Политическая модернизация в социальной сфере России
![]() |
ПОЛИТИКА И ПРАВО Лебедев М. В. В статье анализируются проблемы политической модернизации в социальной сфере, а также вопросы демократизации политической системы современной России. |
Современная теория политической модернизации выражает собой интеграцию государства и общества с преимущественной целью предложить обществу максимум демократической свободы по выражению своей позиции и своих интересов к власти.
Появление в нашей стране первых концепций политической модернизации относится к середине XX в. Они представляли собой плавный переход от традиционных представлений социальной реальности к инновационному формату общественной жизни и политического взаимодействия общества и государства, предлагающему новые социальные ценности и возможности влияния на развитие страны. Самыми яркими исследователями, занимающимися этой проблематикой, являются представители американской школы по изучению вопросов развития теории политической модернизации.
В настоящее время в российском государстве, находящемся на переходном пути своего политического развития, встал вопрос о характере построения собственной политической системы. Страна находится на переломном этапе утверждения своего суверенитета и ищет эффективные пути становления государственности. Возникают новые политические институты и организации с целью усовершенствования государственной системы и придания ей наиболее благоприятной формы для поступательного развития российского общества. У России существует возможность развития и модернизации по своему собственному «особенному пути» развития.
Процесс политической модернизации социальной сферы в современной России претерпевает глобальные изменения, связанные с перенесением западного опыта и приобретением своей политической культуры, а также видением и пониманием социальной реальности и основных закономерностей политической жизни нашими гражданами.
Находясь на своём модернизационном этапе развития, наше государство постоянно находится в стадии обновления с помощью появления новых социально-политических сил и политических групп влияния. Правящая властная элита страны очень неоднозначно принимает решения и действия политических оппозиционных группировок по кардинальному переустройству социальной жизни.
Самым главным индикатором и фактором устойчивости и стабильности российской политической системы служит уровень легитимности и степень доверия общества институту власти на законодательном общефедеральном уровне. Население нашей страны с полной уверенностью в завтрашнем дне принимает наиболее конструктивные решения по системному реформированию собственной жизнедеятельности.
Индекс доверия людей политическим партиям и разнообразным коммерческим и некоммерческим организациям способен повышаться и понижаться только в зависимости от политической конъюнктуры и наработанных методик проведения диалога с социумом на равноправных условиях и общеприменительной для всех социальных страт Российской Федерации практики такого общения, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях управления государственным режимом.
Нарастание глобальных социальных конфликтов во всех слоях российского общества порождает череду взаимоувязанных друг с другом политических кризисов на волне массового недовольства действующим политическим режимом. Действующая в настоящий момент государственная политическая элита в России должна слушать и слышать народные настроения и предложения по качественной трансформации и переосмыслению политической линии поведения нашими законодательными органами власти.
Таким образом, политическая модернизация в социальной сфере представляется нам в структуре многостороннего демократического развития Российской Федерации в дальнейшей перспективе.
Уникальность положения нашего государства характеризуется в тем, что:
1) происходит переориентация политических порядков на уровне всего государства;
2) демократизация политической системы происходила ещё до появления в нашей стране капитализма;
3) выполнение основных целей политической модернизации происходит при уяснении двух вопросов: переструк- турирования старого политического режима и проведения социально-экономических реформ, намеренных произвести плавный переход к капиталистическим тенденциям;
4) демократический тип управления страной содержит в себе иерархизированную модель установления стабильной политической системы на территории всего государства;
5) действует стратегия перманентной политической модернизации в социальной сфере России;
6) западные ценности и нормы радикально отличаются от наших традиционных представлений и определений социально-экономической жизни.
В нашем государстве интересы и предпочтения всех социальных групп граждан напрямую зависят от оценок государственных органов сложившегося конституционного строя и процессов приватизации государственной собственности отдельными частными коммерческими структурами. Такое деление на средний класс и бедные слои населения в материальном плане развития вступает в диссонанс с реалиями и представлениями западных стран об устройстве социальной жизни в Российской Федерации.
