Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами. Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества, и оно закреплено практически во всех основных законах.
Изменения, происходящие в настоящее время в мире во всех сферах жизни человеческого общества, требуют повышения роли нравственной, духовной и профессиональной личности, сочетающей высокий уровень ответственности и свободы в определении своего жизненного предназначения. В настоящее время в вузы технического профиля приходят молодые люди с несколько притупившимся интересом к здоровой духовной жизни, в силу возрастных особенностей не имеющие прочных связей с прошлым, недостаточно чётко представляющие роль нравственных ценностей в мире, с которыми им придётся иметь дело в XXI в. Как верно заметил академик А. А. Логунов, «проблема бездуховности подрастающего поколения стучится в дверь, а мы её не замечаем». Поэтому преподавание предметов гуманитарного цикла, а именно философии и иностранного языка, в технических вузах сегодня приобретает особую значимость. Ведь в процессе обучения наши студенты должны получать не только профессиональные знания, умения и навыки (ЗУН), но и формироваться как личности, приобретать комплекс качеств, необходимый им в дальнейшей жизни. Именно эти дисциплины призваны формировать общую культуру человека, гражданские и профессиональные качества личности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Академик Д. С. Лихачёв чётко и точно сформулировал основные тенденции современного образования следующим образом: «Двадцать первый век должен стать веком гуманитарного мышления или его не будет совсем».
Решение вышеобозначенной проблемы возможно, на наш взгляд, через формирование лингвокомпетентного специалиста на основе философско-лингвистического подхода. Принимая во внимание созидательную роль мыслительной деятельности в формировании личности специалиста, следует отметить, что язык, по мнению известного лингвиста XIX в. Карла Беккера, принадлежит всецело мысли как высшему проявлению человеческой жизни. Мышление, заявляет Карл Беккер, проявляется в языке, как зрение в глазах: зрение выражает понятие глаза, а мысль выражает понятие языка. Следовательно, язык - это воплощение человеческой жизни, поскольку в человеческом организме язык выражен «в такой полноте, какая невозможна в других организмах». И происходит это с помощью мышления.
Таким образом, философско-лингвистический подход нацелен на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения, на развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, на стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историкокультурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Одной из важнейших задач философии является формирование здоровых этических, эстетических представлений обучающихся. Очень важным компонентом в процессе преподавания дисциплины является обращение к опыту народов, который передается из поколения в поколение, при реализации которого неоценима и незаменима роль языка.
Формирование лингвокомпетентного специалиста, т. е. его коммуникативной компетентности, является важнейшим условием развития мирового общества посредством разрушения барьеров непонимания между людьми. Оно призвано обеспечивать эффективную коммуникацию между представителями разных стран и народов. Именно коммуникативная компетентность может обеспечить специалиста возможностью пользоваться, согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу 1 сентября 2013 г., правом на образование в течение всей жизни в соответствии с его потребностями, адаптируя систему образования к уровню его подготовки, особенностям развития, способностям и интересам.
Поэтому повышение качества профессионального образования, особенно его коммуникативной составляющей, основанной на философских и лингвистических ЗУН, является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества, так как на современном этапе успех может быть достигнут только благодаря росту высоких технологий и информационно-интеллектуальному развитию общества, основанному, в первую очередь, на коммуникативных умениях. Философские и лингвистические ЗУН для любого специалиста, и вообще для каждого гражданина общества - это основа не только его личной социальной и профессиональной успешности, но и эффективности общественного развития в целом.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на вопрос подготовки кадров в вузе с целью получить высококвалифицированного лингвокомпетентного специалиста, который с первых шагов будет хорошо ориентироваться в трудовом процессе, самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, рационально использовать ЗУН для успешного решения профессиональных задач.
Результатом обучения в вузе сегодня должны быть не просто ЗУН, а формирование вдумчивой, свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества, что возможно только благодаря наличию коммуникативных навыков, подкреплённых философским взглядом на жизнь. Компетентность в процессе коммуникации становится одной из составляющих высокого профессионального уровня практически во всех сферах деятельности, так как любой специалист участвует в информационном обмене, взаимодействует с другими.
Проблемы коммуникации, общения, коммуникативной компетентности глубоко изучены и детально освещены в теоретических трудах философов (М. Шелер, К. Ясперс, М. Бубер, М. Бахтин и др.), психологов (Б. Г. Ананьев, A. A. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. А. Якунин и др.), педагогов и педагогов-лингвистов (В. И. Гинецинский, М. И. Лисина, Г. И. Михалевская, A. B. Мудрик, Г. С. Трофимовой и др.), социальных педагогов (Б. З. Вульфов, Г. А. Кудрявцева, В. А. Фокин и др.).
