ридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Уголовное право и криминология Правовая охрана национально-этнических символов

Правовая охрана национально-этнических символов



Основания национальных идеологий выражают такое понимание природы национальной группы, которая мо­жет интерпретироваться в качестве социальной общности, складываться на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определённых черт ду­ховной культуры или культурной общности либо быть во­площением «национального духа», подкрепляемого куль­турными нормами, ценностями и символами.

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы.

Символ представляет собой идейную или идейно­образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком. Символ в широ­ком смысле слова - это образ. Он содержит в себе опреде­ленный смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью и требует активной умственной или рассудочной работы воспринимающего субъекта. Символ составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т. д. Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серп и молот, разного рода гербы и т. д.

Каждый народ создает и почитает собственные наци­онально-государственные символы. Они строятся на дли­тельной традиции, в которой важное место занимают раз­ного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атри­буты государственно-политической самоидентификации.

К национальным (государственным) символам отно­сятся флаг, герб, гимн. Правовая охрана этих символов осуществляется с помощью административно-правовых и уголовно-правовых средств.

Н.Н.Вопленко отмечает, что символы являются состав­ной частью общечеловеческой, международно-правовой и национальной культур. Это объединение культуры на международном, бытовом и повседневном уровне, и се­годня нельзя отказаться от использования языка символов в праве или полно­стью его заменить, так как очевидна практическая польза их использования.

Наряду с государ­ственными флагами, начиная примерно с XIX века, в разных ча­стях света стали широ­ко распространяться флаги национальные (этнические). Дело в том, что в английском языке термин «на­циональный» прирав­нивается к термину «государственный». В русском же языке су- Гришина Т.Ю. ществует смысловое разделение на государственный и на­циональный (этнический).

Национальный, или этнический, флаг - флаг, связанный с конкретным на­родом. Существует весьма условное разделение нацио­нальных флагов на категории:

-     флаги народов, имеющих территорию компактно­го проживания, но не имеющих своего государственного или автономного образования. Обычно флаги народов, либо утративших свою государственную независимость или автономный статус, либо никогда ранее независи­мости не имевших. Например, флаг курдов на террито­рии Ирака и Турции, флаги басков и каталонцев в Испа­нии, флаги крымских татар на территории современной Украины;

-     флаги народов, не имеющих однозначной нацио­нальной территории. Например, цыгане. Флаг был утверж­дён Всемирным цыганским конгрессом в 1971 году;

-     флаги, не совпадающие с флагами государственных или автономных образований, где данная нация является титульной;

-     государственные флаги за пределами данных го­сударств, используемые в качестве национальных флагов или обозначающие национальную диаспору. Например, армянский и греческий флаги в России, российский флаг в Эстонии и Латвии. Армянами, конечно же, используется национальный флаг Армении, но общероссийская обще­ственная организация «Союз армян России» имеет свой флаг - полотнище из белой и оранжевой горизонтальных полос.

Существуют и другие категории этнических флагов (флаг ассирийцев, флаг конфедерации южных штатов и др.).

Однако фактически национально-этнические симво­лы правом не охраняются. Так, в соответствии с уголовным законодательством РФ подлежат охране от надругательства только национальные символы. Факты о надругательствах ежегодно регистрирует ГИАЦ МВД России: в 2002 г. - 29 преступлений (лиц - 104), в 2003 - 46 преступлений (лиц - 112), в 2004 - 28 (лиц - 100), в 2005 - 204 (лиц - 120), в 2006 - 33 (лиц - 12), в 2007 - 20 (лиц - 13), в 2008 - 19 пре­ступлений (лиц - 12).

В свое время в уголовном законодательстве РСФСР была закреплена норма об ответственности за надруга­тельство над государственным гербом и флагом страны, которая предусматривала и охрану флагов суверенных ре­спублик в составе Российской Федерации (статья 190.2 УК РСФСР Надругательство над Государственными гербом или флагом).

В действующей редакции защищаются лишь госу­дарственный герб и флаг Российской Федерации и не за­щищаются флаги и гербы республик в составе России. Тем более не защищаются национально-этнические символы. Другие флаги (зарубежных государств, субъектов Федера­ции, общественных объединений) и гербы (городов и т. д.) не являются предметом данного преступления.

Предметом данного преступления не является госу­дарственный герб или флаг бывшего СССР или союзных республик, а также герб и флаг субъекта РФ. То же следует заметить и про Знамя Победы.

Публичное надругательство над гербами и флагами субъектов РФ или общественных организаций квалифици­руется как вандализм (ст. 214 УК), что представляется не совсем верным, так как очевидна специфическая характе­ристика предмета - иностранного флага или герба, над ко­торым может состояться надругательство.

Не охраняются средствами уголовно-правовой защи­ты и символы субъектов Российской Федерации. То есть в случае надругательства над флагом одного из субъектов РФ квалификация будет даваться по статье 214 УК РФ. Это представляется это не совсем верным. То же можно сказать и в отношении официальных символов иностранных госу­дарств.

