Выступая по проблемам реформы судебной системы Российской Федерации, Президент России подчеркнул, что государство должно всемерно оберегать жизнь и здоровье граждан. Президент Российской Федерации призвал использовать лучшее из зарубежного опыта, решая вопросы реформы судебной системы в связи с изложенными задачами.
В соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 г., каждый имеет право на справедливое разбирательство дела при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленному ему, или при определении его прав и обязанностей в гражданском процессе.
Нормы Международного права подчеркивают, что при рассмотрении уголовных или гражданских дел суду следует по возможности не прибегать к официальному разбору данного дела. Суд должен иметь право и возможность в любой момент прекратить судебное разбирательство по делу. В любое время суду могут стать известны обстоятельства, которые позволят суду считать полное прекращение вмешательства данного суда наилучшим решением по делу.
Как предусматривают нормы Уголовно-процессуального закона Российской Федерации, суд, а также следователь или дознаватель, вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (статья 25 УПК).
Обсуждая вопросы современного состояния Российской судебной системы на встрече с представителями органов государственной власти и общественности, Президент Российской Федерации подчеркивал: «Необходимо совершенствовать систему внесудебного и досудебного порядка урегулирования споров. такие возможности дает закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника, так называемой процедуре медиации. Институт медиации направлен на формирование новой культуры разрешения споров».
Как известно, Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» направлен на создание правовых условий для применения и развития в Российской Федерации альтернативной (неюрисдикционной) процедуры внесудебного и досудебного порядка урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).
Если спор уже передан на рассмотрение суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия судом решения по данному спору.
Необходимо отметить, что медиатор - это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора между
ними для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Выбор и назначение медиатора производятся по взаимному соглашению сторон. Посредничество (процедура медиации) должно использоваться как гибкое, нацеленное на разрешение, урегулирование споров дополнение или как альтернативная процедура традиционному судебному разбирательству. Медиатор не является судьей, представителем какой-либо стороны спора, например, истца, ответчика, не обладает правом принимать решения по спору, выносить судебные вердикты, приговоры. Медиатор лишь содействует урегулированию спора, помогает сторонам найти и выработать, сформулировать решение, удовлетворяющее участников спора.
Хотим подчеркнуть, что процедура медиации (посредничество) требует определенных навыков, умения, мастерства, аккредитованного (с выдачей официальных полномочий) обучения. Уверены, медиатор (посредник) должен обладать навыками межличностного общения и уметь здраво, благоразумно, реалистически оценивать ситуацию. Прежде чем взяться за выполнение своих посреднических (медиативных) функций, обязанностей, медиатор должен пройти обязательное обучение, чтобы получить более обширные, достаточно значительные знания в данной сфере: уметь разрешать конфликты, урегулировать споры, беседовать и работать со сторонами, знать и понимать систему Российского судоустройства. Прежде чем приступить к исполнению своих посреднических обязанностей, посредники должны пройти первоначальную подготовку, и они обязаны также проходить подготовку в ходе работы. Подготовка должна быть направлена на развитие навыков урегулирования конфликтов с учетом конкретных потребностей жертв и правонарушителей, получение базовых знаний относительно системы уголовного правосудия, а также детальных знаний относительно функционирования реституционных программ, в рамках которых они хотят работать.
Учитывая, что основные принципы осуществления процедуры медиации в определенной степени достаточно специфичны, считаем необходимым разработку самостоятельных, специфических, а именно - криминалистических приемов применения процедуры медиации, приемов тактических, а не процессуальных.
По мере дальнейшего развития современного судопроизводства и современной криминалистики становится все более ясным, что их рекомендации могут и должны быть с успехом использованы в процессе применения процедуры медиации. Анализ возможностей и пределов применения данных современной криминалистики выявляет необходимость разработки таких криминалистических, тактических рекомендаций, которые предназначались бы именно для посредничества (процедуры медиации).
Например, одним из основных криминалистических условий, обеспечивающих успешное и надлежащее применение процедуры медиации, является установление посредником (медиатором) нравственно-психологического контакта со сторонами.
Основой установления нравственно-психологического контакта, соблюдения данного криминалистического условия у сторон должно служить, прежде всего, доверие сторон к посреднику (медиатору), которое формируется из точного соблюдения посредником прав и законных интересов сторон, уважительного отношения и тактичного поведения медиатора, умения слушать стороны, реагируя адекватным, соответствующим образом на их слова и поведение. Тактичное, доброжелательное, внимательное отношение к сторонам, искреннее желание выслушать их будет способствовать установлению посредником нравственно-психологического контакта с каждым из сторон.
