Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Информационное право История правовой охраны компьютерных программ и перспективные направления борьбы с контрафактным программным обеспечением

История правовой охраны компьютерных программ и перспективные направления борьбы с контрафактным программным обеспечением



ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
Яковец Е.Н., Журавленко Н.И., Азизян В.Г.

В статье рассматриваются история развития правовой охраны компьютерных программ, понятие и признаки контрафактности компьютерных программ, особенности программ для ЭВМ как объектов авторского права, виды контрафактного нарушения авторских прав и особенности проведения экспертного исследования контрафактной информационно-программной продукции.

В настоящее время в большинстве стран мира существуют законодательные акты, относящие программное обеспечение к объектам авторского права наравне с литературными про­изведениями. Действительно, как и другие объекты авторско­го права, компьютерные программы являются результатом творческой деятельности и существуют в объективной фор­ме на соответствующих носителях. Поэтому применение к ним норм авторского права является вполне закономерным и оправданным.

С точки зрения авторского права программа для ЭВМ - это представленная в объективной форме совокупность дан­ных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения опреде­ленного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программ для ЭВМ, и порож­даемые ею аудиовизуальные отображения.

Впервые программа для ЭВМ в качестве объекта право­вой охраны была зарегистрирована в ноябре 1961 г. в США. Регистр по авторскому праву этой страны выпустил циркуляр № 61, в котором были определены условия регистрации про­грамм. В 1964 г. американское ведомство по охране авторских прав начало принимать заявки на регистрацию таких про­грамм, а в 1967 г. в Конгресс США был внесен на этот счет соот­ветствующий законопроект, который, впрочем, в тот период принят не был. Соответствующая поправка к закону об автор­ском праве была принята только в 1980 г.

На уровне международного права вопрос о правовой ох­ране программного обеспечения впервые был затронут в 1971 г. Консультативной группой правительственных экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Работы в этом направлении продолжались в течение нескольких лет - с 1974 по 1977 г. Вопрос о правовой охране программного обеспечения рассматривался также Междуна­родной ассоциацией промышленной собственности. В 1978 г. ВОИС одобрила Типовые положения по охране программно­го обеспечения, которые на тот момент представляли собой наиболее полное изложение проблем и путей их решения. Однако эти положения не были целиком использованы странами - участницами ВОИС для принятия своих национальных законов. В 1980-е гг. соответствующие поправки к законам об авторских правах приняли США, Великобритания, Франция, Венгрия, Япония и ряд других стран.





В бывшем СССР обсуждение вопросов, касающихся правовой охраны программ, началось еще в 1970-е гг. В 1979 г. было принято постановление Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ) № 581 «О повышении эффективно­сти функционирования и использования ГосФАП», согласно которому создавалась единая система Государственного фон­да алгоритмов и программ (ГосФАП). В феврале 1984 г. было принято постановление ГКНТ № 41, которое рассматривало программы для ЭВМ еще не в качестве объектов авторского права, а в качестве объектов новой техники.

Лишь в 1992 г., уже после распада СССР, Законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных пра­вах», принятые соответственно в 1992 и 1993 гг., определили, что указанные объекты интеллектуальной деятельности от­носятся к объектам авторского права. В положениях этих за­конов было сказано, что программное обеспечение для ЭВМ и базы данных должны охраняться так же, как произведения литературы. Вместе с тем в расчет должны приниматься их некоторые отличия от традиционных объектов авторского права, лежащие, прежде всего, в экономической плоскости. Произведения литературы, искусства и науки, по мнению за­конодателя, призваны удовлетворять эстетические потребно­сти людей или содействовать обмену информацией, тогда как программы для ЭВМ и базы данных используются, главным образом, в сфере управления, производства и бизнеса. Боль­шинство из имеющихся на рынке программных продуктов до сих пор ориентированы именно на эти области применения. Такая направленность порождает коммерческий характер от­ношений по их созданию и распространению, что и определя­ет особенности применения норм авторского права в области охраны программ для ЭВМ и баз данных.


Другой характерной особенностью программ для ЭВМ как объектов авторского права является простота их воспро­изведения (копирования) при помощи средств вычислитель­ной техники. Так, копию программы стоимостью, скажем, 10 тыс. руб. можно изготовить на любом компьютере в течение 1,5 мин. Материальные затраты при этом составят лишь стои­мость нового носителя информации - лазерного диска, флэш-карты и т. п. Необходимо отметить, что по качеству получае­мая копия программы для ЭВМ ничем не уступает оригиналу, в отличие, например, от ксерокопии книги или магнитофон­ной записи музыкального произведения. Более того, и после­дующее дублирование копии происходит также без снижения качества по сравнению с первым экземпляром. Эта особен­ность побудила законодателя исключить некоторые случаи свободного использования программ для ЭВМ, в частности, свободное изготовление одного экземпляра произведения для использования в личных целях, так как программы для ЭВМ являются, пожалуй, единственным объектом авторского пра­ва, самостоятельное изготовление единичного экземпляра ко­торого обходится пользователю дешевле, чем покупка экзем­пляра, выпущенного массовым тиражом.

Свободное воспроизведение (и копирование) в личных целях многих видов программ для ЭВМ, ориентированных на личное потребление, например, компьютерных игр, может привести к тому, что у производителей программного обе­спечения пропадет экономическая заинтересованность в соз­дании новой продукции этого типа.


