Ценностные ориентиры как фактор рискового поведения молодежи
![]() Фаттахов Т. А. ![]() Николаюк Е. А. |
СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО Фаттахов Т. А., Николаюк Е. А. По оценкам самых разных специалистов, уровень смертности от внешних причин в России – один из самых высоких в мире. уровень смертность мужчин в возрасте 15–29 лет во многом определяется смертностью именно от этого класса причин смерти. в 2012 году внешние причины обусловили 68% мужской и 50% женской смертности молодежи в возрасте 15–29 лет. В России в возрастной группе 15–29 лет смертность от дорожно-транспортных происшествий является ведущей среди всех внешних причин. уровень травматизма молодежи в результате дорожно-транспортных происшествий в России значительно выше, чем в европейских странах. в поисках причин этих различий авторами была выдвинута гипотеза о влиянии некоторых ценностных установок на рисковое дорожно-транспортное поведение молодежи. Цель данного исследования – выявить наличие или отсутствие связи между некоторыми ценностными установками молодежи и рисковым поведением. |
Молодой возраст обычно является самым здоровым периодом жизни человека, когда он обладает наилучшим физическим состоянием и обретает многие когнитивные способности. Молодые люди уходят от опеки родителей, вступают в самостоятельную жизнь. Это может привести к многочисленным рискам для здоровья и жизни. В качестве примеров можно привести приобщение к курению, употреблению алкогольных напитков и наркотических средств. Данные Фонда «Общественное мнение» показывают, что люди, с одной стороны, осознают влияние самих людей на состояние своего здоровья: около 60% опрошенных считают, что состояние здоровья зависит, прежде всего, от самого человека, его заботы о своем здоровье. Но, с другой стороны, заботятся о своем здоровье, в первую очередь, пожилые люди. Молодые люди считают, что среди них больше тех, кто не заботится о своем здоровье. А именно в этот период жизни формируются и закрепляются привычки в образе жизни, питании и двигательной активности. В то же время именно в молодом возрасте резковозрастает риск получения травм, поскольку они с большей вероятностью могут стать жертвами дорожно-транспортных происшествий или насилия.
В развитых странах именно на молодежь приходится наибольший риск травматизма и смертности от так называемых «внешних причин» (рис. 1).
К внешним причинам смерти относятся те причины, которые вызваны не болезнями, а различными внешними воздействиями. Они могут быть умышленными (убийства и самоубийства) или неумышленными (несчастные случаи, связанные с транспортным движением или вызванные огнем; утопления; отравления; падения), выделяют также повреждения с неопределенными намерениями.
■ Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
■ Болезни нервной системы
■ Болезни органов пищеварения
■ Болезни органов дыхания
■ Новообразования ■Другие причины
■ Болезни системы кровообращения
■ Внешние причины смертности
■ Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
■ Болезни нервной системы
■ Болезни органов пищеварения
■ Болезни органов дыхания
■ Новообразования
■ Другие причины
■ Болезни системы кровообращения
■ Внешние причины смертности
Рисунок 1. Структура смертности по основным классам причин смерти в России и 20 странах мира*, 2012.
рисунок 3. Коэффициент смертности от ДтП в возрастной группе 15-29 лет, 1950-2012гг. на 100000 источник: росстат, WHO Mortality database (MDB).
Уровень смертности мужчин в возрасте 15-29 лет причины обусловили 68% смертности в этой возрастной во многом определяется смертностью именно от этого группе. В смертности женщин 15-29 лет внешние при- класса причин смерти. В России в 2012 году внешние чины играют меньшую роль. В России в 2012 году они
Рисунок 4. Возрастной профиль смертности от ДТП у разных категорий участников дорожного движения в России, 2011г. (на 1млн.)
Источник: росстат.
обусловили около половины смертей женщин этого возраста.
По оценкам самых разных специалистов, уровень смертности от внешних причин в России - один из самых высоких в мире. Основной причиной смерти в классе внешних причин является смертность от дорожно-транспортных происшествий. По данным Росстата с 1990 по 2011 год в ДТП погибло свыше 200 тысяч молодых людей в возрасте 15-29 лет, что составило почти треть от всех погибших в ДТП. Дорожно-транспортные происшествия - относительно молодая причина смерти. Убийства, самоубийства, отравления, утопления и т.д. существовали всегда, но о ДТП этого сказать нельзя, они - порождение новой техногенной эпохи.