Очень тесно с национально-этническими символами связаны и религиозные символы, например иконы в хри­стианстве. Следует заметить, что кроме икон символами в христианстве могут выступать и другие предметы, которые используются в различного рода преступлениях «.. .в форме намеренного извращения изначальных смыслов христи­анских символов и архетипов православной культуры.», например, в преступлениях экстремистского характера пу­тем воздействия через эти символы на окружающих. Так, в 2007 г. православные символы (купола и кресты) были отмечены на матрешках-урнах, выставленных на улицах китайского города Хэйхэ. По мнению инициаторов про­екта, урна-матрешка «совмещает приятное с полезным». «Мы это сделали в знак дружбы России и Китая. А еще для наших детей. Чтобы китайские дети как можно рань­ше знакомились с русской культурой», - сказал секретарь горкома КПК Хэйхэ.

В 2005 г. Таганским районным судом г. Москвы был вынесен приговор в отношении Самодурова Ю.В. и Васи- ловской Л.В., которые явились организаторами выстав­ки «Осторожно, религия!», проведенной в период с 14 по 18 января 2003 г. с использованием экспонатов с изображе­ниями, текстами и предметами, являющимися значимыми для исторической и социальной памяти народов России, прежде всего, для народов, исповедующих православие, а также для других христиан. Приведенные экспонаты со­держали религиозный смысл, с пренебрежением изобра­жали предметы и тексты, имеющие сакральное, культовое назначение, публично унижали достоинство граждан, ис­поведующих христианство, прежде всего православие. Пу­бличная демонстрация экспонатов выставки в музее вызва­ла широкий общественный резонанс, возбудила вражду, а также унизила национальное достоинство большого числа верующих в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской православной церкви.9 По результатам проведен­ной в ходе расследования данного дела комплексной экс­пертизы (этнографо-религиоведческой ее части) был сде­лан вывод, что сама выставка носит открытый, публичный характер инспирированного, то есть подстрекательского внушения антиправославных и антирусских идей, возбуж­дающих национальную, расовую и религиозную вражду, унижающих национальное достоинство, пропагандирую­щих неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и национальности. Такие идеи инспирировались в сознание человека через зрительный ряд переиначенных, но легко узнаваемых предметов-святынь. Издевательская перекодировка сакральных религиозных символов в виде Животворящего Креста, обвешанного сосисками, распятой обнаженной женщины являются попыткой нейропред- метного программирования личности. В действительности подбор экспонатов был сведен к оскорблению чувств пра­вославных верующих в форме намеренного извращения изначальных смыслов христианских символов и архети­пов православной культуры. Икона - главный выразитель православия. Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиоз­ная система, предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность этических норм, эсте­тических представлений. Значимость икон на всех этапах русской и отечественной истории позволяет правильно понять русский менталитет, духовную культуру народа, ко­торая выросла из православия, впитала элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер, миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории.

 

В ответ на организованную выставку «Осторожно - ре­лигия» депутат Государственной Думы А.Чуев (лидер Российской христианско-демократической партии) предло­жил внести в Уголовный кодекс России поправки, предусма­тривающие ответственность за оскорбление религиозных святынь.10 По мнению депутата А.Чуева, появление указан­ных выставок есть проявление не протеста, а нигилизма, направленного на разрушение нравственных устоев и за­претов в обществе. Религии, при всех их различиях, созда­ют определенные нравственные запреты, а следовательно, являются опорой государственной политики.

Следует учитывать и то, что правосознание большин­ства россиян основано на евангельских корнях.

Таким образом, в современной системе права назре­ла необходимость четкого определения и перечня симво­лов, подлежащих именно уголовно-правовой охране. Не­обходима дифференциация самих символов и подходов такой охраны: уголовно-правовыми, административны­ми, гражданско-правовыми мерами. Следует учесть, что национально-этнические символы, символы субъектов Рос­сии, а равно символы международных организаций, дей­ствующие на территории Российской Федерации, мерами уголовно-правовой защиты не охраняются.

Определение правовых институтов защиты наци­онально-этнических символов позволит продолжить пра­вовую реформу в направлении культивирования уважения к символам разных народов, этнических групп и, восприни­мая образцы мировой цивилизации в целом, стандартизи­ровать правовое регулирование в рассматриваемой сфере.

Под национально-этническими символами, требую­щими правовой охраны, следует понимать предметы, значение которых принимается и разделяется этносоци­альной группой, обозначающие какой-либо национально­этнический образ или этносоциальную идею, являющиеся результатом первоначального воздействия символического пространства структуры (этноса) на индивида (члена этно­социальной группы) и служащие для этнической идентич­ности этнонациональной (этносоциальной) группы.

Социальная обусловленность правовой охраны наци­онально-этнических символов продиктована значением символов для этнической идентичности через символиче­скую систему, выступающую ключом к пониманию куль­туры национально-этнических групп.

Способами охраны национально-этнических символов должна выступить совокупность правовых норм, которая, во-первых, законодательно закрепит такие символы на фе­деральном и региональном уровнях, во-вторых, позволит регулировать правоотношения по поводу выделения сим­волов из ряда схожих по значению предметов, идентифи­цирующих этнонациальные группы, в-третьих, упорядочит правоотношения, возникающие в связи с производством, применением, использованием, хранением, передачей и утилизацией национально-этнических символов.

 

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (23) 2010



   


О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info