![]() |
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Пестова О. Ю. Заключенные как особой слой общества всегда находились под пристальным вниманием власти и общественности не только в России, но и за рубежом. Особое внимание уделяется обеспечению прав осужденных: праву на охрану здоровья и оказание качественной и своевременной медицинской помощи в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. |
Впервые правила и нормы обращения с заключенными были разработаны Международной уголовной и пенитенциарной комиссией, а в последующем нашли свое одобрение в Лиге Наций. В 1989 г. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными были зафиксированы ООН и стали обязательны к исполнению.
Россия, ратифицировав Венское соглашение 1989 г., автоматически взяла на себя обязанность по гуманному отношению к лицам, находящимся под стражей и в заключении. Хотя все нормы и носят рекомендательный характер, но в резолюциях ООН и Совета Европы предусмотрен контроль за исполнением и реализацией международных стандартов для того, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий авторитет и политический статус.
Проблема оказания медицинской помощи за рубежом, в сравнении с Россией, не настолько остра, и об этом свидетельствуют различные факты: материально-техническое состояние тюрем, географический фактор, финансирование, сама система исполнения наказания и т.д.
Анализ международно-правовых актов (Основные принципы ООН, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские пенитенциарные правила и другое) говорит о том, что соблюдение Россией указанных норм позволит реализовать Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также приблизиться не только формально, но и реально к стандартам международного права, направленным на гуманизацию отечественного пенитенциарного законодательства в области оказания медицинской помощи заключенным.
На рубеже XIX-XX вв. в некоторых странах Европы и США под влиянием гуманистических и демократических идей особым объектом обсуждения и внимания стали заключенные, как одна из наименее защищенных групп населения. Пенитенциарные учреждения и содержащиеся в них осужденные становятся предметом специальной заботы во всем мире. Обеспечением прав осужденных начинает заниматься Организация Объединенных Наций (далее - ООН), которая возглавила международные усилия по содействию работам в этой области в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Всеобщие правила и нормы обращения с заключенными впервые были разработаны Международной уголовной и пенитенциарной комиссией, а затем одобрены Лигой Наций.
25 мая 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН (резолюция 1984/47) одобрил порядок эффективного применения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и рекомендовал государствам-членам принять его к сведению для использования Правил, а также при подготовке периодических докладов ООН об их выполнении. Несмотря на то, что в преамбуле Минимальных правил было записано, что они носят рекомендательный характер, уже в итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. было зафиксировано их обязательство - соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Конечно же, Россия (ранее СССР) стремилась к реализации международных стандартов обращения с заключенными. Так, в 1989 г. СССР выходит на международный уровень и подписывает Венское соглашение, на основании которого берет на себя обязательство обеспечивать гуманное обращение со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, с уважением достоинства, присущего человеческой личности, а также соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. Аналогичное положение содержалось в подписанном СССР документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.
Многие международно-правовые обязательства по реализации стандартов при исполнении уголовных наказаний взяла на себя Россия. Ведь основной вектор развития уголовно-исполнительного законодательства России лежит в сфере международного права, в котором в первую очередь предпочтение отдается развитию гуманитарных ценностей и правовых начал. Все это приводит к тому, что возникает приоритет международного права над внутригосударственным3. Но все эти нормы, по своей сути, сводились к тому, что принимался факт наличия международных пенитенциарных эталонов и лишь в определенной степени приводился в соответствие механизм правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний, то есть обязанности их соблюдения не было.
Все изменилось в отечественном законодательстве после принятия Федерального закона от 03 апреля 2008 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которому уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права. Все это отражает постулат ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в которой закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации в ее правовой системе.
Конечно же, акты международных правительственных организаций носят рекомендательный характер. Не имея обязательного законного статуса в международном праве, они широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактическое существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными. Вместе с тем в резолюциях, как ООН, так и Совета Европы, предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов для того, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий авторитет и политический статус. Если Россия присоединяется к какому-либо международному документу, определяющему стандарты обращения с осужденными, принимает обязательства по его исполнению или тем более ратифицирует его, то необходимо последовательно претворять его в жизнь.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. В последнее время в России большое внимание уделяется правовому регулированию охраны здоровья граждан и связанных с ним правоотношений.
В связи с этим проблема оказания медицинской помощи осужденным в пенитенциарной системе зарубежных стран не стоит настолько остро, как в России. Этому предшествует большое количество факторов, таких как материальное положение тюрем, состояние самой медицины за границей, а также организация самого уголовно-исполнительного процесса и многое другое.
Но все-таки данный вопрос беспокоит мировую общественность: здоровье и оказание медицинской помощи осужденным являются предметом обсуждения многих конференций, форумов, как на уровне ООН, так и на уровне Совета Европы.
В большинстве международных стандартов по исполнению уголовных наказаний устанавливаются правила, согласно которым заключенные должны получать медицинскую помощь в том же объеме, что и все граждане страны, также медицинская помощь должна быть бесплатной, осуществляться квалифицированными специалистами и соответствовать тому уровню, как если бы человек находился на свободе. Таким образом, основной целью медицинского исследования заключенных является и индивидуальный подход к оказанию медицинской помощи и защита здоровья других лиц.
