О проблемах допроса специалиста в суде
![]() |
СУДОПРОИЗВОДСТВО Давлетшина Л. С. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей допроса специалиста на стадии судебного рассмотрения уголовных дел. Проанализированы вопросы, предмет и специфика показаний специалиста. Особое внимание в статье уделено особенностям помощи специалиста в оценке заключения эксперта. |
В ходе преобразований, затрагивающих реформирование уголовного правосудия, в практике правоохранительной деятельности поднимаются вопросы совершенствования методов и средств борьбы с преступностью при безусловном соблюдении прав участников уголовного процесса.
В связи с этим деятельность правоохранительных органов, в том числе органов следствия и дознания, нуждается в серьезных, качественных изменениях в обеспечении полного и всестороннего расследования каждого уголовного дела, защиты прав и свобод граждан.
В решении задач обеспечения эффективной борьбы с преступностью важнейшее место занимают специальные знания, интенсивный рост использования которых (особенно в форме судебной экспертизы, консультаций специалиста) в уголовном судопроизводстве наблюдается на протяжении последних лет.
Необходимо отметить, что заключение эксперта, специалиста, как и любое другое доказательство, подвергается всесторонней оценке следствием и судом, однако также оно подвергается сомнению со стороны адвокатов. В. И. Веренич отмечает, что в последнее время в судебной практике встречаются случаи привлечения специалиста в судебной стадии рассмотрения уголовного дела с целью оказания помощи в оценке заключения эксперта, причем по инициативе стороны защиты, где ему предлагается ответить на вопросы, например:
1) определить пригодность объектов для экспертного исследования;
2) критически оценить используемые экспертами методы и методики исследования;
3) обнаружить ошибки в собирании (обнаружении, изъятии и фиксации) объектов, могущих стать впоследствии вещественными доказательствами по делу;
4) определить правильность (или ошибочность) выбора эксперта (или экспертного учреждения);
5) установить факты выхода эксперта за пределы своей компетенции;
6) подсказать, какие необходимы дополнительные материалы для объективного экспертного исследования;
7) обосновать выводы эксперта, взаимосвязь и взаимообусловленность выводов и исследовательской части экспертного заключения.
Кроме того, по мнению некоторых авторов, специалистам могут быть поставлены вопросы, касающиеся целесообразности назначения конкретной экспертизы, а также достаточности вопросов, решаемых ею.
По нашему мнению, следует учитывать, что в условиях развития и укрепления состязательных начал в уголовном судопроизводстве, когда производство судебных экспертиз (первичных и повторных) осуществляется экспертами судебно-экспертных учреждений разных ведомств (или частными экспертами), а заключения специалистов и их показания появляются, как правило, со стороны защиты и в процессе судебного разбирательства по делу, еще более обостряется проблема оценки достоверности заключения эксперта и специалиста в системе доказательств. Оценка достоверности выводов эксперта и специалиста, как правило, сопряжена со значительными затруднениями, поскольку зачастую осуществляется в условиях противоречивой системы доказательств. Некоторые виды судебных экспертиз, и соответственно заключения экспертов и специалистов, сами по себе сложны, труднодоступны пониманию следователя и суда, не обладающих специальными знаниями.
Правильная оценка доказательств имеет первостепенное значение для вынесения законного и обоснованного решения, так как именно в результате оценки доказательств суд делает вывод о существовании фактов, на которых стороны основывают свои требования или возражения.
Для оценки экспертных заключений судом могут использоваться такие методы и средства как:
1) изучение литературы, содержащей нужные сведения из области специальных знаний;
2) допрос специалиста, получение консультаций у сведущих лиц (сегодня это не что иное, как консультация специалиста);
3) допрос эксперта в связи с данным им заключением;
4) сопоставление результатов экспертизы с другими материалами дела.
Изучение специальной литературы представляется не совсем целесообразным, так как, чтобы получить достаточный объем знаний, потребуется большое количество времени, которого, учитывая загруженность судов, у судей нет. Сопоставление с другими доказательствами и материалами дела также представляется ограниченным способом проверки заключения, так как другие доказательства могут быть не истинными (подложными или ошибочными) либо могут отсутствовать вообще или могут являться недопустимыми. В данной ситуации допрос эксперта является достаточно целесообразным и универсальным способом проверки его обоснованности и достоверности. По нашему мнению, помощь специалиста в оценке заключения эксперта также является достаточно целесообразным способом проверки обоснованности и достоверности заключения, так как специалист может обосновать эффективность примененных экспертом методик, истинности научных положений и многое другое. Однако данное положение практически не находит отражения на практике.
