Соотношение нотариальной и судебной форм защиты наследственных прав
![]() |
СУДОПРОИЗВОДСТВО Магомедова Х. Х. В данной статье рассматриваются точки соприкосновения нотариата и суда в процессе защиты наследственных прав граждан на примере особого производства. Обосновывается необходимость передачи полномочий суда по установлению фактов, имеющих юридическое значение, нотариату путем расширения его компетенции с целью разгрузки судов и экономии времени граждан в процессе оформления наследственных прав. |
Как гласит ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Формирование правового государства и гражданского общества непосредственно связано с созданием механизма гарантий прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего высокую степень реализации прав и законных интересов, а также высокую степень их правовой защиты.
Право наследования гарантировано ст. 35 Конституции РФ. Наследование, подразумевающее переход имущества от наследодателя к наследнику, предполагает не только осуществление, но и защиту таких прав, которые возникли в результате открытия наследства. Каждый участник наследственных правоотношений имеет право на защиту своих прав, как путем обращения в суд, так путем защиты своих прав неюрисдикционными органами, например, нотариатом.
На всем протяжении своего исторического развития нотариальная и судебная системы имели неразрывную связь. Например, в ходе проведенной реформы в Российской империи в 1866 г. было принято Положение о нотариальной части, согласно которому нотариус признавался судебным чиновником. Губернский суд проверял квалификацию претендента, назначал нотариуса на должность, проводил проверку его работы. В уездах, где должность нотариуса была вакантна, нотариальные действия совершал мировой судья. В советский период нотариат входил то в систему органов юстиции, то в судебную. Только позднее данные правовые институты отделились, «но, несмотря на этот факт, между ними остались общие черты, в частности, это их назначение, которое раскрывается в правозащитной функции».
В соответствии с действующим российским законодательством нотариат и суд являются самостоятельными и независимыми организационными системами, которые на деле все же имеют точки соприкосновения и своеобразное взаимодействие в своей деятельности. Говоря о соотношении нотариата и правосудия в защите наследственных прав, необходимо отметить, что их основной точкой соприкосновения в данном случае является особое производство - один из видов гражданского судопроизводства.
Как показывает статистика, в настоящее время значительно возросло количество обращений в суд за защитой наследственных прав. Не всегда, однако, речь идет о спорах о наследстве, которые рассматриваются в порядке искового производства (например, признание завещания недействительным). Возникают ситуации, когда защита наследственных прав осуществляется установлением юридически значимых обстоятельств. В данном случае защита наследственных прав осуществляется в порядке особого производства.
По мнению Э. М. Мурадьян, особым судопроизводством как бы восполняется недостаточность компетенции нотариата для самостоятельного разрешения всего комплекса правовых вопросов в деле о наследовании. Можно сказать, что дела особого производства, нормированные правилами главы 28 ГПК РФ, имеют субсидиарное значение по отношению к нотариальному наследственному делу. Хотя вообще-то судебные процедуры в известном смысле по своим юридическим характеристикам не уступают нотариальным, а в плане соответствия фундаментальным правовым принципам и конституционному статусу субъекта права безусловно имеют превосходство судебные процедуры.
Говоря о соотношении нотариальной и судебной форм защиты наследственных прав, необходимо отметить, что нотариальное производство имеет существенную общность с особым производством - одним из видов гражданского производства. Эта общность заключается в следующем:
1. Во-первых, в особом производстве, как и в нотариальном, отсутствует спор о праве, иначе, если возникнет спор, то дело подлежит рассмотрению в суде в порядке искового производства. Необходимо также отметить, что в особом производстве решаются не наследственные дела, а отдельные вопросы, которые возникают в наследственном деле у нотариуса, и до их выяснения судом нотариус не имеет права завершить наследственное дело. Поскольку разрешение этих вопросов находится вне компетенции нотариуса, заинтересованные лица обращаются в суд в порядке особого производства.
