Кожанов Т. А., Криеренко А. В., Тыртышный А. А.
Интеграция образовательной политики в сфере подготовки юридических кадров является важным условием становления как национальных правовых систем России и Белоруссии, так наднациональных органов Союзного государства. Ключевыми проблемами интеграции процесса подготовки юридических кадров являются координация усилий по выполнению требований законодательства государств (Беларуси и России), наднациональных правовых актов и научнообразовательных подходов академической общественности по проблемам подготовки юристов. Эти проблемы можно условно объединить в несколько групп: методологические, нормативные, педагогические, исследовательские, технологические и другие.
Результатом международной интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России является появление общего пространства между государствами и их народами сначала в экономической, а затем и в других сферах общественной жизни. Международная образовательная интеграция отличается как от интернационализации, так и от классического международного (межгосударственного) сотрудничества.
Применительно к международной интеграции, участниками которой являются государства и, соответственно, их народы в целом, на теоретическом уровне выделяют различные её тен- Тыртышный А. А. денции: негативная интеграция как демонтаж законодательных и подзаконных правовых и иных барьеров, которые препятствуют свободному передвижению между государствами людей, товаров, услуг, денежных средств и т.д.; позитивная интеграция как переход государств к проведению общей (скоординированной, согласованной, единой) политики по управлению общественной жизнью на своей территории, юридическим отражением которой становится гармонизация или унификация их внутреннего законодательства.
Международная образовательная интеграция, по мнению заведующего кафедрой интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина профессора, доктора юридических наук Кашкина С.Ю., представляет собой совместную деятельность двух и более государств, направленную, с одной стороны, на устранение препятствий международной образовательной мобильности (мобильности преподавателей, учащихся, программ, образовательных организаций), с другой стороны, на выработку общей образовательной политики.
Как видно из определения, «позитивным» направлением международной образовательной интеграции является выработка государствами единообразных (гармонизированных) образовательных стандартов, которая сегодня происходит в рамках региональных интеграционных объединений, главным образом, в Европе - Рамка квалификаций для Европейского пространства высшего образования и др.
Важной правовой составной частью международной образовательной интеграции как регулируемого процесса является ее юридическое обеспечение формирующимся сегодня интеграционным правом. Иными словами, в рамках интеграционного права возникает одно из его направлений, которое обеспечивает международную образовательную интеграцию. Поэтому важно рассмотреть само интеграционное право и перспективы его развития в России именно для формирующейся правовой системы Союзного государства Беларуси и России.
В современных исследованиях по методологии юридического образования в России ставится вопрос о необходимости разработки новой парадигмы юридического образования, научного обоснования инновационных, преимущественно практико-ориентированных образовательных технологий. Нормативное регулирование подготовки юристов также претерпело за последние годы существенные изменения: от первых образовательных стандартов по специальности «юриспруденция» до федеральных образовательных стандартов третьего поколения и поколения три плюс по направлению «юриспруденция», включая новый уровень - аспирантуру.
Важнейшей методологической проблемой реализации требований ФГОС по направлению юриспруденция является научное обоснование и практическая апробация различных аспектов профессиональной подготовки юристов2. Кроме этого, проблема состоит в том, что работодатель запрашивает «готовых» юристов, способных «воспроизводить сложившиеся подходы» к решению возникающих задач, от них ждут владения как прикладными знаниями и навыками решать нестандартные проблемы, видеть пробелы в юридической деятельности, предлагать изменения действующего законодательства, определять эффективность правоприменения, правого воспитания и т.д. Реализация профессиональных задач и формирование профессиональных компетенций в соответствии со стандартами в России должно осуществляться посредством последовательного изучения выделенных в структуре образовательной программы 3-х блоков (Блок 1 - Дисциплины; Блок 2 - Практики; Блок 3 - Государственная итоговая аттестация).
По нашему мнению, гармонизация образовательной политики не должна ограничиваться только этими блоками, раскрывающими содержание образовательных стандартов. Формированию компетенций и получению требуемых результатов освоения образовательной программы (вне зависимости от уровня) способствуют и другие мероприятия, как правило, осуществляющихся в рамках внеучебной деятельности, позволяющие студентам приобрести навыки практической, научноисследовательской и воспитательной деятельности.
В российских вузах внеучебные мероприятия подразделяются на ряд направлений в зависимости от вида деятельности. ФГОСы обязывают вуз выбирать определенные виды профессиональной деятельности и разрабатывать формы их образовательной реализации. Так, например, в Российском новом университете реализуются следующие формы:
- экспертно-консультационная деятельность - обучение в юридической клинике;
- научно-исследовательская деятельность (для магистров, аспирантов), нормотворческая и правоприменительная деятельность (для бакалавров) - научно-исследовательская работа студентов (в том числе участие в Грантах);
- педагогическая деятельность (для магистров, аспирантов), правоприменительная деятельность (для бакалавров) - участие в воспитательной и профориентационной работе (МИПИ «Правовые волонтеры»);
- правоприменительная деятельность (для магистров, бакалавров) - участие в мероприятиях, связанных с повышением квалификации (медиация: базовый курс, особенности применения; обучающие курсы в СПС «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ»).
