Развитие институтов гражданского общества: оценки и мнения тюменцев
![]() |
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Хайруллина Н. Г. В статье анализируются результаты мониторингового исследования, проводимого в Тюменской области два раза в год. Одной из задач мониторинга является анализ развития институтов гражданского общества. На основании полученных данных автор высказывает предположение, что рост позитивных мнений и настроений тюменцев будет происходить по мере улучшения экономического положения и приближения сферы политических отношений и реальной политики к реальным интересам граждан. |
Согласно Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Исследования автора последних лет показывают, что в России все шире и яснее проявляются признаки гражданского общества2. Через заданные индикаторы социологического мониторинга проследим динамику развития гражданского демократического общества.
Оценка развития институтов гражданского общества на мировоззренческом уровне фиксируется через агрегированные показатели:
- отношение к политике;
- участие в выборах;
- доверие населения к государственным структурам власти и гражданским общественным организациям.
Необходимо, прежде всего, определить, интересуются ли политикой жители Тюменской области. Опрос общественного мнения в Тюменской области во втором полугодии 2013 г. зафиксировал снижение числа респондентов, «интересующихся политикой», на уровне 46,1%. Это можно объяснить, в первую очередь, событиями, происходящими в политической жизни общества. С конца прошлого года не прекращаются, а, наоборот, набирают обороты события в Египте, Сирии, коррупционные скандалы, связанные с российскими политиками, продолжающиеся разоблачения американского агента и др. «Совершенно» или «скорее» не интересной во втором полугодии 2013 г. политика была для каждого четвертого тюменца (25,2%). Для сравнения, в первом полугодии 2013 г. таких было 21,7% респондентов; их доля за полгода возросла на 3,5%. Число тех, кто интересуется политикой «от случая к случаю», выросло на 3,9% по сравнению с первым полугодием 2013 г. и составило 28,9%. (табл. 1).
Политическая активность тюменцев зависит от социально-демографических особенностей. Анализ ответов участников опроса в зависимости от социально-демографических характеристик позволил выявить аналогичные тенденции.
1. Как мы и предполагали, мужчины несколько чаще интересуются политикой, чем женщины (53,8 и 50,1% соответственно). Каждая пятая женщина (20,2%) призналась, что совершенно не интересуется политикой, среди мужчин таких несколько меньше — 18,2%.
2. Чем старше участники опроса, тем чаще они проявляют интерес к политике. Если в возрастной категории от 18 до 29 лет около половины участников опроса (48,5%) интересуются политикой, то в возрастной категории 40-49 лет — это каждый второй (51,2%), а в возрастной категории 50-59 лет таких уже 64,1%.
3. Тип поселения, где проживают опрошенные, также влияет на их отношение к политике. Политикой чаще интересуются жители городов, реже — районных центров и сельских поселений.
4. Национальная принадлежность респондентов влияет на их отношение к политике неоднозначно. С одной стороны, мы считали, что коренные жители должны проявлять большую политическую активность, а мигранты из Средней Азии и Кавказа — меньшую, но анализ ответов выявил противоположную картину.
Три четверти тюменцев (78,0%) высказали удовлетворение политикой, которую проводят органы власти Тюменской области. В шесть раз меньшее число участников анкетного опроса придерживаются противоположного мнения (12,5%). Каждый десятый (10,6%) респондент затруднился ответить на данный вопрос (табл. 2).
Соотношение числа позитивно и негативно настроенных людей по отношению к власти во втором полугодии 2013 г. оказалось практически одинаковым (19,3 и 23,6% соответственно). Каждый четвертый участник опроса заявил, что отношение людей к власти не изменилось; каждый пятый испытал затруднение при ответе на данный вопрос.
Ответы на вопрос, какие черты и качества из приведенного ниже списка присутствуют, а какие отсутствуют у представителей власти в Тюменской области, представлены в табл. 2. По мнению участников анкетного опроса, представители органов власти Тюменской области чаще за последние шесть месяцев стали использовать зарубежный опыт, проявлять творчество и способность к инновациям, но реже проявлять ответственность, надежность и высокие деловые качества и компетентность. Следует отметить, что уменьшилось число участников опроса, которые не смогли оценить предложенные черты и качества у представителей власти в Тюменской области путем ответа на вопрос.
Вторым показателем является участие граждан в выборах. Почти каждый второй житель Тюменской области (45,6%), как показали результаты анкетного опроса, всегда принимает участие в выборах. При этом каждый четвертый (25,1%) признался, что принимает участие в выборах время от времени. Около пятой части опрошенных практически не принимают участия или не ходят на голосование (8,5 и 11,3% соответственно). В ходе исследования респонденты указывали свои политические предпочтения на примере выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2011 г. (табл. 3). Каждый четвертый участник анкетного опроса (26,2%) признался, что «голосовать вообще не ходил» или «не помнит свой выбор». При этом 41,5% опрошенных ответили, что голосовали за партию «Единая Россия» (в первом полугодии 2013 г. доля признавшихся в голосовании за единороссов составила 37,9%); 12,3% — за ЛДПР (при 12,8% в первом полугодии 2013 г.); 6,3% за КПРФ и 6,9% за «Справедливую Россию».
