Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Авторское право Момент перехода к наследнику прав на наследуемые акции

Момент перехода к наследнику прав на наследуемые акции

В процессе внесения в реестр акционеров приходной за­писи по счету депо (или лицевому счету) приобретателя в отношении унаследованных акций наследники часто встреча­ется с проблемами, которые носят не только технический ха­рактер (связаны с процедурами и порядком оформления), но и правовой. К таковым, в частности, можно отнести правовую коллизию в вопросе момента перехода к наследнику права на акции.

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство призна­ется принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. При этом временем открытия наследства по общему правилу п. 1 ст. 1114 ГК РФ является момент смерти гражданина.

Учитывая вышесказанное уместно сделать вывод, что право собственности на акции возникает у наследника в день смерти наследодателя. Такая позиция в настоящий момент ак­тивно поддерживается цивилистами и судебной практикой.

Например, в Определении Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 01.10.2013 № ВАС-13519/13 по делу № А79-11330/2012 Коллегия судей установила следующее. Так вот, адвокат по наследственным делам реализует свои полномочия, оказывая юридические услуги в форме устных и письменных консультаций. Если наследник обратился за помощью к юристу для сопровождения оформления наследства, эту услугу окажет адвокат после получения доверенности.

«...Общество «Электроприбор» начислило дивиденды на принадлежащие Александровой И. Г. акции за 2009, 2010 и 2012 годы. Фактически выплата этих дивидендов не была осу­ществлена.

Являясь наследниками Александровой И. Г., в том числе в отношении принадлежавших ей обыкновенных именных ак­ций общества «Электроприбор», истцы обратились к эмитен­ту с требованием о выплате дивидендов.

Принимая решение об удовлетворении иска, суды обо­снованно исходили из того, что истцы получили акции в ре­зультате универсального правопреемства при наследовании, и право требовать выплаты дивидендов по ним в порядке статьи 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» возникло у истцов с момента открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя (пункт 1 статьи 1112, пункт 1 статьи 1114, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы заявителя об ином моменте возникновения права на получение дивидендов являлись предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка.»

Но такой подход в судебной практике существовал не всегда. Ранее суды нередко игнорировали императивную нор­му п. 4 ст. 1152 ГК РФ, считая моментом перехода к наследнику права на акции - дату подачи нотариусу заявления о принятии наследства. В качестве примера можно привести Постановле­ние Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.02.2005 № Ф09-330/05-ГК по делу № А76-12635/04 и Поста­новление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.04.2006, 04.04.2006 № Ф03-А73/06-1/993 по делу № А73-8763/05-36. Рассмотрим одно из них более подробно.

Как следует из материалов дела № А73-8763/05-36, «... Краснодедова О.В. является дочерью и наследницей Медве- денко В. И. - участника ООО «Вира», умершего 02.01.2005.

Свидетельство № 27АА228469 о праве на наследство, в том числе на долю в уставном капитале этого общества, ей выда­но 09.07.2005 нотариусом нотариального округа г. Хабаровска Смирновой И. И.

До оформления своего права в установленный статьей 1154 ГК РФ шестимесячный срок Краснодедова О.В. получила у нотариуса справку от 11.01.2005 о принятии наследства, кото­рая предъявлена в этот же день ответчику.

Данные факты установлены судами первой и апелляци­онной инстанций и не оспариваются.

Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстан­ций исходили из того, что в соответствии со ст. 1152 ГК РФ ис­тица вступила в наследство по истечении шести месяцев со дня смерти отца - 12.07.2005, то есть после проведения обще­ством 19.04.2005, 17.06.2005 общих собраний.

Данный вывод, по мнению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, является ошибочным, так как в признаваемой законом форме - обращении в нотариальную контору с заявлением о принятии спорного имущества по на­следству - Краснодедова О. В. как наследница вступила в свои права непосредственно после смерти своего отца - 11.01.2005, о чем ответчик своевременно уведомлен соответствующей справкой нотариуса.»