На данный момент в российском государстве демократические черты политической власти и государственных институтов характеризуются очень высокой степенью авторитарных тенденций государственных органов по отношению к действительной социально-политической ситуации, продвижением интересов элиты с помощью политических технологий.
Современной политической константой процесса политической модернизации социальной сферы России выступают разнообразные идейно-теоретические концепции и предложения по усовершенствованию и дальнейшему трансформированию социально-политического, а также и социально-экономического формата государственного управления страной в целом.
Новейшему ускоренному развитию социальной сферы Российской Федерации во многом способствуют такие государственные институты и организации, как: развивающееся гражданское общество, которое может и способно предложить свои рецепты по скорейшей модернизации нашего государства, а также эффективно повлиять на социально-политическую действительность в пределах всей страны.
Закономерным конечным итогом продуктивной работы гражданского общества России будет являться именно построение и продвижение на уровне государственного менеджмента той политической системы и того политического режима, которые в сущности своей будут представлять и продвигать парадигму общества нового уровня - с хорошо развитым средним классом в государстве. Нашим законодательным и исполнительным органам в перспективе своей необходимо стремиться к наиболее качественному построению развитого общества благоденствия и материального достатка в дальнейшем процессе своей жизнедеятельности.
Сам процесс поступательной политической модернизации характеризуется чётко очерченной политической системой глобальных вызовов и изменений, которые в дальнейшей перспективе могут являться мощным стимулом перехода от стран, находящихся на периферии своего социально-экономического государственного развития (Южная Америка, Африка), к реально развитым индустриальным странам (Западная Европа и США) с сильно выраженными социальными, политическими, экономическими, религиозными и культурными позициями на международной арене.
Политическая модернизация социальной сферы России на настоящем этапе сможет модифицироваться и приспособиться к возникновению новых, как государственных, так и негосударственных организаций, поле деятельности которых в перспективе сможет адаптироваться к поступательной и плодотворной деятельности разнообразных социальных страт в призме их иерархического соподчинения и оперативного регулирования всех сфер жизни общества.
Политическая модернизация социальной сферы России на современный момент представляет собой разнообразие многих типов и моделей самого этого процесса.
Резкое расслоение различных социальных групп населения нашего государства приводит к ещё большему увеличению люмпенизированных слоёв общества, в большинстве своём так и не привыкших к тем ценностям и нормам, которые перед ними в объективной ситуации поставила сама жизнь. Использование прежде действующих стереотипов мировоззренческого сознания народных масс в настоящих жизненных ситуациях не отображает в сути своей действительной картины реального взаимодействия всех ветвей государственной власти на общефедеральном, региональном и муниципальном уровнях государственного управления страной.
Сегодня в Российской Федерации немного поменялись правила игры.
Политическая элита на самых верхних этажах государственной власти стремится добиться своего признания путём метода и специфики проб и ошибок. На данном этапе развития наших политической системы и политического режима можно говорить о том, что действующая в стране современная политическая элита старается сохранить баланс во взаимодействии с различными социальными слоями и группами с тем смыслом, чтобы в действительности понять настроения, предпочтения и интересы разнообразных страт нашего российского социума.
Говоря непосредственно о типах политической модернизации социальной сферы России, наиболее предпочтительными вариантами скорейшего реформирования нашей социально-экономической и социально-политической жизни выступают следующие:
1) социально-мобилизационный тип общественных отношений с органами государственной власти нашей страны.
Этот тип представляет собой эффективное и продуктивное поступательное взаимодействие и общение друг с другом разных политических сил, групп и институтов по выработке наиболее приемлемых предложений и структурированных решений системного характера, действующих на современном этапе развития российского социума. Иначе говоря, такой формат плавного взаимодействия властной элиты и общественных слоёв нашего государства переходит в конечном итоге своём в стадию достижения взаимовыгодного паритетного компромисса на системном уровне общения властной государственной политической элиты и разнообразных общественных групп и слоёв нашей державы;
2) социально-информационный тип общественных отношений.
