МАМЕДОВ Андрей Алиевич
доктор юридических наук, профессор Российского университета дружбы народов
Одним из важнейших факторов постепенного стирания как законодательных, так и экономических барьеров является формирование глобального экономического пространства. Поэтому при рассмотренииправового регулирования экономических отношений в современный период нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы в сфере экономики, особенно резко интенсифицирующие процессы межгосударственной интеграции на региональном уровне.
Понимание интеграции как единого экономического пространства нашло отражение в Соглашении о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной. По мнению подписавших его сторон, Единое экономическое пространство - это экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон - участников Соглашения, на котором функционируют механизмы регулирования национальных экономик, позволяющие обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, осуществляется единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика, необходимая для поддержания макроэкономической стабильности внутри экономического пространства и обеспечения равноправной конкуренции национальных экономик государств - участников Соглашения с экономиками других государств (особенно в условиях постоянного экономического давления со стороны государств, стремящихся к геополитическому господству - курсив А.М.).
Процессы экономической регионализации, их политические и международно-правовые последствия позволяют объединившимся государствам эффективно защищать свой экономический суверенитет вследствие ослабления свободной экономической деятельности из-за разного рода санкций, вызванных геополитическими интересами государств, стремящихся к мировому господству в экономике, а порой и внешнему управлению объединившимися государствами без учета их национальных интересов, жесткого давления на развитие национальных экономик, на процессы принятия решений различного характера.
По нашему мнению, региональная интеграция позволяет в определенном географическом пространстве не только эффективнее организовать производственные процессы в условиях уязвимости национальных экономик вследствие глобализации, но также ее следует рассматривать как ответ на экспансионистские вызовы со стороны государств, претендующих на верховенство в геополитической сфере. Создание Евразийского экономического сообщества (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан), сформированного в границах бывшего Советского Союза государствами, имеющими общую историю, правовые традиции, а главное - общие экономические цели и интересы, является не только ответом на эти угрозы, но и в публично-правовой форме с международно-правовым аспектом выражает коренные интересы и волю наций и народов.
Основным содержанием дальнейшей интеграции, как отмечено в Декларации от 18 ноября 2011 г. «О евразийской экономической интеграции» будет полная реализация потенциала Единого регионального экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия, в том числе и по следующим направлениям, непосредственно формирующимся в результате развития наднационального правового регулирования в сфере стандартизации, а именно:
- обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров;
- формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций;
- углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах;
- обеспечение совместимости национальных стандартов обучения в сфере образования.
Как подчеркивает в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года Президент Российской Федерации, цель интеграционного сотрудничества заключается в том, чтобы создать Евразийский экономический союз, основанный на применении гармонизированных международно-правовых норм, который во многом будет определять будущее Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации не только для еще большего раскрытия экономического потенциала этих стран с целью противодействия политической и экономической экспансии государств, претендующих на единоличную, главную роль в геополитической сфере, но и станет связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом - одним из самых востребованных партнеров в мировой экономике.
Основываясь на вышеприведенном постулате, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, базируясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г., учредили Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС. В настоящее время к Союзу присоединились Республика Армения и Республика Киргизия - курсив А.М.). На образованном региональном экономическом пространстве государства-члены ЕАЭС проводят единую политику в различных сегментах экономики, в том числе и в сфере стандартизации, где применяются гармонизированные административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в этой сфере.
Базис решения актуальных правовых проблем в связи с созданием Единого регионального экономического пространства, включая решение правовой проблемы регулирования деятельности в сфере стандартизации, связан, безусловно, с иерархией норм международного права. Решение озвученной проблемы - принятие решения о выстраивании иерархии норм правового регулирования в различных сегментах деятельности, в том числе и в сфере стандартизации, на Едином региональном экономическом пространстве, исходя из концепции всеобщности (универсальности) норм международного права. По нашему мнению, не может быть ни американского права, ни права Европейского союза, ни права СНГ (их существование возможно только в виде научной и учебной дисциплины, что может быть даже полезным). Данный тезис декларируется и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, регламентирующей в качестве приоритета внешней политики России - построение международных отношений на принципах международного права, основу которого составляют универсально действующие нормы права и документы международных организаций, в том числе и наднациональных структур ЕАЭС.
