Национальная гвардия Украины через призму международного гуманитарного права
![]() |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО Бисултанов А. К. В статье анализируются вопросы правового основания формирования национальной гвардии, определения ее правового статуса, полномочий, условий и практики применения национальной гвардии в условиях вооруженных конфликтов. Автором раскрывается наиболее актуальная в современных реалиях тема — формирование национальной гвардии и батальонов территориальной обороны Украины. |
Угрозы и вызовы, с которыми приходится сталкиваться современным государствам, влияют на решение вопросов военной организации в государствах. В состав вооруженных сил стали включаться новые военизированные образования в виде так называемых национальных гвардий, которые традиционно представляли собой вооруженные образования из гражданских лиц, и ныне могут использоваться в нестабильных государствах для подавления выступлений вооруженной оппозиции, преследующей различные политические цели. В связи с этим представляется актуальным определение статуса такого рода вооруженных формирований и квалификация их применения во внутренних вооруженных конфликтах через призму международного гуманитарного права.
Впервые отряды так называемой Национальной гвардии были созданы в 1789 г. во время Великой французской революции. Они представляли собой вооруженное гражданского ополчение, созванное для защиты революционных преобразований и поддержания правопорядка. Национальная гвардия строилась по территориальному признаку (по кварталам и округам), в первое время ее командный состав был выборным, лишь главнокомандующий назначался правительством. Первым командующим Национальной гвардии был Жильбер Лафайет. Отряды Национальной гвардии из бедных кварталов Парижа участвовали в восстании 10 августа 1792 г., в подавлении контрреволюционных восстаний. При Наполеоне I Национальная гвардия использовалась в качестве вспомогательной военной силы.
Постепенно «гвардия» как вспомогательная часть войск стала появляться в различных армиях мира. Национальная гвардия часто становилась регулярной частью сухопутных войск.
Самой знаменитой можно назвать Национальную гвардию США, являющуюся прямым потомком народных ополчений отдельных штатов. Национальная гвардия — территориальные воинские формирования в США.
Ее существование основано на конституционной норме разделения полномочий властей штата и федеральных властей. То есть штаты набирают на воинскую службу солдат и офицеров, а федеральное правительство берет на себя расходы по их содержанию и распоряжается войсками. В мирное время гвардейцы находятся в подчинении губернаторов тех штатов, где они расквартированы. Но как только объявляется мобилизация или чрезвычайное положение, гвардейцы включаются в состав регулярных войск. Это позволяет Национальной гвардии США считаться полноценным резервом Сухопутных войск и ВВС США.
В современной форме Национальная гвардия создана по закону Дика (Акт о милиции 1903 г.). По закону о национальной обороне (1916 г.) Национальная гвардия стала самостоятельной частью Сухопутных войск. В 1947 г. была создана Национальная гвардия ВВС (Air National Guard). Зачисление в Национальную гвардию производится на добровольной основе, гвардейцы должны пройти курс подготовки продолжительностью не менее шести месяцев. Подразделения Национальной гвардии созданы в каждом штате, в некоторых из них губернатор является главнокомандующим Национальной гвардии штата, может созывать ее при возникновении чрезвычайных обстоятельств: при наводнениях, пожарах, в случае беспорядков. Национальные гвардейцы могут быть призваны на службу сроком до двух лет президентом США в случае объявления чрезвычайного положения на национальном уровне. Мобилизация национальных гвардейцев проводилась во время различных войн, в период Берлинского кризиса (1961 г.), расовых и студенческих волнений в 1960-1970-х годах. Во время войны в Персидском заливе на действительную службу были призваны 72 тыс. резервистов Национальной гвардии — рекордное количество со времени Корейской войны.
Важно отметить, что части Национальной гвардии принимали активное участие во многих крупных военных операциях Соединенных Штатов Америки, кроме Вьетнамской войны. Примером могут служить: Первая и Вторая мировые войны, война в Корее (1950-1953 г.), война в Персидском Заливе (991 г.), миротворческие операции на территории бывшей Югославии.