2. Во-вторых, распределение дел некоторых категорий между судом, в особом производстве, и нотариатом подвержено законодательным изменениям. Отдельные дела «кочуют» из нотариата в суд или обратно. Например, дела о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.
Цель особого производства состоит в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей. Сами права должны осуществляться вне рамок особого производства.
Часть 1 ст. 262 ГПК в качестве одного из видов дел, рассматриваемых в порядке особого производства, называет установление фактов, имеющих юридическое значение. Установление юридических фактов является связующим звеном между нотариатом и судом, суд устанавливает факты, а нотариус их удостоверяет.
Перечень таких фактов содержится в ст. 264 ГПК. Статья 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в качестве основных нотариальных действий также называет установление фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, а именно: факта нахождения гражданина в живых, факта нахождения гражданина в определенном месте.
В целях оформления наследственных прав в нотариальном порядке наиболее характерны следующие дела об установлении юридически значимых фактов:
- факта родственных отношений (п. 1 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Необходимость в установлении факта родственных отношений с наследодателем возникает тогда, когда отсутствуют документы, необходимые для их подтверждения (например, свидетельство о рождении, о браке). Нередки случаи, когда приходится доказывать отношения между дальними родственниками: двоюродными братьями и сестрами, двоюродным дедушкой (бабушкой) и другими. Установление данного факта способствует беспрепятственной реализации наследственных прав;
- факта нахождения на иждивении (п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Установление данного факта необходимо для получения обязательной доли в наследстве;
- факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, фамилия или отчество которого не совпадает в документе с именем, указанным в паспорте или в свидетельстве о рождении;
- факта фактического принятия наследства в том случае, если наследство было своевременно принято путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом его принятии. Это необходимо, чтобы получить свидетельство о праве на наследство по истечении срока, указанного в ст. 1154 ГК РФ. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ;
- факта места открытия наследства и т.д.
Круг гражданских дел, в отношении которых применяется судебная форма защиты права в порядке особого производства, характеризуется отсутствием в них материальноправового спора между заинтересованными лицами. В особом производстве отсутствуют спорящие стороны с противоположными юридическими интересами. Такое производство можно назвать неисковым, односторонним.
В исковых делах, в делах, возникающих из административно-правовых отношений, защита судом интереса представляет собой конечную цель, равнозначную защите субъективного права. В делах особого производства защита интереса служит промежуточным звеном для осуществления или приобретения субъективного права.
Нельзя не признать, что нотариус, в отличие от суда, ограничен в средствах доказывания, он исследует лишь представленные ему бесспорные доказательства, но по существу деятельность его во многом подобна деятельности суда. Судебная и нотариальная формы зашиты права отличаются лишь уровнем познания.
Нотариус в отличие от судьи существенно ограничен в праве сбора доказательств помимо предоставленных ему обратившимися лицами. Возможность совершения нотариального действия нотариус оценивает исходя из содержания представленных документов и (или) на основе непосредственного восприятия фактических обстоятельств. Нотариус лишен возможности проверить достоверность содержания представленных документов (например, выписок из домовых книг, распорядительных актов о предоставлении земельных участков и т.п.), и их законность он оценивает прежде всего по формальным признакам.
Сегодня нотариальные процедуры, за редким исключением, по сравнению с судебными, проще, лаконичней для их совершения, в отличие от судебных дел, и не требуют затраты большого количества времени.
Интересно мнение, что «развитие нотариальных органов способно стать важным элементом судебной реформы, поскольку разрешение одной из ключевых проблем судебной деятельности - обеспечение рассмотрения всех дел, отнесенных к их подведомственности, - невозможно без снижения нагрузки на судебные органы».
Проведя анализ фактов, которые могут быть установлены в порядке особого производства для защиты наследственных прав граждан, можно прийти к выводу, что было бы целесообразно и эффективно, в целях упрощения гражданского судопроизводства, снятия излишней нагрузки с судов и экономии времени, передать часть из них для установления нотариусам путем расширения их компетенции.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015