Несмотря на то, что проблема коммуникативной компетентности хорошо освещена в педагогике, психологии, социальной педагогике, социальной психологии, её формирование с точки зрения философского и лингвистического подходов в связи с переориентацией системы образования на новые ценности приобретает сегодня новое звучание. При освещении этого вопроса учёные, рассматривая то или иное лингвистическое явление, не ограничиваются только констатацией фактов, а стараются заглянуть в глубинные процессы мыслительной деятельности.
Отмечая общие черты речепорождения, важно учитывать не только глубинные структуры в виде грамматических правил, но и смысловое содержание сообщений. Практика показывает, что обучающиеся зачастую не владеют навыками речепорождения даже на своём родном языке по причине отсутствия у них навыков речевой мыслительной деятельности, предполагающей формирование мыслей с последующей передачей их в речи. Следовательно, в процессе вузовской подготовки необходимо повышать их способности формулировать мысли для воспроизведения их в речи, что, несомненно, способствует формированию коммуникативной компетентности студентов вузов.
Существуют различные подходы к пониманию компетентности. Многие определяют компетентность как готовность, способность, ответственность, уверенность и т. д. Дж. Равен определяет компетентность, состоящую «из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».
Особое место в анализе проблемы коммуникативной компетентности занимает концепция К.-О. Апеля, согласно которой все участники коммуникации ориентируются на обобщенные, интерсубъективно понятые нормы коммуникации, что в совокупности с коммуникативной компетентностью и наличием рациональных мотивов делает возможным сам этот процесс.
Немецкий философ Ю. Хабермас подчеркивает, что его «коммуникативное действие», являясь мегатипом всех типов социальных действий, не сводится к одной лишь коммуникации и что оно охватывает все виды интеракций, которые осуществляются совместно и согласованно с другими людьми.
По Г. С. Трофимовой, лингвистическая компетентность - это способность понимать (продуцировать) неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения.
Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров рассматривают коммуникативную компетентность как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуации межличностного взаимодействия».
Коммуникативная компетентность личности - это знание и понимание норм и правил общения, в том числе и невербального языка общения, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию, умение вступать в контакт с окружающими людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение убеждать собеседника, способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера, способность вызывать у собеседника положительное отношение к собственной личности.
В нашем понимании коммуникативная компетентность - это способность специалиста определённой области эффективно и со всей ответственностью общаться с коллегами в конкретной ситуации профессионального речевого общения по конкретному деловому вопросу, включающему общепрофессиональные и узкоспециальные профессиональные знания, умения и навыки.
Решение проблемы формирования коммуникативной компетентности является актуальным не только для каждого конкретного человека, но и для общества в целом, поскольку общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы, получает подтверждение своего существования, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ как к успешной деятельности субъекта, так и к успешной жизни в целом.
Сегодня от человека требуется умение жить, сосуществовать в обществе, достижение которого возможно посредством создания в среде обитания, учебной среде конкретных ситуаций речи, требующих от него осознанного самостоятельного выбора вида действия, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков. Необходим учёт степени осведомлённости слушателя, общих целей коммуникации и т. д., то есть учёт той совокупности экстралингвистических факторов, которые также влияют на положительный результат осуществления коммуникации.
Лингвокомпетентному человеку важно уметь осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, причины возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами коммуникации, необходимыми для успешного выполнения данной деятельности, видеть коммуникативные проблемы в своей деятельности, уметь их формулировать и искать пути их адекватного разрешения. Все эти элементы характеризуют коммуникативный «профиль» профессиональной деятельности любого специалиста, поскольку он должен уметь устанавливать психологический контакт с собеседником, управлять процессом общения, а также иметь сформированные речевые и рефлексивные умения, основанные на таких личностных качествах, как доброжелательность, тактичность, объективность, толерантность, организованность, инициативность. Он должен быть способным эффективно решать нестандартные задачи, возникающие в процессе коммуникативных действий.
Таким образом, для формирования лингвокомпетентного специалиста необходим учёт философских и лингвистических факторов, определяющих возможность подготовки данного специалиста с правильным мировоззрением, отношением к окружающему миру, умеющего устанавливать адекватный контакт с любым собеседником.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 6 (73) 2014