В России смертность от ДТП среди молодежи в относительных показателях намного выше, чем в большинстве развитых стран, и, в отличие от них, в России не наблюдается устойчивой долговременной положительной тенденции (рис. 3).
Имеющиеся данные по России показывают, что подверженность молодых водителей дорожно-транспортным происшествиям снижается с увеличением возраста, при котором можно получить права на самостоятельное управление транспортным средством; это говорит о том, что возрастные факторы играю определенную роль среди причин ДТП. Действительно, физическая и эмоциональная незрелость, а также стили жизни, ассоциирующиеся с молодостью, способны увеличивать риск и тяжесть ДТП (рис. 4).
Причины, по которым возраст, пол и опыт образуют на дорогах столь разрушительную смесь у некоторых молодых людей, - а иные из них больше других склонны к риску, - весьма сложны. Здесь есть множество взаимодействующих факторов, в том числе физиологическое и эмоциональное развитие, личные особенности, социальные нормы, роль молодежи в обществе, индивидуальные социально-экономические обстоятельства, пониженные способности, сама задача управления автомобилем и стиль управления, к которому часто прибегают молодые начинающие водители. Высокому риску ДТП подвержены в особенности некоторые типы личности. Нормы в круге общения, в том числе нажим сверстников и бунтарский акцент в молодежной культуре, могут сказываться на стиле вождения, как и примеры поведения, подаваемые кумирами. Алкоголь, наркотики, усталость, эмоции и такие отвлекающие моменты внутри автомобиля, как мобильные телефоны, - все это ослабляет водительские способности.
Проблема рискового (самосохранительного, жизнеохранительного) поведения молодежи находится в центре внимания уже давно. В отечественной науке интерес к данному вопросу возник почти сто лет назад. Однако, в 1930-х гг. исследования были прекращены. Они возобновились только во второй половине XX века. В последнее время немногочисленные исследования рискового поведения молодежи были посвящены проблемам факторов состояния здоровья, изменению отношения к здоровью, месту здоровья в ценностном мире студентов.
Зарубежные исследования о рисковом поведении в основном рассматривают его в контексте изучения отношения индивида к своему здоровью, факторов состояния здоровья и смертности.
По данным программы международного социального исследования (ISSP) 2011 года сравнительно больше российских молодых мужчин и женщин потребляют алкоголь и курят сигареты, чем молодежь в европейских странах. В Европе в среднем 3,7% людей в возрасте 15-29 лет потребляют алкоголь несколько раз в неделю или каждый день и 30% курят. В то время как 6% российской молодежи несколько раз в неделю или каждый день потребляет алкоголь и 39% курят. Это не только наносит вред здоровью, но и увеличивает риск ДТП. Определенные ценностные установки ограничивают наступление таких неблагоприятных событий, так как сформированные у людей ценности часто детерминируют человеческое поведение.
В сравнительно недавних социологических работах отмечается глобальная тенденция общества к индивидуализации. В условиях индивидуализации появляется множество личностных стратегий поведения. Современному человеку приходится действовать в условиях неопределенности, адаптируясь к внедрениям новых технологий и создавая новые формы рискового поведения.
Бек У. отмечает формирование общества риска, которое приходит на смену индустриальному обществу: «В XX веке многие желали приобрести новое изобретение техники - машину, это считалось статусом финансового достатка. Машин стало больше, их скоростные возможности выросли, что, в итоге, привело к повышению вероятности умереть в результате дорожно-транспортного происшествия».
Коренные причины высокой молодежной смертности от ДТП в России связаны с долговременными особенностями развития российского общества. Во многих европейских странах, в последние десятилетия удалось добиться значительного снижения молодежной смертности, которое сопровождалось значимыми переменим в образе жизни. Россия же в основном оставалась в стороне от этих перемен, сама их необходимость не осознавалась или осознавалась недостаточно.
Результаты Европейского социального исследования 2012 года показывают, что между базовыми ценностными установками молодежи и рисковым дорожно-транспортным поведением существует тесная связь. Ценностные ориентиры могут выступать в роли индикатора рискового поведения на дорогах и указывать на некоторые социальные конфликты и противоречия.
