Отдельные аспекты обеспечения сохранности найденных вещей органами внутренних дел МВД России
![]() |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Хисматуллин О. Ю. В статье исследуются теоретические и практические аспекты реализации сотрудниками полиции обязанности по обеспечению сохранности найденного и сданного на хранение имущества. Автором предпринята попытка восполнения пробелов и разрешения коллизий, существующих в правовом регулировании указанных отношений. |
Процесс совершенствования деятельности полиции в механизме реализации функций государства затрагивает различные сферы служебных обязанностей сотрудников.
Действующий закон «О полиции» в качестве одной из обязанностей сотрудников полиции указывает на необходимость обеспечения сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы. В целях реализации указанной функции приказом МВД России от 16 ноября 2012 г. № 1040 утвержден Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы.
Объективно исполнение данной обязанности органами МВД России находится в непосредственной связи с институтом права собственности, относящимся к сфере гражданскоправового регулирования имущественных отношений. Гражданский кодекс РФ определяет общие основания и порядок приобретения права собственности на бесхозяйное имущество. Необходимо отметить, что факт бесхозяйности имущества должен быть установлен или удостоверен тем или иным способом. Например, находка, не истребованная утерявшим вещь, признается бесхозяйной с момента истечения установленного срока хранения находок. В таких ситуациях юридическим основанием возникновения права собственности является бесхозяйность имущества, которая лишь определяется, констатируется или постановлением административного органа, или решением суда, или иным способом.
Понятием «бесхозяйное имущество» охватываются довольно многочисленные и разнообразные случаи, когда имущество остается без хозяина, т. е. не имеет собственника или собственник неизвестен. В частности, бесхозяйным признается: имущество, от права собственности на которое собственник фактически отказался (чаще всего это строения); найденное имущество (находка), не востребованное владельцем в течение установленного срока; обнаруженные клады, т. е. ценности, которые были кем-то умышленно спрятаны; имущество, на которое собственник утратил право ввиду истечения исковой давности (так называемое «задавненное имущество»; имущество, поступившее в административные и судебные органы в качестве вещественных доказательств, если собственник этого имущества неизвестен или имеется решение о передаче такого имущества государству.
Некоторые из этих случаев регулируются специальными правилами и зачастую являются предметами отдельных исследований. В то же время правила обеспечения сохранности найденных документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, установленные для органов полиции, действуют практически одинаково в отношении указанных видов имущества.
В рамках данной статьи будут рассмотрены некоторые проблемы реализации функции хранения найденных вещей в органах внутренних дел.
Гражданско-правовая доктрина определяет, что находка - это неожиданное обнаружение какой-либо чужой вещи, которая выбыла из владения собственника или иного законного владельца помимо его воли. Иными словами, титульный владелец этой вещи ее потерял. При этом очевидно, что такая потеря должна совершиться вне сферы его владения. Поэтому если вещь потерялась, например, в доме собственника вещи (скажем, он забыл, где она находится или вообще забыл о ее существовании), то она с позиции гражданского законодательства не может быть «найдена», т. е. признана находкой.
Находкой может признаваться потерянная вещь: «...хозяин должен лишиться владения вещью по неосторожности или небрежности; а потому, если вещь он оставил с намерением, она не считается потерянной; не считается она потерянной и тогда, когда была украдена у хозяина и ворами потеряна - сам хозяин должен ее потерять».
Отметим, что в древнейший период находка могла быть расценена как разновидность воровства. Лицо, нашедшее вещь, всегда рисковало быть обвиненным в неправомерном присвоении. Более конкретный правовой режим в отношении найденной вещи закрепляется в период Империи. Устав воинский 1716 г. устанавливал право собственности на найденную вещь только после объявления о находке. Затем условие о публичном объявлении (публикации в газетах или заявление в полицию) вошло в Свод законов гражданских (статьи 537 и 538). Большевики объявили всякую найденную вещь, в случае невозможности отыскания собственника, государственной собственностью (ст. 68 ГК 1922 г.). Утайка находки каралась тюремным заключением на срок один месяц (ст. 168 УК РСФСР 1926 г.). Презумпцию государственной собственности на находку сохранил и последний советский кодекс (статьи 144 и 145 ГК 1964 г.).
Современное законодательство не содержит понятия находки. В соответствии с п. 1 ст. 227 ГК РФ нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Таким образом, достаточно большой круг вещей, собственник которых неизвестен, может восприниматься как вещи найденные.
Кроме того, в современном гражданском законодательстве правовой статус брошенных движимых вещей определен не совсем корректно (ст. 226 ГК РФ). Согласно закону все брошенные вещи, если их стоимость превышает пять МРОТ, могут поступить в собственность лица, вступившего во владение ими, лишь после того, как по его заявлению они признаются судом бесхозяйными. Кроме того, в случае отказа от права собственности на имущество, выраженного не однозначным способом - оставление имущества не на полигонах бытовых отходов, а в любых общедоступных местах, имущество может быть воспринято как найденное (потерянное или забытое собственниками). Отметим, что установленный механизм обращения в собственность этих видов вещей различен: для найденного имущества требуется истечение срока и заявление о факте обнаружения вещей, поданное в компетентные органы, в то время как вещи, стоимостью менее 5 МРОТ, от которых собственник отказался, обращаются в собственность фактическими действиями по использованию.