В этой связи можно отметить, что именно в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 19 декабря 2011 г. в основу функционирования Единого регионального экономического пространства заложены принципы соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенства государств, утверждение основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики.
Общеизвестно, что наука международного права и договорная практика исходят из того, что какого-либо ряда особых принципов соблюдения общепризнанных норм не существует. В отношении общепризнанных принципов и норм международного права действует единый императивный принцип добросовестного соблюдения международных обязательств (применительно к международным договорам он именуется принципом pacta sunt servanda). А в силу универсализма международного права все нормативные системы интеграционных объединений, в том числе и ЕАЭС, оказываются связанными с международным правом и между собой в единую систему международного права как правовой формы организации и регулирования мирового интеграционного процесса.
Безусловно, Евразийский экономический союз, в основе которого лежит международный договор и, соответственно, присутствует международно-правовая природа данного субъекта, отличается от классических международных организаций, в том числе по целям и задачам, системе и структуре органов управления, видам решений, порядку их реализации и т.п., в том числе и в сфере стандартизации.
В этой связи особую актуальность приобретает оценка изменений международно-правовых регулятивов, происходящих в условиях развития процессов глобализации, с одной стороны, и интенсификации процессов создания региональных интеграционных объединений - с другой.
В условиях экономической глобализации для каждого межгосударственного регионального интеграционного объединения гармонизация законодательства в сфере стандартизации, связанная с разработкой единых обязательных административно-правовых регулятивов, является одним из важнейших направлений деятельности. В целом, гармонизацию законодательства в сфере стандартизации, по нашему мнению, следует рассматривать как принятие странами, входящими в интеграционное объединение, общих или идентичных правовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с деятельностью в сфере стандартизации.
Различия в национальных законодательствах в сфере стандартизации продукции и услуг являлись одним из главных препятствий, в частности, на пути евроинтеграции, поэтому начало гармонизации национальных законодательств стран Европейского Союза в сфере стандартизации на основе общеевропейских директив рассматривалось как приоритетное направление развития общеевропейского права. Упрощение административно-правовых процедур (а в ряде случаев и их ликвидация - курсив А.М.) товарооборота вследствие гармонизации законодательства в сфере стандартизации ведёт к укреплению системы международной торговли не только в рамках региональных интеграционных экономических объединений, но и в целом в мировой экономике.
Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астана 29 мая 2014 года, регламентирует общие принципы гармонизации законодательства, регулирующего деятельность государств-членов ЕАЭС в сфере стандартизации:
- Интеграционное право ЕАЭС, наряду с внутренними соглашениями между сторонами ЕАЭС на уровне государств, состоит из международных договоров ЕАЭС с третьими странами, решений и распоряжений Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии. Порядок исполнения решения исполнительных органов ЕАЭС регулируется национальными законодательствами государств-членов ЕАЭС.
- Цели и принципы международных договоров, заключаемых ЕАЭС с третьими сторонами, не должны вступать в противоречие с основными целями и принципами функционирования ЕАЭС.
- При коллизиях норм международных договоров в рамках ЕАЭС и Договора о ЕАЭС приоритет имеют нормы Договора о ЕАЭС.
- Решения органов ЕАЭС по уровню юридической силы и степени приоритетности располагаются следующим образом: наивысшей юридической силой и степенью приоритетности обладают решения Высшего Евразийского экономического совета, далее в сторону уменьшения - решения Евразийского межправительственного совета, а затем и решения Евразийской экономической комиссии.
- Решениями и распоряжениями органов ЕАЭС не должны устанавливаться иные правила, чем предусмотренные международными договорами в рамках ЕАЭС и Договором о ЕАЭС.