Социологический анализ показал, что население Тюменской области понимает, в каком направлении развиваются политические процессы в России. Большинство лидеров регионов, аппарат властных структур консолидируется с партией «Единая Россия», которую возглавляет президент страны. Престиж других партий в области крайне низок, и они не могут выступать в качестве дей-
ствительного социального института в развитии гражданского общества.
Как было отмечено выше, одним из индикаторов, характеризующим развитие гражданского общества, является выявление оценки населением Тюменской области деятельности органов власти по созданию благоприятных условий для реализации гражданских инициатив и участия общественных объединений и некоммерческих организаций граждан в развитии гражданского общества региона.
Первый вопрос данного блока анкеты позволил выяснить у респондентов, имеют ли они опыт общественной деятельности в каких-либо общественных объединениях или некоммерческих организациях по реализации гражданских инициатив. Анализ ответов показал, что только один из пяти опрошенных (22,8%) когда- либо участвовал в деятельности гражданских институтов (в первом полугодии 2013 г. этот показатель был 19,3%). Одновременно 62,0% участников анкетного опроса в первом полугодии 2013 г. признались, что не обладают опытом общественной деятельности (в первом полугодии 2013 г. этот показатель был 63,7%) (табл. 4).
Рассмотрим проявление активной гражданской позиции, выражающейся в личном участии в деятельности общественных объединений или некоммерческих организаций мужчин и женщин. По данным опроса, женщины чаще бывают заняты общественной деятельностью в общественных объединениях или некоммерческих организациях, чем мужчины (54,5 и 45,8% соответственно). Личный опыт такой деятельности в общественных объединениях или некоммерческих организациях имеет каждый пятый респондент с неполным средним образованием, неоконченным высшим и получивший высшее образование.
Отметим, что сфера деятельности оказывает влияние на наличие личного опыта общественной деятельности. Треть опрошенных домохозяек, четверть опрошенных военнослужащих и сотрудников полиции, студентов и учащихся заявили, что имеют опыт личной работы в общественных объединениях или некоммерческих организациях. Одновременно три четверти неквалифицированных рабочих, две трети руководящих работников, служащих без квалификации, служащих средней и высшей квалификации признались в обратном (не имеют).
Семейное положение респондентов также оказывает влияние на наличие личного опыта деятельности в общественных объединениях или некоммерческих организациях. Согласно данным опроса, чаще о наличии личного опыта признаются респонденты, состоящие в разводе.
Самооценка материального положения, как мы и предполагали, также оказывает влияние на наличие личного опыта деятельности в общественных объединениях или некоммерческих организациях. Четверть респондентов (25,2%), оценивших свое материальное положение как «едва сводящие концы с концами», указали на наличие опыта. Для сравнения, среди тех, кто оценил свое материальное положение как «имеющие возможность приобретать вещи длительного пользования» таких уже 18,1%. Одновременно выявлено, что более трети опрошенных, указавших на улучшение своего материального положения за последний год, отметили наличие личного опыта деятельности в общественных объединениях или некоммерческих организациях.
Другим демографическим показателем, который оказывает влияние на наличие опыта, является возраст респондентов. Представители молодого поколения чаще указывают наличие личного опыта деятельности в общественных объединениях или некоммерческих организациях, чем представители других возрастных групп. Если в возрасте от 18 до 29 лет около четверти опрошенных (22,8%) указали наличие такого опыта, то в возрасте 30-39 — уже четверть опрошенных (20,9%), а в возрастной категории 60 лет и старше таких только 7,0%.
Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от полученного образования респондентов показал, что доля участников общественных движений и организаций выше среди работников высшей профессиональной квалификации, руководителей, неработающих пенсионеров, студентов и учащихся. Среди жителей городов Тобольск и Тюмень традиционно выше доля лиц, имеющих опыт общественной деятельности в каких-либо общественных объединениях или некоммерческих организациях по реализации гражданских инициатив.
Доля участников опроса, считающих деятельность органов государственной власти по содействию развитию гражданского общества в Тюменской области «пожалуй» или «определенно» эффективной, по сравнению с первым полугодием 2013 г., снизилась и составила 46,6 и 42,0% соответственно. Сомневающихся в эффективности деятельности органов государственной власти в указанной сфере в первом полугодии 2013 г. было 27,5%, и во втором полугодии 2013 г. их количество снизилось до 22,5% (табл. 5).
Как показывают данные мониторинга, в исследуемый период радикальных положительных перемен во мнениях жителей Тюменской области о процессах формирования гражданского общества не произошло, но тенденции к позитивным изменениям заметны. Есть все основания полагать, что рост позитивных мнений и настроений будет происходить по мере улучшения экономического положения и приближения сферы политических отношений и реальной политики к реальным интересам граждан.