Силы национальной гвардии также существуют во многих странах мира, таких как: Пакистан, Шри-Ланка, Саудовская Аравия и т.д. Как правило, они применяются в следующих случаях:
1. Осуществление силовых операций мирного времени: борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и терактов; обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в соответствии с решениями высших органов государственной власти.
2. Применение военной силы для обеспечения безопасности государства в вооруженном конфликте, который понимается как одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой одно и более государств, участвующих в военных действиях, не переходят в особое состояние, называемое войной, как правило, преследуют частные военно-политические цели, и который может стать следствием разрастания приграничного конфликта, вооруженных инцидента или акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, носить международный (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с вооруженным противоборством в пределах одного государства).
После распада СССР национальные гвардии стали образовываться на территории республик бывшего Советского Союза, например: Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Узбекистан.
Весной 2014 г. в Республике Казахстан3 и Украине было объявлено о формировании национальной гвардии. Но если для Казахстана — это новый опыт, то Украина создает этот орган во второй раз в своей истории.
В отличие от других бывших советских республик, исследование проблемы формирования и применения данной структуры в Украине вызывает повышенный интерес в связи с внутриполитическими процессами, сопровождающимися, в том числе, применением вооруженной силы.
Во время распада Советского Союза руководство Украины приняло решение о создании армии независимого государства на базе внутренних войск. Указ Президиума Верховной Рады Украины № 1465-XII «О подчинении Украине внутренних войск, которые дислоцируются на ее территории» от 30 августа 1991 г., по сути, дал толчок к созданию так называемой республиканской гвардии на основе внутренних войск МВД УССР.
Национальная гвардия Украины (далее — НГУ) была «рождена» Законом Украины «О Национальной гвардии Украины», принятом Постановлением Верховной Рады Украины № 1774- XII от 4 ноября 1991 г. В преамбуле Закона закреплялось, что Национальная гвардия является «государственным вооруженным органом, созданным на базе внутренних войск, призванным защищать суверенитет Украины, ее территориальную целостность, а также жизнь и личное достоинство граждан, их конституционные права и свободы от преступных посягательств и других антиобщественных действий».
Постепенно собираясь из отдельных частей, как мотострелковых, так и авиационных (в 1992 г. было создано Управление авиации НГУ, в состав которой входили 2 вертолетные бригады), к 1995 г. Национальная гвардия Украины представляла собой достаточно боеспособную единицу.
6 октября 1995 г. Национальная гвардия Украины была передана в оперативное управление Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Украины, то есть президента. Гвардия хорошо зарекомендовала себя во время операций по усилению границы с Молдавией (по причине конфликта в Приднестровье), действий во время массовых беспорядков татарского населения в Крыму в марте 1998 г. К 1999 г. почти все полки гвардии были переименованы в бригады специального назначения.
Постепенно украинское руководство начало процесс передачи полномочий Национальной гвардии Украины различным силовым структурам. 17 декабря 1999 г. Указом Президента Украины «О передаче подразделений Национальной гвардии Украины в состав иных воинских формирований» войсковые части НГУ были переданы в состав Министерства обороны Украины и Внутренних войск МВД Украины. 11 января 2000 г. принимается Закон Украины «О расформировании Национальной гвардии Украины»6. Национальная гвардия, как полноценное войсковое формирование, исчезает на определенное время.
В ноябре 2013 г. на территории Украины, в городе Киеве, начинается многомесячная акция протеста, вызванная приостановлением процесса подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. В связи с попытками действующей на тот момент власти разогнать протестующих, а также принятием законов, ужесточающих ответственность за участие в подобных мероприятиях, ситуация вышла из-под контроля. Акция, названная мирной, постепенно переросла в массовые беспорядки. Действующая власть в Украине стала терять контроль над ситуацией. В феврале 2014 г. в Украине происходит смена власти, что вызвало негативную реакцию как на юго-востоке Украины, так и на территории Крымского полуострова.