Базовыми ценностями для российской молодежи в сравнении с молодежью европейской являются власть, богатство, уважение, сохранение семейных традиций и ценностей, жизнь под
Рисунок 6. Связь между индексом ценности «Доброта» и смертностью от ДТП (СКС)
Источник: Европейское социальное исследование (6 волна), всемирная организация здравоохранения (2011-2012), люди в возрасте 15-29 лет.
защитой сильного государства, консерватизм. Российская молодежь не столь сильно поддерживает универсалистские взгляды, больше стремится к реализациям своих индивидуалистических целей. Российская молодежь, характеризуется сильной ориентацией на «Самоутверждение», в ущерб «Заботе о людях». Структура ценностных ориентаций молодежи приводит к социальным противоречиям. Одно из противоречий заключается в важности защиты сильного государства при отсутствии доверия к государственным институтам. Для молодежи оказывается недостаточными государственная регламентация и конвенциональный символический порядок, поэтому юноши и девушки создают собственные представления об опасном и рисковом поведении.
Ориентация на государственные санкции, важность ценности защиты сильного государства при относительно низкой важности заботы об окружающих людях так же приводит к отрицательным последствиям рискового поведения. На рис. 5 показана положительная связь между важностью такой ценностной ориентацией, как «Безопасность» и смертностью от ДТП.
Ценность «Безопасность» строится на основе высказываний о том, насколько важно жить в безопасном окружении, насколько важно, чтобы правительство или сильное государство могло защитить граждан. Но на дороге при повышенной рискованности в результате несоблюдения ПДД, государственная защита не работает. Так как молодые люди в России чаще склонны менять свое поведение, не придерживаться регламентированных правил поведения на дороге в отличие от многих молодых жителей Европы, ситуация неопределенности поведения увеличивается, люди не могут просчитать возможные варианты поведения водителей на дороге. Растет и риск попасть в ДТП.
Снизить последствия нарушений формальных правил могут неформальные правила поведения, основанные, прежде всего, на заботе об окружающих (пешеходах, пассажирах, других водителях), осторожности и отсутствии рискованности. И, как показывает рис. 6, ценность «доброта», (который аккумулирует в себе показатели отношения к окружающим людям) и смертность от ДТП имеют достаточно сильную обратную связь.
Молодые люди, ориентирующиеся, в первую очередь, на внешнюю защиту (государственных органов), а не на взаимопомощь и поддержку людей внутри общества, оказываются в условиях большей рискованности поведения, и, в итоге, большей вероятности попасть в ДТП и умереть в результате ДТП. Ценность не только собственной жизни, но и жизни других людей влияет на сокращение рисковых ситуаций среди населения. «Количество смертей, жертв — именно в силу того, что жизнь обладает ценностью — выступает своеобразной «валютой», посредством которой возможно измерение различных рисковых решений».
В общественном сознании российской молодежи долгие годы сохраняется общераспространенное убеждение, согласно которому нарушение ПДД - это нарушение водителя относительно государства (инспектора ДПС), но не перед другими участниками дорожного движения. Молодые люди (стоит
рисунок 9. Связь между одобрением нарушать Пдд и быть наказанным за нарушение Пдд. источник: Европейское социальное исследование, 5 волна, 2010, люди в возрасте 15-29 лет*
учесть, что в данную возрастную категорию входит значительная доля неопытных водителей, недавно получивших права) опираются на логику соблюдения правил, поскольку так требуют государственные органы, а не потому что соблюдение правил сохранит собственную жизнь или жизнь окружающих людей.