В ст. 51 «Общие принципы технического регулирования» Договора о Евразийском экономическом союзе регламентированы и публично-правовые принципы гармонизации национальных законодательств в сфере стандартизации:
- добровольность применения стандартов;
- разработка и применение межгосударственных стандартов с учётом их гармонизации с международными стандартами;
- применение единых правил и процедур при проведении обязательной оценки соответствия;
- обеспечение гармонизации законодательств государств- членов ЕАЭС, регулирующих ответственность за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия;
- проведение согласованной политики в области обеспечения единства измерений в рамках ЕАЭС;
- недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности.
При этом «межгосударственный стандарт» нормативно определяется как принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств региональный стандарт7, утверждение которого относится к полномочиям Межправительственного совета ЕАЭС.
В целях соблюдения норм ст. 51 «Общие принципы технического регулирования» Договора о Евразийском экономическом союзе Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень интеграционных союзных стандартов и национальных стандартов государств-членов ЕАЭС (в случае отсутствия международных и союзных стандартов), обеспечивающих соблюдение вышеприведенных принципов технического регулирования в ЕАЭС, в том числе и стандартов методов исследования образцов продукции. При неприменении стандартов, включённых в указанный перечень, оценка соответствия иных применяемых стандартов осуществляется на основе анализа рисков. Перечень указанных методик исследований (испытаний) и измерений предоставляется уполномоченными органами государств-членов в Евразийскую экономическую комиссию. Разработка и принятие указанных перечней стандартов осуществляется в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией.
Осуществление гармонизации законодательства в сфере стандартизации в рамках ЕАЭС следует, по нашему мнению, рассматривать как наивысшую степень правовой интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения и Республики Киргизия. Цель интеграции - принятие региональных интеграционных международно-правовых актов в сфере стандартизации на основе общепринятых международных административно-правовых регулятивов ISO.
Создание же международно-правовой основы для региональной интеграции в сфере стандартизации, с учётом идентичности применяемых в ЕС и ЕАЭС публично-правовых ре- гулятивов в сфере стандартизации, приобретёт дальнейшую правовую завершённость при продвижении к экономической интеграции между Евразийским экономическим союзом и Европейским Союзом. Данному процессу будет способствовать и тот факт, что правовым базисом формирования единого экономического пространства для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения и Республики Киргизия и ЕС является единый для интеграционных объединений правовой массив унифицированного законодательства, учитывающий международно-правовые регулятивы (нормы-принципы) Всемирной торговой организации и адаптирующий эти международные нормы- принципы к регулированию экономических отношений как на внутреннем экономическом пространстве в ЕАЭС, так и на мировом экономическом пространстве.
Проблема создания целостной, эффективно функционирующей системы интеграционной стандартизации на Евразийском региональном экономическом пространстве и определила особенности гармонизации публично-правовых регулятивов управления в сфере стандартизации, связанных с:
- публично-правовым регулятивным воздействием на разработку на основе национальных стандартов международных (межгосударственных региональных) стандартов;
- публично-правовым обеспечением международного сотрудничества, способствующего снятию технических барьеров в международной торговле государств-членов ЕАЭС, в том числе и российского государства, и, как следствие, ведущее к увеличению оборота внешней торговли, формирующего профицитный экономический баланс государств-членов ЕАЭС;
- публично-правовым опосредованием разработки национальных стандартов, учитывающим требования современных международных стандартов как в технологии производства, так и в эксплуатационных характеристиках национальной продукции государств-членов ЕАЭС для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.
При этом отмечаем, что в условиях формирования единого мирового гармонизированного законодательства в сфере стандартизации правовую основу международного и регионального сотрудничества Российской Федерации составляют многосторонние и двусторонние соглашения, договоры и меморандумы о сотрудничестве и взаимопонимании, подписанные Российской Федерацией, в том числе и документы международно-правового характера, подписанные российским государством в рамках деятельности в международных организациях по стандартизации.