Приказом № 144 от 25 февраля 2014 г. временно исполняющий обязанности министра внутренних дел А. Б. Аваков, «с целью оптимизации структуры и усовершенствования деятельности органов и подразделений МВД», как это указано в приказе, расформировывает спецподразделение МВД «Беркут», принимавшее активное участие в подавлении протестных акций.
Слабая боеспособность частей украинской армии, отсутствие четких решений со стороны командования во время событий в Крыму весной 2014 г. приводят руководство Украины к идее воссоздания Национальной гвардии Украины, как боеспособной и мобильной единицы. 12 марта 2014 г. Верховная Рада Украины проголосовал за воссоздание Национальной гвардии Украины. Что касается существовавшего на тот момент аналога такого формирования, то есть внутренних войск — части внутренних войск МВД Украины должны были быть реорганизованы, а по факту — слиться в единое целое с новой гвардией. Был принят закон Украины № 877-VII от 13.03.2014 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». 13 марта 2014 г. был принят Закон № 876-VII «О Национальной гвардии Украины».
Основная идея поправок и принятия нового закона — преобразовать внутренние войска Министерства внутренних дел в Национальную гвардию Украины, то есть воинское формирование с правоохранительными функциями, которое войдет в систему Министерства внутренних дел Украины. Закон также определяет функции Национальной гвардии Украины, вытекающие из ее предназначения и задач, общую структуру и численность; упорядочивает руководство Национальной гвардией Украины, прохождение военной службы и трудовые отношения; определяет обязанности, права и ответственность военнослужащих; устанавливает порядок принятия мер физического влияния, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники военнослужащими.
В соответствии со ст. 1 Закона «О Национальной гвардии Украины», назначение и задачи ныне существующей гвардии следующие: «Национальная гвардия Украины является военным формированием с правоохранительными функциями, которое входит в систему Министерства внутренних дел Украины и предназначено для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также во взаимодействии с правоохранительными органами — по обеспечению государственной безопасности и защите государственной границы, пресечению террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций».
Если подробнее рассмотреть положения закона, то можно увидеть, что, прежде всего, речь идет о широчайших полномочиях данного формирования, закрепленных в ст. 2 Закона Украины «О Национальной гвардии Украины». Национальная гвардия выполняет функции: от выполнения задач территориальной обороны до участия в поддержании или восстановлении правопорядка в районах возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Круг обязанностей, закрепленных законом за национальной гвардией, позволяет ей не только контролировать всю правоохранительную деятельность в стране, но и активно влиять на действия как вооруженных сил и погранслужбы, так и МВД в целом. В соответствии со ст. 9 Закона «О Национальной гвардии Украины» комплектация гвардии осуществляется за счет военнослужащих, проходящих службу по контракту и по призыву.
В п. 2 ст. 9 указанного выше Закона говорится, что военнообязанные могут быть добровольно зачислены в состав резерва национальной гвардии. Речь идет о создании солдат-граждан, постоянно тренирующихся и готовых принять меры по разрешению тех или иных кризисных ситуаций на территории своей страны. Мобильность за счет деления на оперативно-территориальные объединения, а также разнообразие опыта, возраста, умений — могут сделать такое формирование эффективным в боевом плане, а также гибким и легко адаптируемым к любой чрезвычайной ситуации.
Международное гуманитарное право разделяет участников вооруженных конфликтов на комбатантов (воюющих) и некомбатантов (невоюющих). В соответствии с Дополнительным протоколом I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях» (п. 2 ст. 43). Это означает, что комбатанты имеют право воевать и «обязаны соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов» (п. 2 ст. 44).
Таким образом, лиц, входящих в состав Национальной гвардии Украины, можно отнести к категории комбатантов. Стоит отметить, что Национальная гвардия Украины участвует, на основании Закона Украины «О Национальной гвардии Украины» от 13 марта 2014 г., «во взаимодействии с Вооруженными Силами Украины в отпоре вооруженной агрессии против Украины и ликвидации вооруженного конфликта посредством ведения военных (боевых) действий, а также для выполнения задач территориальной обороны» (п. 2 ст. 1). В современных реалиях Национальная гвардия играет ведущую роль в боевых действиях на юго-востоке Украины.
