О правовых представлениях современной молодежи (на материалах Республики Дагестан)
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Чупанова А. Ч., Азизова В. Т. В данной статье обосновывается особый статус молодежи как объекта социолого-правовых исследований, и анализируются результаты социологического опроса, выявляющего уровень знания молодыми людьми своих прав, оценку причин нарушения и отсутствия реализации большей части прав граждан, степень влияния местных обычаев, традиций, религии на состояние правового сознания молодежи (на материалах опроса молодежи в Республике Дагестан). |
Условия формирования и развития российской государственности свидетельствуют о том, что обеспечение законности, правопорядка в обществе невозможно не только без государственно-властного признания и защиты политических, экономических и социальных прав человека, но и без правомерного использования субъективных прав конкретным лицом и исполнения им обязанностей перед социумом, в котором становится реальностью осуществление свободного и всестороннего развития человеческой личности. Эффективное функционирование современного российского государства невозможно без высокого уровня правосознания и правовой культуры, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону. Можно согласиться с точкой зрения о том, что «эффективность преобразований в социально-экономической и социально-политической сферах жизнедеятельности общества во многом зависит от того, насколько осознанно, а следовательно, активно, будут участвовать в данном процессе все социальные группы, в том числе и молодежь - самая динамичная и энергичная часть общества - которая представляет особую социально-демографическую группу».
Современная правовая наука неоднократно обращалась к исследованию правового поведения молодежи как определенной социально-демографической группы, ее роли в общественном воспроизводстве, положения в социальной структуре, взаимодействия с другими общественными группами, особенностей ее сознания в целом и правосознания в частности.
Как справедливо считают В. А. Котляров и А. П. Михайлов, «либерализация и ослабление традиционных механизмов институциональной регуляции, отказ от унифицированных образцов формирования поведения молодого поколения посредством целенаправленного воздействия на него методами воспитания и, напротив, усиление спонтанности в освоении молодежью социальной действительности заметно повлияли на изменение механизма правовой социализации молодежи». Правосознание молодежи - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества и формирования правового государства. В сложившейся ситуации в обществе проблема правосознания молодежи требует пристального внимания и анализа. Для своевременного решения проблем молодежи необходим постоянный мониторинг правосознания молодежи, результаты которого должны быть проанализированы и представлены для законодательного и практического решения органам государственной власти и всем заинтересованным субъектам.
Анализируя отношение современной молодежи к правовым нормам, следует отметить, что это отношение носит динамичный характер, содержательная сторона которого изменяема в той же мере, в которой подвижно мировосприятие молодежи, формируемое под воздействием ряда факторов, включающих и ценностный, и информационный регуляторы. В этой ситуации очевидно, что «оценка и переоценка окружающего мира порождает новые смыслы и значения, которыми определяется как символическое, так и реальное социокультурное пространство молодежи».
С целью выявления состояния и определения перспектив развития правосознания молодежи нами по специально разработанной анкете проводился социологический опрос молодежи Республики Дагестан. Опрос проводился в январе - апреле 2015 г. среди школьников города Махачкалы (100 чел.), студентов государственных вузов республики (300 чел.), работников правоохранительных органов и государственных учреждений (100 чел.). В общей сложности было опрошено 500 человек.
Проводя опрос, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
1. Выяснить, насколько хорошо осведомлена молодежь о своих основных правах, гарантированных им законодательством РФ.
2. Определить причины нарушения и отсутствия реализации большей части прав граждан.
3. Выяснить, как влияют местные обычаи, традиции, религия на состояние правового сознания молодежи.
По итогам исследования предполагалось получить результат, свидетельствующий о том, что уровень правосознания и правовой культуры молодежи в целом невысок, скорее всего, даже низок, на его состояние недостаточно влияют полезные с точки зрения общества адаты, обычаи и традиции. Чтобы доказать или опровергнуть это утверждение, нами был проведен этот опрос.
Подведем некоторые выборочные итоги опроса среди студентов - юристов дневной формы обучения. Полученные результаты по данной категории опрошенных представляют интерес и в плане профессиональной ориентации обучающихся сегодня на факультете будущих юристов. В данной статье мы постараемся осветить те положения опроса, которые свидетельствуют об уровне и качестве правовых знаний студентов и о роли других социальных регуляторов, в частности, обычаев, адатов, традиций в правосознании молодежи.
Выборочная совокупность составила 127 человек. Средний возраст респондентов, принимавших участие в опросе - от 16 до 20 лет. Социальный состав - студенты. При анализе ответов гендерный состав отдельно не выделялся.
Нами были заданы следующие вопросы и получены ответы:
Приходится ли Вам встречаться в своей жизни с правовыми вопросами? Из 127 опрошенных утвердительно на этот вопрос ответили 109 студентов (почти 86 %), 18 (почти 14 %) - ответили отрицательно. Ответ более чем странный, тем более что на последующие вопросы, где необходимо было участие в правовых ситуациях, те же респонденты давали утвердительный ответ, подтверждающий то, что с правовыми вопросами им в жизни встречаться все же приходилось. Отрицательный же ответ на этот вопрос - результат скорее незнания тех норм, регламентирующих ситуации, в которых оказывались респонденты.