Данные качественного исследования, проведенного в августе 2014 год в Угорском районе Костромской области подтверждают этот вывод: «Конечно, нет (документов, подтверждающих владение мотоциклом, как нет и водительских прав).... Если в городе ездить, там понятно, сотрудники нас примут. А тут давно уже нет сотрудников полиции, поэтому некому это пресечь» (муж, 20 лет). В современных деревнях не так много дорог или перекрестков, практически нет асфальтированной дороги, много ям, нет возможности разогнаться до большой скорости. В итоге, нет потребности в регулировании правил дорожного движения. Зная всё это, сельские люди могут и нарушают основные требования, предъявляемые к водителям: не пристегиваться ремнями безопасности, садиться за руль в нетрезвом состоянии, пользоваться транспортным средством без водительских прав. Нарушая эти правила, люди. Отсутствие санкций в сельской местности приводит к грубому нарушению правил дорожного движения. Так, в качестве одной из причин бросить пить, опрошенными указывались аварии: «Просто в аварию попал и всё, и я бросил пить» (муж, 25 лет)20. Но не всем удается выжить в столь рисковых ситуациях. В деревне и
* По горизонтальной шкале отложены проценты людей, ответивших «совершенно невероятно» на вопрос «Пожалуйста, скажите, насколько вероятно, что вы будете пойманы и наказаны, если вы совершите такое нарушение ПДД, как превышение скорости или езда на красный свет?». По вертикальной оси отложены проценты людей, ответивших «совершенно не неправильно» на вопрос: «Насколько неправильно совершить такие нарушения ПДД, как превышение скорости или езды на красный свет?»
аварии случались, часто со смертельными исходами. Интервьюеры приводили примеры последствий несоблюдения правил: пьяный водитель задавил пешехода, пьяный водитель попал в яму и выпал из мотоцикла, пьяный водитель врезался в двери клуба. Но такие ситуации, по логике местных жителей, происходят только с другими людьми, их это не коснется. Так рассуждают и молодые, и люди постарше. Причина такой логики кроется в сохранении паттернов поведения старших поколей: «У меня дед постоянно пьяным ездил, как правило, обратно (с работы). Приезжал домой, трактор глушил, там всё делал, падал и спал. Больше ничего не мог, но как бы ехал по правилам, всё правильно. Приезжал и выпадал, не мог идти, а ехать мог» (муж, 20 лет).
Количественные данные международного Европейского социального исследования показывают, что такая логика нарушений правил свойственна не только жителям сельской местности, но и в целом молодому населению России. Люди в возрасте 15-29 лет из России, Украины, Литвы, Словакии отмечают, что низка вероятность быть пойманным за нарушение ПДД, что не склонны осуждать такое нарушение, как превышение скорости или езда на красный свет (рис. 11).
К сожалению, ценности - это достаточно устойчивая структура, которую сложно изменить. В обществах, где на высоких ступенях иерархии базовых ценностей находятся доброта, помощь и забота о других, наблюдается значительно меньшая подверженность рисковому поведению. Основанные на доверии отношения между членами общества увеличивают вероятность соблюдения обязательств без применения санкций.
Выводы
В последние годы принимается множество законодательных инициатив в области безопасности дорожного движения.
Многие из них направлены на исправление поведенческих установок российских граждан. К ним можно отнести и антиалкогольное законодательство последних лет, и законодательство в отношении пассивной безопасности и многое др. Но, не смотря на это, молодежь, как основная возрастная группа риска на дорогах, остается без надлежащего внимания. Ни в первой, ни во второй Федеральных Целевых Программах по безопасности дорожного движения вопрос связанные с молодежью не поднимался.
Высокая смертность от ДТП говорит о том, что в России молодежь живет в среде враждебной и агрессивной по отношению к ним самим. В России нормальной практикой является взваливание ответственности за аварию на самого человека. Это характерно и для официального и для научного дискурсов, и для общественного сознания [Шурыгина И. Смертность российских детей от внешних причин // Демоскоп Weekly 2013. №537-538]. Негативные последствия рискового поведения российской молодежи обычно приводят к применению государством определённых формальных и неформальных санкций. Ужесточение санкций, за нарушение институционально закрепленных правил поведения не приводит к изменению сложившейся ситуации.
Основная стратегия развитых стран в снижении уровня дорожно-транспортного травматизма долгие годы заключалась в том, чтобы сделать окружающую человека среду максимально безопасной, дружественной для него. Многое в данном вопросе определяется поведением самого человека, и поведением окружающих его людей, от того, как люди относятся друг к другу, и от отношения к своей и чужой жизни.
Изменение ценностных ориентаций - это сложный и длительный процесс, однако реализуемый. Возможной преградой на пути к положительным изменениям является ориентир на сохранение паттернов поведения, которые мешают российской молодежи инкорпорировать новые ценности, неформальную структуру правил, позволяющих снизить риски, существующие в современном обществе.
Социология и право