Кроме того, заслуживает интереса так называемый образ собеседника: «голова внимающего». В этом случае собеседник - посредник, как бы склонив голову набок, внимательно вслушивается в слова и доводы говорящего. Как правило, это нравится людям, так как привлекает вниманием и уважением к собеседнику и интересом к его словам, доводам, аргументам. Если посредник заинтересован в общении со сторонами, с кем-либо из сторон, тактически целесообразно ориентироваться на собеседника и как бы наклоняться в его сторону. Если посредник не очень заинтересован в беседе, наоборот, он автоматически ориентируется в сторону от собеседника и откидывается в кресле назад.
Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации для урегулирования спора, заключается в письменной форме. Данное медиативное соглашение, достигнутое сторонами уже после передачи спора на разрешение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения.
В то же время необходимо отметить, что в Федеральном законе о процедуре медиации имеются определенные неточности и недостатки. Например, согласно Федеральному закону о процедуре медиации деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью, и не имеющие судимости (часть 2 статьи 15 Федерального закона).
Между тем, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до момента погашения или снятия судимости (часть 1 статьи 86 УК Российской Федерации). В то же время лицо, освобожденное от наказания, считается несу- димым (часть 2 статьи 86 УК).
таким образом, положения части 2 статьи 86 УК (несу- димым считается лицо, освобожденное от наказания), на наш взгляд, неточно соответствуют требованиям части 1 данной статьи (лицо считается судимым до погашения или снятия судимости).
Учитывая наличие некоторых неточностей и противоречий между частями 1 и 2 статьи 86 УК Российской Федерации в определении понятия «несудимое лицо», а также указанные несоответствия с представленным в Федеральном законе о процедуре медиации понятием «не имеющее судимости» лицо, считаем необходимым внести изменения в часть 2 статьи 15 Федерального закона № 193 - ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и точнее изложить и конкретизировать в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации требования к медиаторам об отсутствии судимости у данных лиц.
Кроме того, хотим подчеркнуть, что в отношении лиц, которые могут осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, не предусмотрена Федеральным законом о процедуре медиации необходимость отсутствия у данных лиц судимости, что является, на наш взгляд, пробелом в принятом Федеральном законе (часть 2 статьи 15 и часть 1 статьи 16 закона).
В связи с этим также считаем необходимым внести дополнения в часть 1 статьи 16 Федерального закона № 193-Ф3 от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» об установлении требования по отсутствию судимости у лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе.
Иногда в научной юридической литературе встречаются утверждения о том, что «медиация в уголовном процессе - это система медиативных приемов, применяемых судьей в ходе рассмотрения уголовных дел с целью прекращения уголовного конфликта по воле сторон».
Трудно согласиться с данным утверждением. Понятие «медиация» этимологически означает «посредничество в ... споре... [лица], непосредственно в нем не участвующего».
Известно, что в соответствии с Уголовно-процессуальным законом Российской Федерации полномочием суда является признание лица виновным и назначение ему наказания. Приговор суда основывается на доказательствах, которые исследованы в судебном заседании. Суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (пункт 1 части 1 статьи 29; часть 3 статьи 240; статья 25 УПК Российской Федерации).
Согласно Рекомендации №R (99) 19 «О посредничестве в уголовных делах», принятой Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 г., посредничество в уголовных делах используется в качестве альтернативы традиционному судебному разбирательству. За органами уголовной юстиции закреплено право выносить решение о передаче дела на встречу-посредничество и оценивать результат данной процедуры. Медиация в уголовных делах допустима в прямой или косвенной формах - как общая встреча сторон или как встреча ведущего с каждой стороной по отдельности (Преамбула; пункт 9 Рекомендации).
Таким образом, утверждение о «системе медиативных (посреднических) приемов, применяемых судьей в ходе рассмотрения уголовных дел с целью прекращения уголовно-правового конфликта» противоречит нормам Международного права и основополагающим нормам Уголовно-процессуального закона Российской Федерации.
Акцентируя внимание на том, что настоящее время - это время динамичного и плодотворного развития Российской судебной системы, причем по всем основным направлениям, Президент Российской Федерации, выступая ещё на VI Всероссийском съезде судей, подчеркивал: «Конечно, есть еще очень много проблем... Несмотря на видимые успехи судебной реформы, здесь еще немало проблем и нерешенных задач. Судьи остро нуждаются в рекомендациях ученых, ведущих научных исследованиях в области правоведения».
Уверены, Федеральный закон, точное и неуклонное применение норм Международного права, а также Уголовнопроцессуального закона Российской Федерации обеспечат быстрое внесудебное справедливое разрешение споров по гражданским и уголовным делам посредством процедур, отвечающих потребностям сторон, а также снизят огромную судебную нагрузку на суды Российской Федерации.