Под правом понимают законы, указы, постановления и другие акты, издаваемые государством - 29 % опрашиваемых; права человека, принадлежащие ему от рождения - 45 %; то, что в жизни можно и нужно делать - 24 %; затруднились ответить - почти 2 % опрошенных.
Можно сделать вывод о доминировании у студентов естественно-правовых представлений о праве, позитивистское же понимание права гораздо ниже. Интересна связь между ответами на предыдущий проанализированный нами вопрос. Те из 14 % отвечавших, которые в своей жизни не встречались с правовыми вопросами, ответили следующим образом: позитивистское представление о праве характерно для 44 % отвечавших, естественно-правовое - почти 39 %. Таким образом, в сознании даже тех, кто считает невозможными для себя правовые ситуации, господствует позитивистское представление о праве.
Как Вы считаете, знаете ли вы свои права? На этот вопрос утвердительно ответили почти 52 % респондентов, отрицательно - 22 %, иной ответ дали - 25 % (неполно, не так хорошо, как надо бы, основные, плохо и т.д.). Половина тех респондентов, которые считают, что им не приходилось в своей жизни встречаться с правовыми вопросами, тем не менее, дали положительный ответ о знании своих прав.
Если связать ответы на этот вопрос с вопросом о том, сколько раз читали опрашиваемые Конституцию РФ, то картина выглядит следующим образом. Не читали вообще - 23 %, один раз - 24 %, два раза - 13 %, три и более раз - 15 %, иное - 20 % (т.е. читали отдельные статьи, не всю Конституцию и т.д.), были студенты, которые вообще игнорировали этот вопрос - 5 %. Количество студентов, знающих свои права, равно числу тех, кто читал Конституцию один, два, три и более раз - 52 %. Примерно равное соотношение между теми, кто не знает свои права (22 %), и теми, кто не знаком с содержанием Конституции (23 %). Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод о прямой зависимости между ответами на вышеуказанные вопросы - знают свои права те, кто читал Конституцию.
Логически связаны представления о Конституции как о документе - основополагающем источнике прав человека и гражданина в РФ со знанием самого текста Конституции, которую в качестве такового указали 56 % респондентов, т.е., примерно такое число опрашиваемых читали этот документ (52 %). Остальные варианты ответов распределились следующим образом: Уголовный кодекс - почти 2 %, Гражданский кодекс - 28 %, Федеральные законы - 3 %, указы президента - 5 %, затруднились ответить - 4 %, иной ответ дали - 2 % респондентов.
Следующий блок вопросов касался знания содержания адатов, обычаев, традиций как важнейших социальных регуляторов и их роли в выработке положительного или отрицательного отношения к праву, государству.
81 % респондентов считают, что под влиянием адатов, обычаев, традиций вырабатывается положительное отношение к праву. У 15 % респондентов противоположное мнение и лишь 3 % никак не смогли ответить на этот вопрос. При общей положительной оценке адатов, обычаев, традиций назвать, какие из них наиболее способствуют положительному отношению к праву, государству не смогли 40 % респондентов - они не назвали ни одного варианта ответа. Уважение к старшим - 47 % респондентов назвали этот обычай или в качестве единственного, или в сочетании с почитанием родителей. Отдельно уважение к родителям назвали 6 % респондентов. Маслиат как адат назвали всего 3 % опрашиваемых, из них всего один раскрыл содержание названного адата как способа разрешения конфликтных ситуаций.
Остальные варианты ответов показывают в целом общую картину незнания как содержания, так и названия адатов, обычаев, традиций. При таком положении вряд ли можно рассчитывать на положительную регулятивную и охранительную роль этих социальных норм и отражение их в содержании правосознания.
Вызывает тревогу тот факт, что даже среди тех, кто написал о положительной роли адатов, обычаев, традиций в формировании позитивного отношения к государству и праву достаточно большое количество респондентов, которые могут пойти на совершение умышленного преступления для достижения каких-либо своих целей. В этом случае напрашивается вывод о неискреннем отношении при ответе на вопросы или об искаженном представлении относительно способов достижения целей. К сожалению, в социальной действительности слишком много отрицательных примеров, которые оказываются более наглядными, чем пропаганда нужных и полезных с точки зрения общества обычаев и традиций.
Подводя отдельные итоги социологического опроса, можно сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Уровень и качество правовых знаний студентов первого курса недостаточно высоки, представления о праве неоднородны, присутствуют как позитивистские, так и естественно-правовые начала.
2. На содержание представлений о праве незначительное влияние оказывают ценностные ориентиры, выраженные (применительно к Республике Дагестан) в форме адатов, обычаев, традиций.
3. Необходима систематическая эффективная работа по внедрению в сознание молодежи как правовых, так и обычно-правовых представлений. Если необходимость правовоспитательной работы среди молодежи не вызывает никакого сомнения, то, учитывая активную урбанизацию молодежи в последнее время, просветительская работа по ознакомлению с полезными для общества адатами, обычаями и традициями народов Дагестана представляется своевременной, так как на содержание правосознания активно влияют ментальные факторы, одними из которых и являются вышеперечисленные социальные регуляторы.