В контексте гармонизации образовательной политики Союзного государства Беларуси и России необходимо провести исследование факторов, обеспечивающих процесс гармонизации. Целесообразно, на наш взгляд, провести анализ факторов, сближающих образовательную политику Беларуси и России по направлению «юриспруденция» (позитивная интеграция) и факторов, способствующих её дифференциации (негативная интеграция). Наиболее ярко влияние этих факторов проявляется в рамках единых подходов к кадровому обеспечению юридической деятельности в специфических, социально-ориентированных сферах, например, в сфере охраны здоровья. Представляется необходимым провести самостоятельное исследование данной проблемы с концептуальной проработкой теоретико-методологических аспектов и обоснованием интегрированной модели реализации совместных образовательных программ.
Примером такого исследования может выступать сравнение общего и отличного в образовательных стандартах юристов в Беларуси и России. Результаты исследования представлены в виде таблицы.
Анализ общего и различного показывает, что выявленные детерминанты «позитивной» и «негативной» интеграции в рамках образовательных стандартов могут служить основой разработки совместной модели подготовки юридических кадров, в том числе в сфере здравоохранения. Методологической основой такой модели должны выступать следующие интеграционные паттерны: международно-правовые гарантии в сфере охраны здоровья, положения национальных правовых систем и нарабатываемые установления наднационального уровня Союзного государства Беларуси и России.
Как показывают проведённые исследования, интегративное взаимодействие государств имеет разный формат. Прежде всего, это межгосударственные соглашения, определяющие направления сотрудничества между этими странами. К ним, например, относятся: Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.), Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области охраны здоровья на-
Таблица 1. Образовательные стандарты Беларуси и России
Критерий |
ОСВО 1-24 01 02 «Правоведение» |
ФГОС 40.03.01 «Юриспруденция» |
Уровень образования |
Специалитет |
Бакалавриат |
Формы освоения |
Дневная (очная, вечерняя), заочная (в т.ч. дистанционная) |
Очная, очно-заочная, заочная |
Последующий этап |
Магистратура |
|
Требования к профи- лям/специализациям |
Установлены строгие требования, перечислен закрытый список профилей (20 шт.) |
Не установлены специальные требования |
Срок освоения по очной форме |
4 года |
4 года |
Объем образовательной программы (ак. часы, ЗЕТ) |
9288/232 |
8640/240 |
Объекты профессиональной деятельности |
События и действия, имеющие юридическое значение, правовые нормы, общественные отношения в сфере создания и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. |
Общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечение законности и порядка |
Виды профессиональной деятельности |
Судебная деятельность; прокурорская деятельность; следственная деятельность; адвокатская деятельность; юрисконсультская деятельность; нотариальная деятельность; риэлтерская деятельность; аудиторская деятельность (аудит); организационно-управленческая деятельность; образовательная деятельность в области права; инновационная деятельность |
Нормотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, экспертно-консультационная деятельность, педагогическая деятельность (кроме вузов) |
Профессиональные задачи |
Соответствуют видам профессиональной деятельность и раскрывают их |
|
Виды компетенций |
Академические компетенции, социально-личностные компетенции, профессиональные компетенции |
Общекультурные компетенции, профессиональные компетенции |
Требования по формированию компетенций (знать — уметь — владеть) |
Установлены для приоритетных для государства дисциплин |
Установлены для циклов образовательной программы |
Особые требования к отдельным дисциплинам |
Языковые, правовые дисциплины, дисциплины, изучаемые в контексте государственной безопасности |
Не установлены |
Учебные циклы |
Цикл социально-гуманитарных дисциплин; Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, Цикл специальных дисциплин, Цикл дисциплин специализаций |
Гуманитарный, социальный, экономический цикл; информационноправовой цикл; профессиональный цикл |
Вариативность учебного плана |
Государственный компонент, Компонент учреждения высшего образования |
Базовая часть, вариативная часть |
Виды практик |
Ознакомительная практика, Судебно-прокурорская практика, Преддипломная практика |
Учебная практика, производственная практика |
Наличие дипломной работы |
Да |
Нет |
Идеологические требования |
Требования к организации идеологической и воспитательной работы устанавливаются в соответствии с рекомендациями по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования и программно-планирующей документацией воспитания. |
Не установлены |
Требования к организации воспитательной и внеучебной работы |
В соответствии с законодательством Республики Беларусь |
Обязанность вуза сформировать позитивную социокультурную среду, условия для развития личности |
Требования к научно-педагогическим работника |
Установлены общие требования |
Установлены общие требования, конкретизированы в зависимости от цикла программы |
Использование сети Интернет в обучении |
Не конкретизировано |
Уделено внимание электронно-образовательной среде |
Требования к аудиторному фонду |
Установлены общие требования |
Установлены требования к специализированным требованиям |
Обязанность вуза по обеспечению качества подготовки кадров |
Не установлено |
Установлена обязанность по разработке стратегии, проведения мониторинга, развития процедур оценки и пр. |
селения от 18 сентября 2003 г.; Соглашение о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ-инфекции (Москва, 25 ноября 1998 г.); Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения республики Беларусь и гражданам республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (Санкт- Петербург, 24 января 2006 г.).
