![]() Валеев А. Х. |
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 282 и 282 УК РФ, предварительное следствие может производиться следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). Проведенное исследование показывает, что существенная доля указанных преступлений расследуется следователями органов внутренних дел. Так, в Республике Башкортостан в 2011 году следственными подразделениями МВД по Республике Башкортостан расследовалось 31% указанных преступлений, в 2012 году - 23% указанных преступлений, в 2013 году - 60% указанных преступлений.
Выявление преступлений, рассматриваемой категории осуществляется в основном путем осуществления оперативно-розыскной деятельности. В том числе осуществляются совместные оперативные разработки подразделениями по противодействию экстремизму МВД России и территориальными органами ФСБ России по субъектам Российской Федерации.
Среди поводов для возбуждения уголовного дела преобладают сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, оформляемые в форме рапорта об обнаружении признаков преступления. Полученные результаты оперативно-розыскной деятельности, служащие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, в целях принятия решения о возбуждении уголовного дела в соответствии с Инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».
Анализ уголовных дел, о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 282, 282 УК РФ, показывает, что предоставляемые следователю результаты оперативно-розыскной деятельности содержат данные об:
- участии определенного лица в создании или деятельности экстремистского сообщества;
- участии определенного лица в создании или деятельности общественного и религиозного объединения или иной некоммерческой организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
- обнаружении у лица информационных экстремистских материалов.
Отправной точкой уголовно-процессуальной деятельности является организация проверки сообщений о преступлении. Целью доследственной проверки является принятие законного и обоснованного решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Основными задачами проверки являются:
- установление законности поводов для принятия решения,
- установление оснований для принятия решения,
- установление обстоятельств, исключающих производство по делу.
В связи с этим принимая решение по поступившему материалу проверки следователю необходимо установить:
- Наличие в предоставленных материалах сведений о признаках преступления, в том числе:
- принятие в отношении общественного и религиозного объединения или иной некоммерческой организации решения о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
- наличие у организованной группы лиц целей подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности;
- факт признания информационных материалов экстремистскими;
- наличие в информационных материалах экстремистского содержания. Устанавливается путем проведения комплексных лингвистических исследований с привлечением специалистов соответствующих областей знаний (психологов, историков, религиоведов, антропологов, философов, политологов и др.);
- круг лиц, причастных к совершению преступления;
- последовательность и содержание действий лиц, причастных к совершенному преступлению;
- место и время совершения преступления.
- Законность полученных в результате оперативно-розыскной деятельности сведений. При представлении результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производимых на сновании судебного решения или постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, данные решения и постановления должны предоставляться следователю.
- Отсутствие предусмотренных ст. 24 УПК РФ оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.
Наибольшие трудности в организации расследования данных преступлений возникают, как правило, на первоначальном этапе, когда информация о совершенном преступлении минимальна, а версий, которые бы не противоречили ей, множество.
Исходя из практики расследования преступлений экстремистской направленности, следственные ситуации первоначального этапа расследования можно объединить в три большие группы:
- преступление совершено, виновный установлен и задержан;
- преступление совершено, виновный не задержан, но имеющиеся о нем данные позволяют организовать его целенаправленный поиск;
- преступление совершено, виновный неизвестен, информация о нем минимальна.
В первой группе типичных следственных ситуаций основные усилия следователя должны быть направлены на отыскание, закрепление, исследование и оценку информации, подтверждающей совершение преступления конкретным лицом.
Это не означает, что не должна проверяться версия о причастности к совершению данного преступления иных лиц, версия о непричастности задержанного лица.
В ходе расследования должно быть установлено и осмотрено место совершения преступления. При этом особое внимание нужно уделять отысканию и фиксации тех следов, которые подтверждают факт совершения исследуемого преступления именно в данном месте, а также свидетельствуют о времени, особенностях способа и иных обстоятельствах совершения преступления, о причастности конкретного лица.
Большое внимание должно быть уделено отысканию таких следов преступления, которые бы свидетельствовали о мотивах виновного лица.
При расследовании преступлений экстремистской направленности поиск и изучение следов, свидетельствующих о том, что преступление совершено по мотиву национальной или расовой вражды или ненависти, приобретает особое значение. О наличии указанного мотива могут говорить такие следы на месте происшествия, как записки, тексты (рукописные или печатные издания), надписи и рисунки националистического содержания.
Информация о мотиве совершения преступления может быть получена и при производстве иных следственных действий. Прежде всего таких, как допросы. При допросе задержанного может быть исследовано не только традиционное содержание мотива, но и процесс его зарождения и развития, т. е. могут быть исследованы мотивы всех трех порядков: целевые, ориентирующие и технические, или общая цель поведения, к которой стремится человек (целевой мотив), мотив в узком смысле слова - устойчивое психическое образование, которое в результате актуализации побуждает субъекта выбрать тот или иной тип поведения (ориентирующий мотив), и мотив как ситуативное психическое образование, побуждающее человека выбрать конкретный объект и (или) способ действия или бездействия в рамках избранного типа поведения[3].