Основополагающим документом, в котором закреплены правила получения медицинской помощи заключенным, являются Основные принципы ООН по обращению с заключенными, где в принципе 9 сказано, что заключенные имеют право получать медицинскую помощь без дискриминации. Кроме того, принцип 24 подчеркивает, что задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется возможность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место задержания или заключения; впоследствии ему предоставляется медицинское обслуживание и лечение всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Обслуживание и лечение предоставляются бесплатно.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (правило 22(1)) сказано: «Все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квалифицированного работника, имеющего познания в области психиатрии. Медицинское обслуживание следует организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения». При этом всех заболевших заключенных, которым требуется специальное медицинское лечение, необходимо перевести в специализированные медицинские учреждения или гражданские больницы (правило 22 (2)).
Тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом. В правиле 22 (3) говорится, что «каждый заключенный должен иметь возможность прибегать к услугам квалифицированного зубного врача».
Каждого заключенного следует подвергать медицинскому осмотру при его принятии и затем по мере надобности, с тем чтобы устанавливать, не болен ли он физически или умственно, принимать необходимые меры; изолировать заключенных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью; выявить физические или умственные недостатки, могущие воспрепятствовать их перевоспитанию, и определить, какова их физическая способность к труду (правило 24).
О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто жалуется на болезнь, а также всех тех, на кого было обращено его особое внимание (ст. 25.1).
Странам - членам Совета Европы наряду с этим документом рекомендовано также руководствоваться Европейскими пенитенциарными правилами (далее - ЕПП) 2006 г. Они содержат дополнительные требования по сравнению с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.
Так, в ЕПП охране здоровья заключенных посвящена вся 3 часть, которая состоит из медицинского обслуживания, организации медицинского обслуживания в пенитенциарных заведениях, медицинского и санитарного персонала, обязанностей врача, медицинского ухода, психического здоровья и прочих вопросов.
Пункт 39 ЕПП закрепляет, что администрация пенитенциарных учреждений обеспечивает охрану здоровья всех заключенных этих учреждений. Данное правило является новым и основывается, в первую очередь, на ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которая устанавливает «право каждого на наивысший возможный уровень физического и психического здоровья». Считается, что заключенные имеют дополнительные гарантии, вытекающие из их статуса. Когда государство лишает людей свободы, оно берет на себя ответственность об их здоровье, учитывая, как условия их содержания, так индивидуальное лечение, которое может им понадобиться. Тюремная администрация несет ответственность не только за предоставление эффективного доступа заключенных к медицинскому обслуживанию, но также за создание условий, обеспечивающих благополучие как заключенных, так и тюремного персонала. Заключенные не должны покидать пенитенциарные учреждения в худшем состояние, чем они были до заключения. Особенно это касается вопросов здравоохранения.
Стоит еще обратить внимание на значимые пункты Европейских пенитенциарных правил:
- медицинские службы пенитенциарных учреждений выявляют и лечат физические и психические заболевания или дефекты, которыми могут страдать заключенные (п. 40.4.);
- заключенному оказываются все необходимые медицинские, хирургические и психиатрические услуги, в том числе, имеющиеся в общественных учреждениях (п. 40.5.);
- каждое пенитенциарное заведение должно иметь не менее одного имеющего соответствующую квалификацию врача общей медицинской практики (п. 41.1.);
- услуги квалифицированных дантистов и окулистов должны быть доступны каждому заключенному (п. 41.5);
- п. 42 посвящен обязанностям врача: указывается на то, что работа медицинского специалиста начинается с момента поступления соответствующего лица в пенитенциарное учреждение. Кроме того, существует ряд причин, по которым заключенные должны проходить медицинское обследование сразу по прибытии в пенитенциарное учреждение:
• дать возможность медицинскому персоналу определить состояние здоровья и обеспечить надлежащее лечение;
• обеспечить соответствующую поддержку тем, кто, возможно, страдает от последствий употребления наркотиков;
• помочь выявить любые следы насилия, которое могло быть совершено до помещения в пенитенциарное учреждение, и
• дать возможность квалифицированному персоналу оценить психическое состояние заключенного и обеспечить соответствующую поддержку тем, кто склонен к самонанесению физических повреждений;
- врач заботится о физическом и психическом здоровье заключенных и осматривает, в условиях и с частотой, соответствующих стандартам здравоохранения в обществе, всех больных заключенных, всех, кто обратился с недомоганием или травмой, или любого заключенного, на которого специально обращено внимание (п. 43.1.). Данное правило означает, что отдельные заключенные имеют право на постоянный конфиденциальный доступ к соответствующим медицинским консультациям, которые, по меньшей мере, должны быть равноценными и предоставляться как в гражданском обществе. Условия оказания таких консультаций предусматривают следующее: если позволяет такая возможность - это должно быть отдельное специально оборудованное смотровое помещение, одновременное осуществление консультаций для нескольких заключенных, а также в присутствии нескольких заключенных - не допускается, во время осмотра заключенные должны быть без наручников, а также не допускается какого-либо физического отгораживания от врача;
- правило 46 посвящено медицинскому уходу: тюремная администрация обязана обеспечить, чтобы в пенитенциарных учреждениях существовала возможность для специализированных консультаций и амбулаторного лечения. Таким образом, необходимо установить тесную связь между тюрьмами и медицинскими учреждениями гражданского общества;
- медицинская служба пенитенциарного учреждения обеспечивает психиатрическое лечение всех заключенных, нуждающихся в таком лечении, и уделяет особое внимание предотвращению суицидов (п. 47.2.);
- заключенные не должны подвергаться никаким экспериментам без их согласия (п. 48.1.).