По состоянию на июнь 2014 г., по словам министра внутренних дел Украины А. Б. Авакова, по стране было создано 30 спецподразделений МВД. В том числе по областям:
Винницкая — батальон «Вшниця»;
Волынская — рота «Свнязь»;
Днепропетровская — батальон «Дншро-1», батальон «Артемiвськ», батальон «Очеслав», батальон «Шахтарськ»;
Луганская — батальон «Луганськ-1»;
Запорожская — батальон «Сюф»;
Ивано-Франковская — батальон «1вано-Франювськ»;
Киевская — батальон «Кшвщина», батальон «Миротво- рець», батальон «Азов»;
г. Киев — батальон «Кшв-1», батальон «Золой ворота», батальон «Сч», рота «Ки1в-2»;
Кировоградская — батальон «Юровоград»;
Львовская — батальон «Львш»;
Николаевская — батальон «Микола1в»;
Одесская — батальон «Шторм»;
Полтавская — батальон «Полтава», рота «Кременчуг»;
Сумская — батальон «Суми»;
Тернопольская — батальон «Тернотль»;
Харьковская — батальон «Слобожанщина», батальон «Харюв-1», рота «Харюв-2»;
Херсонская — батальон «Херсон»;
Хмельницкая — рота «Богдан»;
Черниговская — батальон «Чернтв».
В соответствии со ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. к категории комбатантов стоит также причислить лиц, входящих в состав батальонов территориальной обороны Украины. Указанные формирования были созданы в соответствии с рядом законов Украины («Об обороне Украины» от 6 декабря 1991 г. № 1932-XII; «Об утверждении Указа Президента Украины „О частичной мобилизации"» от 17 марта 2014 г. № 1126-VII17), Указом Президента «Об утверждении Положения о территориальной обороне Украины» от 2 сентября 2013 г. № 471/2013 и во исполнение соответствующего решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 19 марта 2014 г. в качестве отдельных батальонов, которые входят в состав Вооруженных Сил Украины, находятся в подчинении Министерства обороны Украины (например, известный 24-й отдельный штурмовой батальон «Айдар» сухопутных войск ВС Украины), а их формирование осуществляется по территориальному принципу. Вместе с тем батальоны находятся в подчинении глав областных госадминистраций, на территории которых они непосредственно создаются. Финансовое обеспечение и комплектация батальонов осуществляются за счет областных бюджетов и благотворителей.
Таким образом, сравнение практик создания национальных гвардий и опыта их применения показывает следующее:
1. Включение национальной гвардии в состав регулярных вооруженных сил не является общим правилом. Как показывает практика, национальная гвардия может входить в состав регулярных вооруженных сил в условиях вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера;
2. Национальная гвардия может наделяться полномочиями, связанными не только с решением традиционных для нее задач: обеспечение безопасности главы государства и высших органов власти, участие в церемониальных ритуалах, несение почетного караула у эталонов государственных флага и герба, охрана особо важных государственных объектов; подавление мятежей и стихийных волнений, разгон или охрана демонстраций; борьба с терроризмом; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе путем восстановления и обеспечения общественного порядка в местах стихийных бедствий; но и задач, свойственных воинским формированиям, входящим в состав регулярных вооруженных сил — это отражение агрессии, направленной против государства; вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории государства и другие задачи аналогичного характера.
Изучение национальных законодательств показывает, что национальные гвардии, независимо от того, входят они в состав регулярных вооруженных сил или нет, при наличии условий, определяемых национальным законодательством, могут принимать участие в вооруженном конфликте как международного, так немеждународного характера. В этом случае служащие подразделений национальной гвардии приобретают статус комбатанта со всеми вытекающими отсюда последствиями, основанными на международных обязательствах государства национальной гвардии.
Международное гуманитарное право
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (80) 2015