чем та, что является результатом его умственного труда». Авторское право было охарактеризовано как «наиболее священная, самая личная собственность из всех видов собственности» в докладе депутата Ле Шапелье, с которым он выступал при принятии в 1791 г. декретов об охране авторских прав Учредительным собранием Франции.
Однако распространение в современном мире сложных, комплексных результатов интеллектуальной деятельности, для создания которых требуется, как правило, привлечение значительного числа авторов, вынуждает законодателей искать компромиссные варианты правового регулирования, учитывающие интересы участников таких творческих коллективов и лиц, организующих их работу.
В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ признается, что автору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, однако исключительное право может переходить к правопреемникам автора по договору или на основании установленных законодательством презумпций при наличии трудовых правоотношений (ст. 1295 ГК РФ), участии в создании сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ), создании результатов творческой деятельности по заказу (ст. 1296 ГК РФ) и по иным основаниям. Однако не все из предусматриваемых законодательством презумпций и ограничений представляются в полной мере оправданными.
Аудиовизуальное произведение представляет собой сложный объект, включающий в себя множество результатов интеллектуальной деятельности, совместно используемых в составе аудиовизуального произведения в качестве единого комплекса. В то же время отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в аудиовизуальное произведение, как правило, могут использоваться самостоятельно, например, на основании сценария может быть выпущена книга или серия комиксов, музыка может использоваться отдельно от аудиовизуального произведения любыми известными способами и т.д.
Как свидетельствует зарубежный опыт, приобретение исключительного права в полном объеме в отношении любых возможных способов использования включаемых в фильм произведений, как правило, практикуется только в исключительных случаях. Исключения составляли в основном наиболее крупные киностудии США, способные обеспечить широкое продвижение производных произведений и персонажей, лицензирование выпуска сопутствующих товаров.
Исключение ситуации, в которой отдельные авторы могли бы заблокировать использование аудиовизуального произведения, может быть достигнуто за счет минимального ограничения прав авторов, состоящего в исключении возможности для автора или иного правообладателя, предоставившего согласие на использование результата творческой деятельности для создания аудиовизуального произведения, запрещать в дальнейшем его использование в составе аудиовизуального произведения.
Данный подход в наибольшей степени будет соответствовать положениям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, подпунктом (b) п. 2 ст. 14bis которой предусматривается, что авторы кинематографического произведения, обязавшиеся внести вклад в его создание, не вправе возражать против основных видов его использования. Данная презумпция является опровержимой, то есть подлежит применению только при отсутствии соглашений с авторами об ином, и предусматривается только в отношении авторов, признаваемых авторами аудиовизуального произведения.
Последнее обстоятельство, как представляется, во многом обусловлено спецификой создания аудиовизуальных произведений в прошлом, когда к работе над ними привлекался ограниченный круг авторов, многие из которых являлись работниками киностудий.
В настоящее время аудиовизуальные произведения могут создаваться с использованием значительно большего числа результатов творческой деятельности и распределением работы между различными привлекаемыми компаниями, специализирующимися на отдельных составляющих творческого процесса, в том числе дизайн-студиями, разработчиками компьютерных спецэффектов и др., в связи с чем резко возрастает риск ошибок при оформлении договорных отношений. Для исключения упомянутых выше ситуаций, в которых один или несколько авторов могут препятствовать использованию аудиовизуального произведения, в работе над которым они согласились участвовать или для создания которого они разрешали в той или иной форме использовать созданное ими произведение, необходимо распространить принцип недопустимости запрета использования аудиовизуального произведения со стороны авторов, произведения которых использовались с их согласия, независимо от оформления такого согласия и полноты определения условий использования.
При этом представляется важным отказаться от приравнивания положений о недопустимости запрета использования результата творческой деятельности к случаю предоставления простой (неисключительной) лицензии на использование такого результата. Само по себе отсутствие запрета препятствует только изъятию из доступного для членов общества культурного пространства аудиовизуального произведения, являющегося комплексным результатом объединения творческих усилий значительного числа авторов. Вопрос об условиях лицензии на использование соответствующего произведения, в том числе о размере выплачиваемого вознаграждения, должен решаться сторонами самостоятельно, а при недостижении согласия может рассматриваться судом по аналогии с положениями ст. 1295 ГК РФ об определении размера вознаграждения автору служебного произведения. Автор, предоставивший в той или иной форме согласие на использование его результата творческой деятельности в составе аудиовизуального произведения, не должен необоснованным образом лишаться права на получение вознаграждения за такое использование.
В случае закрепления предлагаемого подхода права авторов, участвующих в создании аудиовизуального произведения или предоставляющих свои ранее созданные произведения для использования при создании нового аудиовизуального произведения, будут ограничены правом на предъявление требования о выплате согласованного или определяемого судом вознаграждения без права предъявления требования о запрете использования аудиовизуального произведения.
Предложенный подход не исключает возможности применения презумпций перехода исключительного права от автора к другому лицу (работодателю, заказчику), предусмотренных ст. 1295 ГК РФ в отношении служебных произведений и ст. 1296 ГК РФ в отношении произведений, созданных по заказу. Обе указанные презумпции являются оспоримыми и вытекают непосредственно из особенностей отношений, возникающих между автором и работодателем или, соответственно, между автором и заказчиком.
Важным представляется также обеспечить разграничение права на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения и права на использование результатов интеллектуальной деятельности, вошедших в состав аудиовизуального произведения, отдельно от использования такого аудиовизуального произведения в целом. Оптимальный подход, как представляется, мог бы основываться на следующих базовых положениях диспозитивного характера, применяемых при отсутствии соглашения сторон об ином:
1) авторы и иные правообладатели произведений, вошедших в состав аудиовизуального произведения, созданных как при его создании, так независимо от создания аудиовизуального произведения, сохраняют исключительное право каждый на созданное им произведение и могут использовать такое произведение и разрешать его использование другим лицам отдельно от аудиовизуального произведения по собственному усмотрению, если договором с изготовителем аудиовизуального произведения (продюсером) не предусмотрено иное;
2) авторы и правообладатели произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение с их согласия, в том числе как произведений, созданных для включения в аудиовизуальное произведение, так и любых иных включенных в него произведений, не вправе запрещать использование их произведений в составе аудиовизуального произведения (при использовании аудиовизуального произведения), если иное не установлено договором с изготовителем аудиовизуального произведения (продюсером).
Подтверждением необходимости применения предлагаемого подхода может служить то, что права на аудиовизуальное произведение и права на использованные в них произведения, даже возникающие одновременно и принадлежащие одному лицу - изготовителю аудиовизуального произведения, в соответствии с широко распространенной практикой рассматриваются отдельно друг от друга, что хорошо иллюстрируется примерами, связанными со сроками охраны произведений. Так, несмотря на общий законодательно установленный срок охраны аудиовизуального произведения, в отношении вошедших в него литературных, музыкальных и иных произведений будут применяться сроки охраны, установленные для таких произведений.