Этот тип характеризует чёткую информационно-коммуникативную структуру общения различных политических институтов, профсоюзных и некоммерческих организаций (НКО) в русле построения доверительного диалога государственной власти, политической элиты и простых граждан по вопросам государственного устройства, а также государственного суверенитета и пошагового регулирования всех сфер жизни общества на мировом политическом уровне взаимодействия с дальнейшими перспективами такого формата общения;
3) социально-исторический тип взаимодействия государства и общества.
Эта модель представляет собой историко-временную ретроспективу всех общественных внутриполитических и внешнеполитических отношений стран по взаимному контролированию и обеспечению безопасности границ государств в историческом контексте такого взаимодействия.
Это наиболее рациональный подход ко всему спектру проведения политических реформ в странах, которые в достаточной степени стремятся очень быстрыми темпами перейти от постиндустриального уровня своего социально-политического и социально-экономического развития к наиболее инновационному типу взаимодействия власти и общества, то есть к информационному характеру государственной политики.
Исходя из вышеперечисленных типов, следует сделать вывод о том, что политическая модернизация социальной сферы России представляет собой комплексную инновационную систему общественных отношений. Эта система выражается в том, что все политические и государственные институты и организации, осуществляющие свою власть и влияние на социум и понимающиеся как высшая политическая элита нашего государства, способны и могут проводить в своих политических идеях и решениях линию более открытого, транспарентного (прозрачного) взаимодействия как с гражданским обществом, представляющим собой разнообразные виды социальных институтов, обществ, групп, то есть НКО, различных профсоюзов и студенческих молодёжных организаций, так и с различными социальными силами и органами, представляющими собой единый фундаментальный общественный организм и институт.
Только та социальная политика, производящаяся государством, является наиболее эффективной и системной, которая может и способна слушать и слышать свой народ, понимать и осознавать предпочтения и социальные интересы разнообразных социальных групп и организаций, имеет реальную силу и направленность на развитие всего социума в целом и поддержание общественной стабильности и благосостояния своих граждан.
Следовательно, Российская Федерация в настоящий момент представляет собой независимого политического актора и игрока на международной арене и стремится всё больше и больше укреплять свои политические позиции на внутриполитическом уровне. Гражданское общество в нашей стране постепенно становится всё более и более активным генератором идей и предложений по усовершенствованию и преобразованию общества и власти во всём государстве и рупором (транслятором, передатчиком) массовых общественных настроений и общественных предпочтений.
Соответственно, на дальнейшую перспективу Россия будет продолжать и впоследствии продуктивно развиваться и чётко координировать свои политические действия и решения, а государственные и политические институты, представляющие собой легитимный и структурированный конструкт проведения плодотворной социальной политики, будут и дальше совершенствовать и развивать сам процесс политической модернизации социальной сферы Российской Федерации в целом.
Современное состояние социальной жизни нашего населения напрямую зависит от выстроенной в нашей стране государственно-политической вертикали власти. Наше будущее зависит от степени консолидации и интеграции усилий и действий политических органов и институтов на перспективу. Общий показатель легальности и легитимности политического строя в России должен выстраиваться путём достижения компромисса между негосударственными структурами управления социальной сферой жизни населения, государственными органами власти и, как отдельная компонента, бизнес-сообществами в системе соподчинения трёх властных ветвей: законодательной, исполнительной и судебной на глобальном уровне поступательного развития действующей политической системы в Российской Федерации.
Одним из мощнейших социально-политических генераторов реального благосостояния нашего государства является такой автономный политический институт, как гражданское общество. Только на высоком уровне диалога государственной власти и всевозможных политических ассоциаций, объединений, блоков, союзов возможно некритическое и поступательное развитие всей России в целом.
Гражданское общество является наиболее действенным катализатором и инструментом взаимодействия всех политических сил в нашем государстве. Это своеобразный рупор существующей политической действительности.
Таким образом, только с помощью гражданского общества возможно достигнуть консенсуса между государственными и негосударственными институтами в политической модернизации социальной сферы на всех трёх уровнях государственной власти: федеральном, региональном и муниципальном.