Закон предусматривает правила обращения с найденной вещью, в соответствии с которыми в случаях, когда лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 Порядка сотрудники полиции обязаны принимать от граждан найденные вещи и документы и передавать их оперативному дежурному по территориальному органу МВД России с указанием в рапорте данных о лице, нашедшем их, и обстоятельствах их обнаружения. Буквальное понимание указанной нормы позволяет трактовать ее весьма расширительно. Закономерно, на наш взгляд, возникает вопрос, имеется ли для сотрудника полиции возможность отказа в принятии от граждан найденных вещей и документов? В ряде случаев выполнение оперативных задач сотрудниками способны препятствовать принятию вещей на хранение. В то же время возможность отказать заявителю правовыми актами не предусмотрена.
Порядок не определяет сроки передачи вещей, найденных гражданами и переданных сотруднику полиции, оперативным дежурным по территориальному МВД России. В таких условиях, очевидно, сам сотрудник полиции вправе определить, в какой момент времени ему удобнее передать найденную вещь оперативному дежурному. Полагаем, момент передачи вещи оперативному дежурному также будет зависеть от естественных свойств конкретной вещи (возможности ее самостоятельной транспортировки, наличия вредоносных, опасных свойств и т. п.). В случаях фактической невозможности самостоятельного доставления найденной вещи в территориальный орган МВД РФ сотруднику полиции придется прибегать к помощи третьих лиц, возможно, пользоваться услугами перевозчиков (общественного транспорта, такси). При этом механизм возмещения затрат, возникающих в связи с доставлением найденных вещей в территориальные органы, не определен.
Порядок передачи вещи, найденной гражданином, в территориальное подразделение МВД России содержит, на наш взгляд, еще один проблемный момент. Как нами установлено, сроки передачи вещей законодательно не определены, обязанность эта возложена на сотрудника полиции (любого сотрудника), которому вещь передал гражданин. Это может быть лицо, не являющееся тем, кто непосредственно нашел (обнаружил) вещь, а гражданин, которому вещь передана нашедшим для последующей сдачи в полицию. При этом п. 5.1 Порядка содержит указание на то, что копия заявления (рапорта) лица, сдающего найденные предметы, выдается лицу, нашедшему вещь. Полагаем, в ряде случаев такое положение вызовет необходимость розыска лица, передавшего вещь полицейскому, или иного лица, являющегося непосредственным обнаружителем имущества, с целью вручения ему копии заявления (рапорта) о сдаче в полицию найденных вещей.
Пункт 13 Порядка содержит положение, в соответствии с которым нашедший вправе хранить вещь у себя либо сдать ее на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу. Данная норма позволяет лицу, нашедшему вещь, передать ее сотруднику полиции в соответствии с п. 3 Порядка, который обязан ее принять и передать оперативному дежурному территориального органа МВД с оформлением рапорта. После этого оперативный дежурный обязан совершить действия, указанные в разделе II Порядка: зарегистрировать найденные вещи в Журнале учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей, принадлежность которых не установлена; при необходимости организовать фотографирование; проверить найденные вещи по учету похищенных вещей и предметов; доложить о факте приема найденных вещей руководителю (начальнику) территориального органа МВД России. Далее оперативный дежурный обязан передать вещи на хранение сотруднику тылового подразделения, хотя нашедший вправе хранить вещь у себя. Механизм передачи вещи на хранение нашедшему ее лицу не урегулирован. Очевидно, при наличии фактической возможности оставления найденной вещи для хранения у нашедшего лица, оперативный дежурный после выполнения действий, указанных в разделе III
Порядка, возвращает вещь нашедшему, о чем делается отметка в Журнале учета и в заявлении (рапорте) лица, нашедшего вещь, и в рапорте сотрудника полиции, принявшего вещь от гражданина.
По-видимому, с момента принятия вещи на хранение сотрудником подразделения тылового обеспечения, ответственным за сохранность найденных вещей, найденные вещи приобретают статус вещей, хранящихся в гражданско-правовом понимании.
Следует отметить, что обязательство, направленное на оказание услуги по хранению, может возникнуть только из заключенного гражданско-правового договора хранения, урегулированного нормами главы 47 ГК РФ. Сущность обязательственных правоотношений исходит из позиции совпадающего волеизъявления сторон. В такой ситуации хранение найденной (а возможно, брошенной собственником) вещи в органах внутренних дел не способно создать важнейшей обязанности хранителя как стороны договора хранения - обеспечения сохранности вещи ввиду того, что отсутствует согласие на это собственника или управомоченного лица, а также факта передачи вещи на хранение.
Более того, исходя из существа договора хранения, его понятия и содержания, факт сдачи найденной (брошенной или иной бесхозяйной) вещи на хранение в полицию, орган местного самоуправления или иному лицу также не способен породить обязанностей указанных лиц обеспечивать сохранность имущества.
В этой связи можно указать, что в п. 1. Порядка указано, что данный нормативный акт определяет порядок приема, учета, обеспечения сохранности найденных и сданных вещей. При этом порядок хранения вещей определяется в разделе
III данного нормативного акта. Данный раздел оперирует категорией «хранение вещей», что и позволяет воспринимать деятельность органов полиции в цивилистическом аспекте. Между тем полагаем, что к таким отношениям более корректно применять понятие «обеспечение сохранности вещей», так как говорить о возникновении обязательства по хранению у органов полиции не совсем корректно.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (91) 2015
Правоохранительные органы