Данные факты подтверждаются результатами анкетирования судей общей юрисдикции Республики Башкортостан.
Исследование показало, что:
- 70% опрошенных указали, что экспертное заключение, по их мнению, является средством доказывания, и они полностью полагаются на компетентность эксперта;
- 32% опрошенных указали, что для разрешения сомнений в научной обоснованности заключения суд проявляет инициативу о проведении допроса эксперта;
- 15% делают вывод об обоснованности заключения, также сопоставляя его выводы с другими доказательствами;
- 7,5% назначают повторную экспертизу, считая ее единственно верным способом проверки обоснованности и достоверности заключения;
- и практически никем из опрошенных не привлекались специалисты для помощи в оценке заключения эксперта, хотя, например, для помощи в оценке письменных и вещественных доказательств специалистов привлекали 85% опрошенных.
Причины такого положения, на наш взгляд, скорее всего, кроются в отсутствии практики и правового закрепления возможности привлечения специалиста для помощи в оценке заключения эксперта, а также в некритическом отношении к заключениям.
Следовательно, возникает вопрос, почему так происходит? По нашему мнению, причина в разногласии понимания вопроса о предмете допроса специалиста. Полагаем, что предметом допроса специалиста могут быть вопросы, отображающие его участие в следственных действиях, также иных участников.
Мы согласны с мнением кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовно-процессуального права Владимирского юридического института ФСИН России Л. В. Лазаревой, которая к предмету данных показаний относит сведения:
- сообщенные специалистом в ходе оказания научно-технической и консультационной помощи защитнику по правилам п. 3. ч. 1 ст. 53 УПК РФ;
- отраженные им в своем заключении по правилам ч. 3 ст. 80 УПК РФ;
- сообщенные им сторонам и суду при участии в следственных и иных процессуальных действиях по делу;
- касающиеся оценки заключения эксперта, данного в ходе досудебного и судебного производства.
То есть, в отличие от эксперта, специалисту могут быть поставлены вопросы, касающиеся всего спектра обстоятельств преступления, познание которых возможно с использованием специальных знаний.
Следовательно, почему же на практике специалисты не приглашаются для оценки заключения эксперта?
В отечественной литературе данный вопрос впервые был затронут А. Г. Давтян еще в 1990-х годах. Она указывала, что суд должен быть наделен правом приглашения специалиста для изучения экспертного заключения. О возможности привлечения специалиста для разрешения сомнений при оценке заключения эксперта на основании действующего законодательства упоминали А. А. Мохов и А. Я. Рыженков.
Конечно, специалист не вправе самостоятельно оценивать заключение эксперта — оценка доказательств относится к компетенции суда. Однако специалист может разъяснить суду целый ряд вопросов и указать на достоинства или недостатки судебной экспертизы: пригодность вещественных доказательств и сравнительных образцов для исследования; достаточность объектов и образцов для дачи заключения; методы, использованные при производстве судебной экспертизы, оборудование; научную обоснованность экспертной методики, допустимость применения избранной методики в данном конкретном случае.
Сущность помощи специалиста в оценке заключения эксперта должна сводиться к восприятию им показаний эксперта и ответам на вопросы суда и сторон о научной обоснованности и эффективности методики исследования, а также об обоснованности выводов, изложенных в заключении. Специалист может рекомендовать суду задать эксперту какие-либо вопросы, позволяющие более полно оценить заключение. По нашему мнению, именно такой подход к оценке заключения эксперта даст возможность суду более объективно оценить его и прийти к истинному знанию о фактических обстоятельствах дела и на этом основании вынести справедливое решение по делу. При этом и денежные, и временные затраты на привлечение специалиста гораздо меньшие, чем при проведении повторной экспертизы, а эффективность этих действий вполне сопоставима, хотя, конечно же, повторная экспертиза обладает несколько большими возможностями по проверке достоверности первичного заключения.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (79) 2014