Вопросы о мотивах этих трех уровней могут составить значительную часть предмета допроса свидетелей. Существенно будут отличаться предметы допроса лиц, явившихся очевидцами преступления, и лиц, обладающих информацией о личности виновного. Однако и те и другие могут сообщить следователю криминалистически значимую информацию, необходимую для исследования мотива преступного поведения конкретного лица.
Очевидно, что свою роль в установлении причастности задержанного к совершению исследуемого преступления могут сыграть и традиционные следы: следы его рук, ног на месте совершения преступления, следы совершенного преступления на нем самом и предметах его одежды. Однако мы не будем подробно останавливаться на такого рода следах, поскольку их исследование в данном случае и в ситуациях, складывающихся при расследовании аналогичных преступлений по иным мотивам, не отличается.
Во второй группе типичных следственных ситуаций акцент на первоначальном этапе должен быть сделан на закреплении имеющейся информации, организации преследования и задержании виновного, а также получении необходимой дополнительной информации.
Рассмотренные выше основные особенности организации расследования, характерные для первой группы ситуаций, сохраняют свою актуальность и во втором случае. Однако, поскольку допрос виновного возможен лишь после задержания, последовательность следственных действий будет несколько иной.
При определении предмета допроса очевидцев и иных свидетелей на первое место выйдет, несомненно, информация, необходимая для повышения эффективности поиска виновного лица и организации его задержания.
В любом случае исследование мотивов преступного поведения должно оставаться одним из приоритетных направлений сбора криминалистически значимой информации.
Если же на первоначальном этапе расследования сложилась ситуация, включенная в третью группу типичных следственных ситуаций, то сбор информации о мотивах преступного поведения при умелой организации послужит не только исследованию элемента, являющегося системообразующим для рассматриваемых преступлений, но также и получению необходимой информации о виновном. Очевидно, что только при наличии достаточной информации выдвижение обоснованных версий о личности виновного, установление места его нахождения и организация его задержания становятся возможными.
Особенностью организации расследования третьей группы типичных следственных ситуаций является то, что возможны два направления деятельности следователя по раскрытию и расследованию таких преступлений:
- от раскрытия и расследования конкретного единичного преступления (либо серии однотипных акций) к установлению всех причастных к ним лиц и организаций (легальных и нелегальных);
- от изучения деятельности (в том числе националистических партий, движений, организации либо преступной группы) к раскрытию и расследованию конкретных преступлений, совершенных ими или отдельными их членами.
В зависимости от характера имеющейся первичной информации следует в качестве типичных выделять следующие ситуации:
- поступила информация о совершенном преступлении (серии однотипных преступных посягательств), и одна из действующих на данной территории партий либо преступных группировок взяла на себя ответственность за его совершение;
- поступила информация о совершенном преступлении (серии однотипных преступных посягательств) и есть основания заподозрить причастность к его совершению какой-либо националистической партии (иных организаций) или преступной группировки;
- поступила информация о существовании националистической организации или преступной группы, которая в качестве средств достижения целей допускает либо прямо планирует совершение преступлений в отношении представителей иных рас или национальностей.
Справедливости ради отметим, что данная классификация, как и любая другая, несколько условна, и на практике выделенные ситуации чаще всего переплетаются.
Например, информация может поступить о причастности к совершенным преступлениям (либо существовании) и националистической партии, и преступной группировки. В таком случае следствию еще предстоит исследовать и установить не только причастность каждой из них в отдельности к интересующим следствие преступлениям, но и исследовать существующие между этими организациями связи.
Другими словами, необходимо будет установить, с каким из вариантов возможных взаимосвязей националистических партий, движений и организаций (далее - партий), с одной стороны, и преступных групп и организаций - с другой, следствие имеет дело при расследовании конкретного преступления (серии преступных посягательств).
Выше были рассмотрены типичные следственные ситуации и основные особенности организации первоначального этапа расследования по делам о преступлениях экстремистской направленности. Следует подчеркнуть, что немаловажную роль, особенно на первоначальном этапе расследования, играют результаты, полученные при документировании оперативным путем преступной деятельности (видео- и аудиозапись митингов, собраний и т. п.; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.), при помощи которых можно определить состав соучастников преступной группы, вычленить лидеров, организаторов и т. д. В целях повышения эффективности работы по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с экстремистской деятельностью возникает необходимость организации взаимодействия следователя с органами дознания, наделенными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Содержанием функции органов дознания в системе взаимодействия со следователем при раскрытии преступления является выполнение оперативно-розыскных мероприятий. Только в сочетании с такой функцией процессуальная деятельность, являющаяся содержанием функции следователя, способна дать эффект, недостижимый для каждого из этих двух органов, действующих самостоятельно.