Одним из наиболее распространенных видов правона­рушений, касающихся компьютерных программ, является контрафакция этой продукции («компьютерное пиратство»), заключающаяся в воспроизведении, распространении и ис­пользовании указанных объектов авторского права без соот­ветствующего на то разрешения их правообладателей.

Под термином «контрафактность продукции» юристы понимают нелегальный характер изделий, в том числе - ин­формационно-программного обеспечения для ЭВМ, - полу­ченных (произведенных, приобретенных, ввезенных в страну и т. п.) с нарушением действующего законодательства.

Под признаками контрафактности изделий (объектов авторского права) подразумеваются соответствующие харак­терные особенности, свидетельствующие о нелегальном про­исхождении той или иной продукции.

Проблема противодействия преступлениям, связанным с посягательством на права интеллектуальной собственности в сфере создания программ для ЭВМ и баз данных, на сегод­няшний день весьма актуальна. Отечественная правоприме­нительная практика остро ощущает отсутствие практических рекомендаций по расследованию преступлений, связанных с нарушениями авторских прав в этой области, в связи с чем специалистами высказывается на этот счет ряд предложений.


Как отмечают практики, наиболее распространены сле­дующие виды незаконного использования программного обе­спечения, которые могут быть квалифицированы как контра­фактное нарушение авторских прав:

- продажа компьютерной техники вместе с установлен­ным программным обеспечением, которое получено незакон­но;

- тиражирование и распространение экземпляров про­граммного обеспечения на носителях информации без разре­шения собственника авторских прав;

- незаконное распространение программного обеспече­ния через телекоммуникационные сети (Интернет, электрон­ная почта и т. д.);

- незаконное использование программного обеспечения пользователем.


Однако результаты анализа деятельности правоохра­нительных органов свидетельствуют о том, что нарушители авторских прав в данной сфере (именно за содеянное ими) привлекаются к уголовной или административной ответствен­ности довольно редко. Гораздо чаще им инкриминируется незаконная торговая деятельность, нарушение порядка пред­принимательства, обман потребителей, нарушение налогово­го законодательства, и т. п.

Для усиления противодействия правонарушениям в этой сфере необходимо дальнейшее совершенствование норматив­но-правовой базы, решение вопросов кадрового обеспечения противодействия правонарушениям, связанным с компью­терным пиратством, создание общенационального реестра производителей и распространителей программного обеспе­чения, налаживание сотрудничества с международными орга­низациями и др.

Немаловажное значение в данной ситуации имеет и пра­вильная квалификация признаков контрафактной продукции рассматриваемого вида, а также ее своевременное выявление на компьютерном рынке.


Окончательное решение о признании информационно­программных продуктов контрафактными имеет правовой характер, поэтому оно выносится следователем или судом. Однако для его обоснования необходимо применение и спе­циальных познаний в области проведения судебной эксперти­зы или исследования предметов и документов.

Экспертное исследование контрафактной информаци­онно-программной продукции требует привлечения специ­алистов в различных областях науки и техники и носит ком­плексный характер. Причем, для получения объективных заключений применяемые научные методики должны диф­ференцироваться с учетом наличия двух основных стадий ис­следования:

- выявления внешних признаков контрафактных изделий;

- выявления признаков контрафактности в структуре, со­держании и потребительских свойствах информационно-про­граммных продуктов.


Выявление признаков контрафактности программы для ЭВМ или базы данных, зафиксированных на соответствующем носителе, на первой стадии, прежде всего, требует проведения товароведческого исследования его упаковки и внешнего вида последней с целью установления их соответствия определен­ным стандартам, принятым фирмами-производителями.

Наряду с этим должна исследоваться и сопроводительная документация на предмет установления ее комплектности и правильности оформления. Определенная группа признаков, свидетельствующая о контрафактности информационно-про­граммных продуктов, например, нестандартное полиграфи­ческое качество упаковки, наличие специальных «пиратских» фирменных знаков или неверное воспроизведение легальных товарных знаков - выявляется и исследуется специалистами в области технико-криминалистического исследования доку­ментов.


Для выявления признаков контрафактности информа­ционно-программной продукции могут также применяться специальные познания экспертов-трасологов, исследующих следы технологического оборудования на ее носителях.

На второй стадии должно проводиться аналитическое исследование содержания информационно-программного продукта, представленного на оптических или магнитоопти­ческих компакт-дисках, жестких дисках и других машинных носителях информации. Это исследование может выявить до­полнительные характерные особенности, свидетельствующие о контрафактности продукта.


При назначении экспертиз и исследований информа­ционно-программной продукции перед экспертами могут ошибочно ставиться вопросы, касающиеся установления пра­вообладателя, авторские права которого нарушены, а также расчета и оценки размеров ущерба, нанесенного ему противо­правными деяниями, и т. п. В этой связи необходимо подчер­кнуть, что решение указанных вопросов правового характера не входит в компетенцию экспертов, а ответы на них в ходе уголовного судопроизводства должны дать следователи и судьи.

Как видно из приведенных данных, в настоящее время в достаточной степени разработаны правовые основы защиты авторских прав на компьютерные программы и методики проведения экспертных исследований контрафактной про­дукции. Вместе с тем они требуют активного применения на практике и своего дальнейшего совершенствования с учетом зарубежного опыта и использованием новейших научных до­стижений.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (88) 2015



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Статьи

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info