Перечисленные правила предусматривают прямую обязанность медицинских работников выявлять и лечить заболевания у заключенных в соответствии с национальными стандартами, с использованием всех известных эффективных средств. Несмотря на то, что нормы этих международных документов имеют рекомендательный характер, на наш взгляд, все это является прямым ориентиром любого демократического государства. В связи с этим все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, должны получать уровень медицинского обслуживания такой, как его получают люди во всем обществе, тем самым мы сохраним саму суть фундаментального права на здоровье как физическое, так и психическое.
Таким образом, лишение свободы должно осуществляться на условиях, обеспечивающих достойное уважение к человеку, а также условия содержания должны обеспечивать нахождение заключенного в благоприятной моральной атмосфере.
Стоит отметить, что в Европейских пенитенциарных правилах особый упор делается на понятии человеческого достоинства, стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении современных методов управления. Еще в редакции от 1987 г. отмечается: «Эти основополагающие принципы воплощают в себе понятия гуманности, уважения человеческого достоинства, социальной ориентированности и эффективности управления, являющиеся предопределяющими для четкого и эффективного функционирования современных пенитенциарных систем».
Таким образом, оказание медицинской помощи осужденным рассматривается во всех международных актах как атрибут исполнения уголовных наказаний.
В России отражение заданных стандартов в практической деятельности в отношении больных осужденных зачастую не находит своих результатов.
Так, ряд авторов считают, что основной причиной такого положения дел в России является:
- во-первых, профессиональная изоляция специалистов медицинской службы пенитенциарной системы от системы общественного здравоохранения;
- во-вторых, географический фактор - большинство исправительных колоний находится вне областных центров и крупных городов, что обусловливает отсутствие благ цивилизации, и, соответственно, малую привлекательность работы в пенитенциарных учреждениях;
- в-третьих, развитие первичной медицинской помощи, отвечающей потребностям осужденных, так как она ориентирована на оказание неотложной помощи при остро протекающих заболеваниях и патологических состояниях;
- в-четвертых, приближение объема финансирования медицинской помощи уголовно-исполнительной системы к показателям общественного здравоохранения;
- и, в-пятых, отсутствие должного контроля качества медицинской помощи, так как по своей сути он представлен лишь ведомственным, а со стороны общества, Росздравнадзо- ра, он, как правило, осуществляется по жалобам заключенных.
Л. В. Комарова в своем исследовании считает, что основных причин три:
- отсталость материально-технической базы большинства больниц и медицинских частей мест лишения свободы;
- недостаточный уровень санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в исправительных учреждениях;
- неудовлетворительное состояние противотуберкулезной помощи в исправительных учреждениях.
В. П. Тепляшин считает, что реализацию международных стандартов осложняют такие обстоятельства, как:
- недостаток ресурсного обеспечения и финансирования;
- рост преступности, закономерно сопровождающийся усилением карательных притязаний общества и увеличением числа заключенных;
- относительное падание престижа профессиональной уголовно-исполнительной деятельности и соответственно снижение качества организованной и воспитательной работы;
- содержание заключенных в основном в колониях, где степень социальной изоляции ниже, нежели в тюрьме. В результате разница между «свободой» и «несвободой» не так значительна, как при тюремном заключении, что снижает исправительный эффект наказания;
- особенности территории и климатических условий России, многонациональный состав ее населения.
В совокупности все эти несоответствия международноправовым стандартам ведут к тому, что пенитенциарная медицина России находится в крайне тяжелом состоянии.
Таким образом, для дальнейшего совершенствования медико-санитарного обеспечения уголовно-исполнительной системы России необходимо:
- пересмотреть структуру медицинской службы, ее материально-техническое оснащение и финансовое обеспечение;
- стандартизировать медицинскую помощь;
- включить учреждения медицинской службы уголовноисполнительной системы в систему обязательного медицинского страхования;
- укрепить взаимосвязи здравоохранения пенитенциарной системы и системы общественного здравоохранения;
- создать реабилитационные центры для освобождающихся из мест лишения свободы.
Только совокупность указанных мероприятий, а также реализация поставленных задач, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, позволит российской пенитенциарной системе приблизиться не только формально, но и реально к стандартам международного права, направленным на гуманизацию отечественного пенитенциарного законодательства в области оказания медицинской помощи заключенным.