Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Мусульманское право Историко-правовые вопросы развития института махали - махалля

Историко-правовые вопросы развития института махали - махалля

Секрет Казановы – это фитосахар, в состав которого включены растения, применяемые для профилактики мужского здоровья и усиления потенции. Фитосахар вся подробная информация на сайте http://kazanovasekret.com


Советскому режиму приходилось считаться с этим ин­ститутом и, чтобы махалля не вышла из-под его контроля, очертил его деятельность строгими рамками. В 1961 году 30 августа принимается Положение «О махаллинских (квар­тальных) комитетах в городах, посёлках, селах и аулах Узбек­ской ССР», которое запрещает махаллинским комитетам заниматься финансово-хозяйственной деятельностью (орга­низация и эксплуатация столовых, красных-чайхан, парик- ма-херских и др.), принимать участие в совершении сделок купли-продажи, аренды, предоставлении и сдачи в наем квартир, а также производить какие-либо денежные сборы с населения. Махаллинским комитетам запрещалось изда­вать приказы и распоряжения.

Всю свою работу махаллинские комитеты проводят по пла­ну, который составляется ежеквартально на основе задач, вы­двигаемых исполкомом соответствующего Совета депутатов трудящихся.

4 июля 1983 года утверждается Положение «О махаллинских (квартальных) комитетах в городах, посёлках и кишлаках Узбекской ССР», согласно которого, срок полномочий махаллинских комитетов составлял 2,5 года. В остальных клю­чевых вопросах махаллинское управление руководствовалось установками партийной организации.


После обретения независимости, Узбекистан, следуя прин­ципам поэтапного развития демократии, в целях предостав­ления больших возможностей для участия общественности в самоуправлении, легализовал исторически сложившуюся форму управленческого органа в виде схода граждан.

Сегодня махаллей по Узбекистану насчитывается свыше девяти тысяч. Согласно 105 статьи Конституции Республики Узбекистан «органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и ау­лов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года пред­седателя Схода граждан (аксакала) и его советников». Махалля является территориальной единицей, где формируется ин­ститут самоуправления граждан.

В 1993 году принят Закон, регулирующий деятельность ор­ганов самоуправления граждан, в 2013 году он принимается в новой редакции. Законодательно закрепляются вопросы са­мостоятельного распоряжения махаллинской собственностью и финансовыми средствами, сход граждан пользуется права­ми юридического лица, решения принимаемые сходом граж­дан являются обязательными для исполнения на соответству­ющей территории, сход граждан имеет право осуществлять общественный контроль, содействует развитию предпринимательской деятельности, является активным участником процесса децентрализации.


В 2004 году принимается отдельный отраслевой Закон, устанавливающий порядок выборов аксакала (председателя) схода граждан и его советников. В 2013 году он также прини­мается в новой редакции. Законодатель более детально закре­пляет принципы проведения выборов в сход граждан, а также остальные организационно-правовые вопросы избирательно­го процесса.

Для государства махалля важна, прежде всего, как власт­ная структура, находящаяся в непосредственном контакте с населением. В системе социальной власти, именно она бли­же всего находится к населению, лучше чувствует настроение и чаяния людей. Именно в махаллях происходит наиболее тесное взаимодействие общественных институтов. Они замы­кают управленческую цепочку, исполняя роль основного ис­точника информации, как для населения, так и для органов государственной власти.

Махалля сегодня является для государства ценным партне­ром в осуществлении целей общей пользы, поскольку обла­дает высокой гибкостью в нахождении решений социальных проблем государственной важности. А также обладает высо­кой эффективностью в нахождении нуждающихся в соци­альных услугах, предоставить которые обязано государство. Сегодня от того, насколько синхронно, совместно, солидарно будет действовать государство, с одной стороны, и махалля, с другой стороны, зависит успех дальнейшего взаимодействия этих двух структур.


Совершенствование деятельности этого института осущест­вляется сегодня на прочной правовой базе, создавшей широкие условия для свободной деятельности махалли, превращая её в центр своевременного и успешного решения насущных во­просов населения на местах, защиты его интересов.