Современная правоприменительная практика показывает, что вопросы, находящиеся на пересечении периферий здравоохранения и юриспруденции, а также пути предлагаемых решений содержат недостаточную комплексную правовую проработку. Особую остроту имеют не только вопросы интеграции правового регулирования сферы охраны здоровья, но и консолидации усилий профессиональных врачебного и юридического сообществ. Врачам не хватает юридических знаний о характере своей работы, а юристам не достаёт понимания возможностей использования специальных медицинских знаний в процессе правоприменения. Проблемы консолидации юристов и врачей зачастую приводит к резонансным делам.
Проблемы, препятствующие более эффективному правовому взаимодействию государств на постсоветском пространстве в сфере здравоохранения можно разделить на две категории.
К первой категории относятся преимущественно проблемы национальных правовых систем государств, участвующих в интеграционных процессах. В целом законодательная база всех государств постсоветского пространства имеет сходные черты, но сложившаяся экономическая система, целевые установки правительств этих стран приводят к различиям в содержании нормативных правовых актов.
Государственная политика в области здравоохранения, например, в части организации самой системы, видов медицинской помощи и услуг, как на возмездной, так и безвозмездной основе, определение направлений и программ для финансирования и т.п., зависит от расстановки приоритетов правительствами соответствующих стран. Достижение поставленной цели может быть опосредовано конкретными способами и методами, которые могут не совпадать в различных странах. Это требует дополнительных усилий в координации совместных действий.
Достигнутые договоренности в сфере здравоохранения получили закрепление в ряде соглашений: Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.), Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области охраны здоровья населения от 18 сентября 2003 г. и др. Проблема заключается в том, что данные соглашения имеют рамочный характер, т.е. декларативно заявляют об основных принципах, целях, задачах и направлениях взаимодействия государств-участников СНГ в решении проблем охраны здоровья населения, не уточняя формата сотрудничества. По сути, подписавшие подобного рода документы государства не принимают на себя конкретных обязательств по сотрудничеству в сфере здравоохранения.
Вторая категория проблем базируется на соотношении международного, наднационального и внутригосударственного (национального) права, что составляет предмет современного интеграционного права.
В сложившейся доктрине утверждается примат международного права, который означает его главенствующую роль в сопоставлении с национальными системами. Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы, которые объективно могут быть конкурентными. Поэтому задача заключается в том, чтоб, не нарушая международного права, поставить его в основу гармонизации разных национальных интересов государств.
Для повышения эффективности интеграции в рамках Союзного государства в сфере охраны жизни и здоровья граждан представляется недостаточным имеющийся формат сотрудничества. На наш взгляд, следует в большей степени использовать возможности наднациональных органов для координации действий в области правового регулирования здравоохранения. Существование имеющихся инфраструктурных элементов Союзного государства (Парламентского собрания
Союзного государства Беларуси и России и т.д.) позволяет решать обозначенные проблемы комплексно.
Не умаляя положительной роли уже существующих интеграционных систем, государствам необходимо более рационально подходить к решению насущных задач в сфере охраны жизни и здоровья граждан, определяя наиболее оптимальные варианты сотрудничества для достижения поставленных целей.
В рамках проведенного исследования предлагаем следующие направления интеграции подготовки юридических кадров в сфере охраны здоровья:
- Разработка предложений для наднациональных и национальных органов Беларуси и России по формированию механизмов реализации заявленных в ходе круглых столов направлений международного сотрудничества в сфере здравоохранительного права стран - создать консультативный постоянно действующий орган медико-правового сообщества Союзного государства по правовым вопросам правового регулирования в сфере здравоохранения.
- Развитие межвузовского сотрудничества в области образования и науки - проекты участия в реализации образовательных программ подготовки юридических кадров медикоправового профиля в вузах Союзного государства.
- Обоснование путей внедрения единых наднациональных стандартов профессиональной деятельности юристов в здравоохранении Союзного государства - создание и внедрение правовой модели защиты прав субъектов сферы здравоохранения.
- Согласование программы научно-практического сотрудничества в сфере правового обеспечения здравоохранения - проведение II Международного конгресса по здравоохранительному праву стран Союзного государства, СНГ и Восточной Европы в 2017 году.
- Подготовка предложений для органов управления здравоохранением и образованием по интеграции систем переподготовки и повышения квалификации в сфере правового обеспечения здравоохранения.