Совсем иначе на вопрос перехода прав на акции смотрит Общество, чьи акции наследуются. Во-первых, приступить к оформлению перехода права собственности наследник может, за редким исключением, только по истечении шести месяцев со дня смерти наследодателя (срок для принятия наследства, согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ). Переход права собственности на акции оформляется на основании выданного нотариусом свидетельства о праве на наследство путем обращения наслед­ника к депозитарию / регистратору и внесения последним со­ответствующей записи в реестр акционеров в порядке, предус­мотренном п. 7.3.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (далее «Положение»).

Во-вторых, с точки зрения Общества, моментом перехода права на акции, согласно ст. 29 Федерального закона «О цен­ных бумагах», является, в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - мо­мент внесения приходной записи по счету депо приобретате­ля; в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - момент внесения приходной записи по лицевому счету приобретате­ля.

Иными словами, несмотря на то, что наследник является собственником акций (со дня смерти наследодателя), он, как отмечают С. В. Ротко и Д. А. Тимошенко, до момента внесе­ния в реестр акционеров приходной записи о переходе права собственности на акции в результате наследования не счита­ется участником акционерного общества и, соответственно, не может реализовывать права акционера, предоставленные ему такими акциями. Как говорит Р. Норман, «акционером считается только то лицо, которое прямо указано в реестре акционеров».

Более того, до момента внесения в реестр упомянутой выше записи акции продолжают числиться на счету наследо­дателя, поскольку общество, как верно указывает Е. И. Нико- логорская, «видит» список своих акционеров и исполняет свои обязанности по отношению к ним только в редакции и на ос­новании данных системы ведения реестра.

При этом важно отметить, что приходная запись не носит правообразующий характер. Она, как и свидетельство о пра­ве на наследство, на основании которого она вносится, явля­ется правоустанавливающим документом, то есть документом подтверждающим право. Данная позиция находит свое под­тверждение у цивилистов, в том числе в комментарии Н. В. Куклиной к ст. 70 Основ законодательства Российской Федера­ции о нотариате: «Если наследство принято наследниками в соответствии с требованиями закона, отсутствие свидетельства о праве на наследство не влечет утрату этого права. Практиче­ски, свидетельство о праве на наследство не нужно, если по на­следству переходит право на наследство, не подлежащее реги­страции и не требующее какого-либо правоустанавливающего документа. Свидетельство о праве на наследство необходимо, когда объектом наследственного преемства является право собственности на имущество или имущественные права, тре­бующие документального подтверждения».

Судебные органы не отстают в этом вопросе от правове­дов и подтверждают отсутствие у свидетельства о праве на на­следство парообразующего характера. Например, в Постанов­лении Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2015 г. № Ф05-259/2015 по делу № А40-168856/13 суд указал, что право собственности на ценные бумаги и другое имущество насле­додателя становятся принадлежащим наследникам не в силу свидетельства о праве наследования, а в силу наследственного правопреемства. При этом свидетельство о праве на наслед­ство удостоверяет именно юридическое основание, определя­ющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при его жизни.

Приведенный судебный акт является не единственным. Такое толкование широко применимо в судебной практике: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 г. № 08АП-3167/2015 по делу № А75-5961/2013, По­становление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 г. № 09АП-17109/2014-ГК по делу № А40-128280/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Московско­го округа от 15.11.2013 г. по делу № А40-81338/12-57-769 и т.п.

Это дает нам основание утверждать, что моментом пере­хода прав на акции является дата смерти наследодателя, а вне­сение в реестр акционеров приходной записи о переходе пра­ва собственности на акции в результате наследования - лишь оформлением такого перехода для третьих лиц. Аналогичного мнения придерживается Т.В. Летута, ссылаясь на Постановле­ние Президиума Высшего арбитражного суда Российской Фе­дерации от 02.07.2013 г. № 2416/13 по делу № А42-6788/2011: «наследники приобретают права на акции с момента откры­тия наследства, но становятся участниками общества с момен­та перехода прав на акции - с внесения соответствующей за­писи по счету депо».

Как видно, в вопросе момента перехода к наследнику права на акции между общегражданским законодательством и правовыми актами в сфере рынка ценных бумаг существует непримиримое противоречие. Но это не единственная и да­леко не самая большая проблема, возникающая у наследников при фиксации в реестре акционеров права собственности на унаследованные акции.

БАБИЧ Марта Игоревна
аспирант кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info