Вопросы развития института махалли сегодня являются актуальными не только в нашем государстве. В соседнем Тад­жикистане также существует традиционная форма террито­риального устройства в виде махалли. «Махалля не рассма­тривается в качестве института самоуправления». Местное самоуправление в Республике Таджикистан не функциониру­ет на всей территории государства. В 22 городах и 4 районах городского подчинения республики местное самоуправление отсутствует. Но разговоры о наделении махалли статусом тер­риториального общественного самоуправления таджикскими учеными только начинаются.

Что представляет собой махалля, в чём ее суть, чем она отличается от остальных институтов самоуправления зару­бежных стран? Этот вопрос интересовал очень многих специ­алистов, в том числе и иностранных. В целях изучения этого института поток экспертов хлынул в Узбекистан. Среди меж­дународных экспертов были специалисты, хорошо знающие своё дело, но и те, которые плохо разбирались в данном во­просе. Соответственно, подход к исследуемой тематике тоже был односторонним.

 

Так, международная неправительственная организация США по защите прав человека «Хьюман Райтс Вотч» опубли­ковала свой доклад «Узбекистан: от дома к дому. Произвол ма- халлинских комитетов». В докладе, наблюдалось стремление сократить возможность взаимосвязи махалли с нашими наци­ональными ценностями.

Некоторые члены этой организации придя в нашу страну объявили о том, что в махаллях нарушаются права женщин, потому что при семейных ссорах они не подают тут же заяв­ления в суд, а обращаются за помощью в махаллю. И, в свою очередь, махаллю тоже пытались выставить в неприглядном свете, как один из органов власти, оказывающий давление на население.

При внимательном изучении можно обнаружить истин­ную цель такого рода неуместных заявлений, где лежит неже­лание понимания национального быта и мировоззрения под попыткой измерения всего происходящего западными мер­ками. Ни для кого не секрет, что в восточных женщинах уко­ренились такие устои, как: застенчивость и воздержанность. Именно они не позволяют нашим женщинам при первой же семейной ссоре бежать с заявлением в суд и правоохранитель­ные органы. Этому сопутствуют понятия, как «национальный характер», «менталитет народа». Для жителя махалли в тра­диционном обществе основным законом этики является со­ответствие нормам принятого поведения. Таковы наши тра­диции. Махалля интегрирована в национальную узбекскую повседневность.


Абу Райхан Беруни в своем произведении «Индия», кото­рое создал тысячелетие назад, наряду с ценными научными исследованиями в области истории, географии, этнографии данной страны, высказывает очень мудрую мысль: «При оцен­ке традиций и обычаев другого народа никто не имеет права говорить о том нравится это ему или не нравится. Ибо они испытаны многолетним опытом и крепко взаимосвязаны с бытом, образом жизни и мировоззрением того или иного народа».


В своё время Мессел отметил, что «традиционные культу­ры противостояли всем преобразующим воздействиям «мо­дернизации». Те «старые сообщества», основанные на родстве, обычае и вере, выжили, даже когда традиционное управление в них было устранено, религия официально подорвана, а со­циальное окружение основательно изменено». Поэтому в своё время либеральная общественная мысль Запада и марк­сизм сошлись в признании: оба они совершили одну и ту же ошибку — недооценили политическую силу национального фактора.


Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов был прав, когда писал о необходимости возрождения чувства соб­ственного достоинства нашей нации, о том, что нельзя смо­треть на мир чужими глазами и жить по чужим меркам. Современный опыт, политическая жизнь, а также нынешнее состояние махалли только подтверждают правильность и глу­бину данной мысли.


Год за годом меняются названия государственных про­грамм, но тем самым, нисколько не слабеет, а только лишь усиливается внимание государства к махалле. Каким бы «на­циональным брендом» она ни являлась, махалля всегда была, есть и будет в центре общего внимания, ибо является непосредственным участником процессов реформирования общественного и государственного строя Республики Узбеки­стан.



Муниципальное право

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (71) 2014





   


О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Адрес:

Москва